Время делиться впечатлениями о «Пенумбре».
Сразу скажу, что за спиной у меня 3 партии: две на двоих и одна на троих, вчетвером мы сыграть не успели, но как будто и хорошо — было бы точно очень долго.
Мне прислал самодельный экземпляр на пробу автор, поэтому имейте в виду, что финальный вид игры точно будет отличаться от того, что на фото.
Суть игры.
Вообще тематически «Пенумбра» похожа на «Гарри Поттера», и, хоть лор у игры глубокий (не знаю, что из него попадёт в итоговые правила, ибо в предварительных 72 😱 страницы), в игре он не особо чувствуется. Скорее всё сводится к ощущению, что вы волшебник и обучаетесь различным заклинаниям в школе (там же можно получить рецепты зелий и магических питомцев), ходите в локации а-ля запретный лес, посещаете лавку (не игр, но зелий и артефактов) и можете брать контракты в гильдии — выполнять задания, чтобы зарабатывать очки.
Ну и самая любопытная часть игры — это карты испытаний. По факту это столкновения с разными существами или локациями, для прохождения которых вам нужно подготовиться с кубиками и не погибнуть.
Например, вам нужно выбросить на трёх жёлтых кубиках (которые у вас должны быть, когда вы приступаете к испытанию) в сумме 16 (что довольно сложно) или иметь три оранжевых или фиолетовых единицы.
Но даже в этом случае ничего не гарантирует вам полностью прохождения испытания: когда вы подготовили кубики, соперник делает бросок угрозы — кидая указанное на карте испытания количество кубиков.
Эти кубики коварны: если их значения совпадут со значениями ваших кубиков, они их сбрасывают! Это такой элемент рандома, который и вносит перчинку в партии, и заставляет игроков тщательнее готовиться к испытанию, подстраховывая нужные кубики ещё какими-то с такими же значениями, чтобы выбились в первую очередь «ненужные».
Испытания в игре выходят из особой колоды судьбы, из которой открывается по 1 карте тогда, когда кто-то отдыхает (по факту пасует) или идёт биться. В эту же колоду замешиваются (на каждую партию случайно) карты пророчеств — триггер окончания партии. Здесь могут выпасть самые разные условия: например, каждый из игроков выполнил по 4 контракта, каждый из участников собрал по 2 метки искры — и многое другое. При этом партия в любом случае закончится, когда иссякнет колода судьбы, но с пророчествами появляется возможность закончить партию раньше.
Ваши итоговые очки складываются из ПО за испытания, выполненные контракты (или невыполненные, тогда это штраф), сет-коллекшн за типы контрактов и испытаний, которые вы выполняете, а ещё не так много, но можно выручить очки за последовательность своих магических принципов — либо вы уходите в тёмную магию и творите запретные заклинания, либо в светлую. В игре это реализовано как получение победных очков за разницу светлых и тёмных меток на контрактах и испытаниях, лорно это тоже подкрепляется. Обычно это до 10 ПО за игру, но учитывая, что счёт часто в районе 60, этим пренебрегать не стоит.
Похожие игры по настроению.
Внезапно для меня самой близкой по настроению игрой с «Пенумброй» стала «Чемпионы Мидгарда» (а ещё нелокализованная, но тоже симпатичная Monster Lands). То есть для меня это как бы Monster Lands, вывернутая наизнанку: в ML и «Чемпионах» вы стараетесь выкинуть нужное значение на кубиках, чтобы затащить бой, а в «Пенумбре» вы стараетесь защититься от непонятного броска на угрозу и подстраховаться заранее именно с ним, чтобы затащить испытание.
Испытания — самые «очковые» (хаха, тут может быть шутка про то, что ты немного боишься туда идти, но ладно 🤪) карты в игре, и я не вижу никакого варианта победить, если в них не идти, поэтому вам точно нужно будет готовиться к испытанию — а сколько вы будете это делать, будет зависеть от того, насколько вы готовы рисковать, но помните, что рандом порой бывает прям беспощаден (особенно когда кубики против тебя бросает Люда) 🤪
Фишки игры.
Фишки вытекают из моментов, описанных в правилах.
Мне кажется, «Пенумбру» выделяет из других игр соотношение хардкорности и фана — в игре нужно думать достаточно, так как в партиях крайне большой простор для комбинаций. Сами посудите — более 100 уникальных карт в сумме (даже, скорее всего, ощутимо больше), и вы каждый раз анализируете рынок из 4 контрактов, какого-то числа испытаний, 8 карт заклинаний/питомцев, 2 карты артефактов и 2 карты одноразовых зелий — в общем, есть где поразмышлять.
