Могилы знаменитостей, ушедших из жизни 18 мая
Жертвы крушения самолета – гиганта «Максим Горький»
В октябре 1932 года в Советском Союзе широко отмечался 40-летний юбилей литературной деятельности писателя Максима Горького. Группа молодых писателей во главе с Михаилом Кольцовым выступили с инициативой построить самый большой в мире агитационный самолет способный совершать перелеты на огромные расстояния и показать всему миру достижения молодой страны советов. Тогда же было предложено назвать это невиданное чудо авиационной техники «Максим Горький».
Советское руководство поддержало инициативу и по всей стране был объявлен сбор средств на создание самолета – гиганта. В кратчайшие сроки была собрана сумма в 6 000 000 рублей и конструкторское бюро под руководством Андрея Николаевича Туполева приступило к разработке проекта невиданного доселе летательного аппарата.
Проект был готов и утвержден в апреле 1933 года, строительство на Воронежском авиационном заводе начато 4 июля 1933 года , а 3 апреля 1934 готовый самолёт вывезен на аэродром. 24 апреля он был принят государственной комиссией а17 июня лётчик-испытатель М. М. Громов выполнил на АНТ-20 первый полёт продолжительностью 35 минут.
Всего через два дня после первого полета, 19 июня 1934 года Михаил Громов пролетел на «Максиме Горьком» над Москвой. В тот день столица встречала челюскинцев и торжественный пролет над Красной площадью невиданного ранее гиганта в сопровождении двух истребителей, казавшихся рядом с ним игрушечными, произвел неизгладимое впечатление не только на тысячи москвичей, но и на многочисленных зарубежных журналистов.
Специально для них в Тушино была устроена обзорная экскурсия, и наследующий день десятки мировых СМИ взахлеб рассказывали своим читателям о летающем доме, в котором есть все для комфортного пребывания.
Весной 1935 года заводские испытания самолета «Максим Горький» были полностью завершены и на 18 мая на центральном аэродроме Москвы в Тушино была запланирована торжественная передача самолета –гиганта пилотам агитационной эскадрильи имени А. М. Горького.
Два экипажа должны были совершить совместный полет. В качестве пассажиров на борту находились 37 человек. Это были сотрудники ЦАГИ и члены их семей, в том числе шестеро детей. За право совершить воздушную экскурсию над столицей, на предприятие было развернуто социалистическое соревнование. Летели лучшие.
Вместе с «Максимом Горьким» в воздух поднялись еще два самолета. В двухместном Р-5 вместе с летчиком Рыбушкиным находился кинооператор, который должен был снимать полет гиганта, а истребитель под управлением летчика Благина должен был демонстрировать разницу в размерах между обычным самолетом и новейшим достижением советского авиапрома.
Как только самолеты набрали высоту, Благин повел себя самым неожиданным образом. На своем маленьком И-5 он начал выделывать фигуры высшего пилотажа в непосредственной близости от «Максима Горького» идя с ним на опасное сближение. Наконец, он решил выполнить «рекордный трюк» сделать мертвую петлю вокруг крыла «Горького». В верхней точке петли мотор захлебнулся, и истребитель рухнул прямо на крыло проплывавшего под ним гиганта.
«Максим Горький» упал вблизи поселка Сокол на севере Москвы. Члены экипажа, пассажиры и летчик Благин погибли. Общее количество жертв 49 человек.
Через несколько дней на Новодевичьем кладбище состоялись похороны членов экипажа и пассажиров.
Мемориал жертвам катастрофы самолета «Максим Горький» Находится на старой территории некрополя в северной стене, отделяющей кладбище от Новодевичьего монастыря.
Официально было объявлено, что непосредственным виновником трагедии стал пилот Благин, совершивший акт воздушного хулиганства и грубо нарушивший полетное задание.
В западной прессе активно продвигалась версия теракта. Говорилось, что Благин ненавидевший советскую власть и состоявший в контрреволюционной подпольной организации сознательно пошел на таран, что бы уничтожить чудо-самолет, а заодно и находившихся в нем коммунистов-активистов.
Есть третья гипотеза произошедшего.
Говорят, что незадолго до трагедии, Иосиф Виссарионович Сталин смотрел у себя на даче американский документальный фильм о авиации, где в частности были захватывающие сцены воздушной акробатики. Вроде бы как вождь в своей обычной манере задал риторический вопрос, что-то типа:
«Интересно, а наши так умеют? Вот было бы здорово советским людям такое показать»
Следствие, проведённое сотрудниками НКВД, после трагедии выяснило, что за 1—1,5 часа до полёта с лётчиками, участвующими в пролёте с «Максимом Горьким», встретились работники кинофабрики военно-учебных фильмов В. Г. Ряжский и А. А. Пуллин. С санкции высшего руководства ВВС они настояли на изменении сценария полёта, и лётчики, без ведома руководителя полёта и непосредственных начальников, были вынуждены согласиться. Цель кинодокументалистов — обеспечить съёмки воздушных фигур пилотажа рядом с «Максимом Горьким» для агитационной работы.
После трагедии Ряжский и Пуллин не были ни арестованы, ни осуждены.
В пользу последней версии свидетельствует и тот факт, что непосредственный виновник катастрофы Благин был похоронен вместе с остальными погибшими на Новодевичьем кладбище, его жена и дочь получили новую благоустроенную квартиру и солидную пенсию по потере кормильца.
Что произошло в действительности, теперь уже вряд ли кто-нибудь, сможет ответить.
