Найти тему

"N747PA" История 2го построенного боинга747

Боинг747 несомненно легендарный самолет. За долгие годы карьеры "Джамбо джет" успел завоевать славу самого узнаваемого лайнера "Боинг". И хоть на сегодняшний день эпоха горбатых гигантов подходит к концу, боинг747 до сих пор будоражит сердца, как простых обывателей, так и фанатов авиации.

На сегодняшний день, большая часть этих самолетов уже выведена из эксплуатации. Какие то из них порезаны, какие то еще ожидают своей участи на кладбищах самолетов. Некоторым бортам повезло больше, и они попали в музеи, как на пример первый прототип, выставленный в музее полета в Сиэтле. И если с первым экземпляром все понятно, какая судьба ждала второй борт? Что ж, его биография выдалась очень насыщенной, полной взлетов и падений. Так что устраивайтесь поудобней, заваривайте себе чай ☕ и не забывайте подписываться на канал.

А вот и наш сегодняшний герой
А вот и наш сегодняшний герой

Наш сегодняшний герой был построен на заводе в Эверетте и совершил свой первый полет 28 февраля 1969 года. До передачи в компанию Pan Am лайнер использовался Boeing для летных испытаний. Изначально лайнер был зарегистрирован как "N732PA", но вскоре он сменил регистрацию на узнаваемые "N747PA". Как ни странно, первенцем во флоте он так и не стал. Эта честь выпала самолету с регистрационным номером B736PA носившему имя "Clipper Victor". 27марта 1977 года он падет смертью Храбрых на Тенерифе.

После передачи в Pan American он получил имя "Jet Clipper America", после чего отправился в мировое турне, демонстрировать возможности нового флагмана публике. После турне лайнер вышел на регулярные линии, перевозя тысячи пассажиров, соединяя страны, людей и культуры. Но все резко изменилось в один день...

30 июля 1971 лайнер выполнял регулярный рейс Лос-Анджелес - Сан Франциско - Токио. Ничего не предвещало беды, пока при взлете из Аэропорта Сан-Франциско экипаж не совершил фатальную ошибку. Экипаж запланировал взлет с полосы "28L", но оказалось что она была закрыта парой часов ранее. Тогда пилоты, посоветовавшись с диспетчером, приняли решение взлетать с полосы "01R", которая была короче той, с которой они изначально собирались взлетать, но не пересчитали такие параметры как опорные взлетные скорости. В результате лайнер поздно набрал подходящую для взлета скорость и протаранил хвостовой частью системы освещения захода на посадку. Ее часть проникла в пассажирский салон ранив 2 человека. Поврежденный лайнер провел полтора часа в воздухе над Тихим Океаном вырабатывая топливо, после чего вернулся в аэропорт и совершил аварийную посадку. Все 218 человек на борту были спасены, 29 из них получили травмы.

Была серьезно повреждена гидравлическая система, хвостовое оперение с его поверхностями управления. Правая основная стойка шасси была вдавлена в фюзеляж. Не смотря на серьезные повреждения борт был отремонтирован и возвращен в эксплуатацию на линиях. После аварии лайнер приобрел статус своеобразного талисмана авиакомпании. Борт "N747PA" пользовался уважением экипажей, ведь ему удалось пройти через невероятное.

В остальном жизнь шла своим чередом. "N747PA" все так же бороздил небо, совершая тысячи рейсов. В 1973 году самолет сдавался в аренду авиакомпании "Air Zaire" где летал с регистрацией "N747QC". Его карьера там была не долгой. В 1975 лайнер вернулся в "Pan American". В 1980 году борт был переименован в "Clipper Sea Lark", но пролетал под этим именем не долго. В том же году он получил свое культовое имя "Clipper Juan T. Trippe" в честь основателя Pan Am, Хуана Т. Триппа, после его смерти в том же году. В 1988 году самолет получил боковую грузовую дверь и усиленный пол по требованию Министерства обороны США.

Прощание с водной аркой
Прощание с водной аркой

В 1991 с банкротством "Pan American" "N747PA" перешел в собственность "General Electric Credit Corporation". Лайнер год простоял в ангаре, и был последним 747м носившим ливрею "Pan Am". После длительного простоя самолет выкатили на церемонию прощания с сотрудниками, когда то могущественной компании. Многие из них посветили всю свою жизнь работе в этих авиалиниях, но теперь все кончено...

12 мая 1992 года лайнер навсегда покинул Нью Йорк и отправился в Аргентину, где был сдан в аренду авиакомпании "Aeroposta". В ней он эксплуатировался в качестве грузового самолета вплоть до 1997 года. Тогда самолет встал на прикол и использовался как "донор" запчастей для других классических Джамбо. Ему уже не суждено было вернуться в небо... В декабре 1999 года величественный лайнер пал под натиском железных щипцов. Казалось бы, славная история "N747PA" была окончена на всегда.

Что ж, лайнеру второй раз удалось обмануть судьбу. В 2000 году остатки планера были проданы частному предпринимателю в Южную Корею, где были сварены воедино и окрашены в ливрею Борта номер 1 президента США. Что примечательно, на борту осталась надпись с его родным именем "Clipper Juan T. Trippe". В когда то бороздившем небесные просторы гиганте открылось кафе "Jumbo Jet". В то время в Корее был тренд открывать рестораны в старых самолетах. Но не все было так гладко, в 2005 году заведение загнулось из за проблем с финансами и лайнер был оставлен гнить на произвол судьбы. С каждым годом он все больше ветшал и покрывался мхом. Энтузиастами были предприняты попытки сохранить легендарный борт и передать его в музей, для этого писались петиции. Но все их усилия были тщтетны, в 2010 году самолет был окончательно распилен. Жажда заработать на металлоломе оказалась важнее сохранения истории авиации. В 2017 была опубликована статья о якобы не полном его уничтожении. В ней говорилось что самолет был опять продан и переделан в церковь, но эта информация была быстро опровержена экспертами, а церковь давно уже была снесена. "N747PA" на всегда стал достоянием истории.

P. S.

Иногда жизнь одного самолета бывает ярче чем жизнь некоторых людей. Порой кажется, что у крылатых машин есть своя душа...

Не забывайте ставить лайки и подписываться если хотите видеть больше похожего рода публикаций. Всем хорошего утра/дня/вечера!