При этом всё это создаёт вам движок, который полностью никогда не гарантирует вам победу в испытании. Это подстраховочный движок вероятностей — и в этом как будто весь прикол.
При этом, если что-то не получилось, вы всегда можете выбрать действие отдыха, снова набрать кубики, положенные вам по прокачке планшета, и пробовать опять.
Кстати, я пыталась так сломать игру (только тссс) — всё дело в том, что в «Пенумбре» очень нетипичный пас. Обычно в играх при действии отдыха ваши накопленные ресурсы «обнуляются». Здесь же вы начинаете с 4 кубиками и можете условно первым ходом пасануть, чтобы набрать ещё 4. Моя идея была в том, чтобы пасовать — проходить испытание — пасовать — проходить испытание: то есть по факту просто брать нахрапом и количеством, раскручивая колоду судьбы, чтобы осуществить тактический блицкриг.
Увы и ах, не вышло (на самом деле, я рада, что не получилось, конечно): такой подход работает, когда тебе нужны проверки только вида «36+» на кубиках, а они довольно быстро истощились, и пришлось идти в школу учиться, чтобы покрасить кубики в нужные цвета и придать им требуемые в испытаниях значения.
Но вообще, конечно, в какой-то партии, где будут всегда выходить испытания на сумму значений, вероятно, так затащить и получится. Но ничего не помешает соперникам тоже так играть)
Сложность игры.
«Пенумбра» явно стремится к хардкору — причём даже не по глубине игровых решений, на мой взгляд, а по числу нюансов в правилах.
Здесь у меня будет для вас незнакомое, но, поверьте, очень больное слово — примагия.
Это слово значит, что У КАЖДОГО РЕСУРСА И У КАЖДОГО ЦВЕТА КУБИКА есть своя ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ функция в игре. Это правда поначалу просто взрыв мозга — я лично поначалу спала в этой памятке и только к середине второй партии начала запоминать все эффекты.
Ну то есть оранжевый ресурс, к примеру, нужен для активации карт заклинаний в вашем движке (условно как в «Рес Аркане»), но ещё он по примагии может быть потрачен, чтобы перевернуть кубик или изменить его значение на +-1. Ресурсов в игре, кажется, 6 — и каждый из них имеет дополнительную плюшку!
Кубики туда же: например, красные кубики могут быть выставлены на уже занятые места, если их значения выше тех кубиков, которые застолбили нужные вам позиции.
И если вы не помните все вот эти моменты, наверняка вы играете менее эффективно, чем другие.
Недостатки.
Которые иногда больше недостатки людей, чем игры, но скорее не в этом случае. Игра порождает даунтайм, причём нехилый, особенно если твою локацию, важную для построения цепочки, занял игрок до.
И тут игра, с одной стороны, прекрасна тем, что она даёт вывернуться благодаря примагии почти из любой ситуации, с другой — чтобы найти выход, иногда нужно перебрать много путей.
Именно поэтому я бы играла в «Пенумбру» вдвоём или втроём — вчетвером даунтайм может быть очень выраженным.
Ещё один недостаток, хотя скорее вкусовщина — игра внешне для меня безликая: вроде все нейроарты красивые, игра приятно выглядит, но она не имеет (поймите меня правильно) своего визуального стиля. Я обычно ценю обратное.
Последнее наблюдение, но выборка партий у меня небольшая: кажется, что всё-таки в игре может быть небольшой эффект снежного кома — когда ты успешно прошёл испытание, получаешь часто награду, которая тебя прокачивает и даёт возможность лучше проходить испытания в дальнейшем. Поэтому если один игрок будет дольше игнорить испытания, чем другой, скорее всего, игра его накажет за это.
Итого.
На мой взгляд, «Пенумбра» — очень любопытный отечественный проект, и спустя три партии я с интересом находила новые синергии карт для своего движка.
Да, объём правил заставляет достать чернил и плакать, но наверняка в официальном варианте правил можно будет ждать выверенной структуры и врезок по лору, чтобы информация была не вперемешку.
Я с удовольствием сама обзаведусь коробкой, тем более что в данный момент у меня нет ни «Чемпионов Мидгарда», ни Monster Lands, а «Пенумбра» при этом ещё и евро с построением движка, которое я так люблю.
А ещё всем моим сопартийцам игра, кажется, тоже зашла — и надеюсь, мы разложим её ещё уже в официальном варианте :)