Бабушкин Михаил Сергеевич (1893–1938)
Известный советский полярный летчик, Герой Советского Союза.
Родился в подмосковной деревне, вблизи посёлка Лосиноостровский. В дальнейшем поселок был преобразован в город и в 1939—1964 годах назывался Бабушкин. В дальнейшем вошёл в состав Москвы и ныне является Бабушкинским районом столицы.
В юности Миша Бабушкин активно осваивал все новинки, пришедшие в Россию в начале 20-го века. Он играл в экзотическую тогда английскую игру футбол, освоил профессию киномеханика и работал в «синематографе», выучился на автомеханика, а когда началась Первая мировая война, добился направления в гатчинскую Офицерскую воздухоплавательную школу. Успешно прошёл курс обучения и в 1915 году получил звание лётчика. Был оставлен в школе на должности инструктора. Получил чин прапорщика.
Принимал участие в Гражданской войне, партизанил на стороне Красных. С 1923 года летчик Гражданского воздушного флота. Проходил службу на крайнем севере.
В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Нобиле, в 1933 году участвовал в экспедиции парохода «Челюскин», в 1935 году — в высокоширотной экспедиции ледокола «Садко».
Был вторым пилотом самолета –гиганта АНТ-6 21 мая 1937 года впервые в мире была совершившим посадку на Северном полюсе. Самолет экипажем, которого командовал Герой Советского Союза М. В. Водопьянов, доставил в самую северную точку планеты оборудование и участников экспедиции дрейфующей станции «Северный Полюс-1».
За проявленное при выполнении этого задания мужество и героизм М. С. Бабушкину 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза.
В 1937—1938 годах Бабушкин участвовал в поисках пропавшего самолёта С. А. Леваневского.
Михаил Сергеевич Бабушкин погиб 18 мая 1938 года в авиационной катастрофе тяжелого бомбардировщика ТБ-3, упавшего в русле Северной Двины близ Архангельска. Самое обидное, что в этом самолете прославленный летчик летел в качестве пассажира.
Похоронен в колумбарии Новодевичьего кладбища, на старой территории.
Вместе с ним покоятся его жена Мария Семёновна, а также два сына — лётчики Михаил Михайлович и Олег Михайлович, погибшие в годы Великой Отечественной войны и дочь.
В 2004 году на улице Летчика Бабушкина находящуюся в Бабушкинском р-не Москвы был открыт памятник знаменитому летчику.
Семашко Николай Александрович (1874–1949)
Видный советский партийный и государственный деятель, один из организаторов советского здравоохранения, академик АМН СССР (1944) и АПН РСФСР (1945).
Родился в селе Ливенское Елецкого уезда Орловской губернии. Родной племянник первого русского марксиста Г. В. Плеханова, который был родным братом его матери.
В 1891 году поступил на Медицинский факультет Московского университета. Несмотря на то, что его преподаватели И. М. Сеченов, гигиенист Ф. Ф. Эрисман, хирург Н. В. Склифосовский весьма высоко оценивали способности будущего врача в 1895 году был отчислен за участие в нелегальном марксисткам кружке и выслан из Москвы в родное село под гласный надзор полиции.
В 1901 году окончил медицинский факультет Казанского университета, работал врачом в Орловской и Самарской губерниях. В 1904 году становится членом Нижегородского комитета РСДРП, а позже принимает активное участие в революционных событиях 1905 года. С 1906 года в эмиграции, где продолжал революционную деятельность. В Россию вернулся в сентябре 1917 года.
После Октябрьской революции занимал пост наркома здравоохранения РСФСР и множество других ответственных должностей. Сыграл большую роль в организации советской системы здравоохранения. Под его руководством была создана целая сеть научно-исследовательских медицинских институтов, учебных заведений по подготовке среднего медицинского персонала создана Центральная медицинская библиотека и открыт Московский Дом ученых.
Н. А. Семашко был первым председателем Высшего совета по делам физической культуры и спорта и главным редактором Большой медицинской энциклопедии.
Скончался 18 мая 1949 года. Похоронен на первом участке Новодевичьего кладбища.
Маресьев Алексей Петрович (1916-2001)
Человек чьё имя в СССР было известно каждому, от пионера до пенсионера.
Легендарный летчик, Герой Советского Союза.
В марте 1942 года был сбит в воздушном бою.
После падения самолета в немецком тылу получил тяжелые травмы обеих ног. 18 суток, ползком пробирался к своим. После того, как попал в расположение партизанского отряда, был эвакуирован на большую землю. В госпитале врачи ампутировали ему обе ноги.
Проявив невероятное мужество и настойчивость, он научился не только ходить на протезах, но и бегать и даже танцевать. В 1943 году Маресьев добивается не просто возвращения на фронт, но и снова садится за штурвал боевого самолета.
На счету отважного летчика 10 сбитых самолетов противника, причем 7 из них он уничтожил, уже летая на протезах.
О судьбе Алексея Маресьева, вся жизнь которого стала подвигом, в СССР узнали из книги Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".
В дальнейшем повесть была экранизирована. В главной роли снялся Павел Кадочников.
Произведение было включено в школьную программу. Имя Маресьева носили пионерские отряды и дружины.
Сам Алексей Петрович до начала 50-х годов работал инструктором школы ВВС в Москве. С 1956 года возглавлял Советский комитет ветеранов войны.
Скончался Герой Советского Союза Маресьев Алексей Петрович 18 мая 2001 года, не дожив двух дней до своего 85-летия.
Похоронен на 11 участке Новодевичьего кладбища.
На этом мои уважаемые читатели, разрешите сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.