634 подписчика

"Годзилла: минус один": плюс один хороший фильм про Годзиллу

Всё началось с того, что среди подаренных моему сыну игрушечных динозавров был такой, которого я не смог опознать.

Всё началось с того, что среди подаренных моему сыну игрушечных динозавров был такой, которого я не смог опознать. Но поскольку отделаться от вопроса любопытнейшего ребёнка со взглядом кота из "Шрэка" – "Пап, а как называется этот дададаврик (авторское произношение 3-летнего ребёнка, прим. авт.)?" – было невозможно ответом "Не знаю" или "Сходи погугли", то пришлось сказать, что это Годзилла.

Игрушка действительно была чем-то похожа на японского кайдзю, только у нее отсутствовал знаменитый гребень на спине и хвосте. Тем не менее, моя фантазия прижилась в сознании Вани, и он чётко запомнил название ящера.

Согласитесь, что-то общее есть...
Согласитесь, что-то общее есть...

Полтора года спустя я посмотрел трейлер нового японского фильма "Годзилла: минус один", который меня заинтересовал, как минимум, как что-то контрамериканское, т.е. не настолько упрощённое в части персонажей. В довесок меня привлёк редизайн Годзиллы, который в новом японском фильме местами напоминает разъярённого кота – одновременно очаровывает и настораживает.

Учитывая, что я периодически вспоминал об этом фильме ("Так, вот выйдет новый "Годзилла", главное, не забыть посмотреть"), мой сын чётко вознамерился посмотреть "Годзиллу: минус один" со мной. Взрослое решение, уважаю.

В ожидании релиза я решил промарафонить франшизу американского производства о монстре, куда входят: "Годзилла" (2014), "Годзилла-2: Король монстров" (2019), "Годзилла против Конга" (2021) и только что вышедший "Годзилла и Конг: Новая империя" (2024). Если коротко об этих фильмах, то чем дальше, тем хуже; ниже я буду упоминать их только в сравнении с японской картиной.

Американский "коллега".
Американский "коллега".

И вот недавно состоялся цифровой релиз "Годзиллы: минус один", а, следовательно, настал черёд просмотра того, ради чего этот мини-киномарафон и затевался.

Главное, что отличает японскую версию от американских адаптаций, это подача истории. Для западной франшизы гигантский ящер — это способ продать зрителю зрелище, за которым стоит весьма скудная история. Какие-то попытки снять кино про людей, столкнувшихся с угрозой тотального разрушения их мира, были только в первом фильме. А к последней части вся франшиза забила на попытки рассказать человеческие истории и превратилась в такой монстр-рестлинг, что порой хотелось выключить звук и просто смотреть на картинку.

Сюжет ленты охватывает временной период 1945 – 1947 годов, что задаёт важный контекст. Это окончание Второй мировой войны и послевоенное время для Японии, пережившей два атомных взрыва и многочисленные бомбардировки Токио (которые, к слову, унесли больше человеческих жизней, чем атака на Хиросиму и Нагасаки). Заданный таймлайн даёт возможность для множества социальных и политических комментариев.

Похож на актёра в резиновом костюме?
Похож на актёра в резиновом костюме?

Например, хоть в фильме об этом прямо и не говорится, но, скорее всего, Годзилла пробудился в результате как раз-таки двух атомных взрывов. В этом считывается метафора на последствия уничтожения Хиросимы и Нагасаки: пост-эффект для японцев в виде разрухи и лучевой болезни был куда более тяжёлым и мучительным, чем секундное убийство десятков тысяч мирных граждан.

Перед вторым появлением Годзиллы фильм намекает, что увеличившиеся в несколько раз размеры монстра (в начале фильма он похож на ти-рекса из "Парка юрского периода") — это следствие ядерных испытаний США в районе Бикини в 1946 году. Ощущение, что режиссёр и сценарист фильма Такаси Ямадзаки уж точно ничего не забыл и не простил.

Парк японского периода.
Парк японского периода.

Это важный подтекст, поскольку он сохраняет свою актуальность и поныне, хотя опасность ядерной гонки представлена лишь через контекст непосредственной угрозы для Японии, а остальной мир как бы за скобками (СССР упоминается лишь раз). Но это в любом случае условность, ведь вне зависимости от политических комментариев в первую очередь перед нами кино про огромного монстра и то, как с ним борются доблестные японцы.

Следует отметить, что "Годзилла: минус один" — кино очень восточное. Это означает, что актёрская игра в фильме может показаться сверхэмоциональной и непривычной. Герои здесь постоянно переживают и мало рефлексируют. (С другой стороны, а как ещё нормальный человек может реагировать на неведомое неуязвимое создание, за один раз уничтожающее целый жилой район?..)

Если история про людей в американских "Годзиллах" скорее фоновая и выглядящая как дань уважения японским истокам (читай: рудимент), то в "Годзилле: минус один" человеческая линия является центром фильма, а монстр создаёт необходимый для этой линии фон.

Главный герой с ПТСР в послевоенном Токио.
Главный герой с ПТСР в послевоенном Токио.

Итак, сюжет фильма рассказывает историю пилота-камикадзе Коичи Сикисимы, который во время одного из вылетов не смог исполнить свой долг и вернулся живым. Ровно такую же трусость он проявляет во время первого нападения Годзиллы и в страхе не может открыть огонь из пулемёта по ящеру. Атака монстра приводит к гибели почти всех сослуживцев главного героя.

С точки зрения японской морали (в моём понимании её) Сикисима тем самым дважды покрыл себя позором, потому что дважды не принёс себя в жертву в бою.

Здесь следует отметить, что у японцев особое отношение к жизни и смерти. Думаю, это обусловлено географическими условиями и расположением на нашем голубом шарике самой Японии, которую периодически сотрясают землетрясения и накрывают тайфуны. Т.е. живущие на этом островном государстве люди фактически могут умереть в любой момент. Поэтому момент самостоятельного выбора момента и способа смерти в философском смысле позволяет японцам перехитрить старуху с косой.

Несостоявшийся самоубийца.
Несостоявшийся самоубийца.

Собственно, лётчики-камикадзе (символично, но "Камикадзе" — это название тайфуна) применялись на тот момент исключительно в Японии и были весьма эффективны в войне с США (вкупе с кризисом вооружения это было ещё и экономически эффективно). Известно, что большинство из них были молодыми добровольцами, для которых погибнуть за страну считалось высшей честью, а сей поступок был почитаем среди сограждан. Соответственно, проявляемая трусость, т.е. сознательный отказ от чести и долга, являлась позорной.

Этот момент приходилось особо пояснять Ване, который изначально подумал, что камикадзе — это имя главного героя. Мой сын не понимал, как в принципе возможно добровольно умереть и почему герой сожалеет о том, что выжил. Восток, понимаешь, дело тонкое...

Вернувшись домой в полуразрушенный Токио, герой узнаёт, что его родители погибли в результате бомбёжек. Повседневная послевоенная жизнь причиняет ему страдания, потому что он не может найти себя среди траурного торжества жизни (ведь война-то закончилась). Сакисима как будто бы ни жив, ни мёртв. И будто бы отныне сам ищет смерти, когда нанимается моряком на тральщик и – ближе к концу фильма – когда вновь садится в кресло пилота-смертника.

Мирное время - военные решения.
Мирное время - военные решения.

Однако за всеми этими моральными дилеммами главного героя сценарист освещает другую сторону трусости Сикисимы. Из-за неё (или в данном случае благодаря ней) шанс на нормальную жизнь получают случайные выжившие в послевоенном Токио женщина и грудной ребёнок, материальную заботу о которых берёт Сикисима, создавая подобие семьи.

Т.е. смерть героя в начале фильма при первой атаке Годзиллы ничего бы не поменяла (он погиб бы с высокой долей вероятности, даже если бы не струсил, т.к. пули не пробивали кожу монстра), а вот жизнь его стала спасением для других жизней. Причём не только упомянутых женщины и ребёнка, но и прочих токийцев, потому что именно Сикисима ставит финальную точку в противостоянии с Годзиллой, направляя свой самолёт прямо в пасть монстра, при этом успевая катапультироваться.

А нечего было рот открывать!
А нечего было рот открывать!

Хотелось бы прояснить этот момент: мне думается, что эта сцена нужна для жизнеутверждающего и антивоенного посыла ленты, но её не стоит рассматривать как критику военного руководства Японии времён Второй мировой войны, которое не оснащало самолёты пилотов-камикадзе механизмами катапультирования. Во-первых, повторюсь, гибель во имя страны считалась высшей честью. А во-вторых, самолёты с лётчиками-камикадзе использовались против военных кораблей США; соответственно, в случае катапультирования перед моментом столкновения самолёта с судном, куда поплывёт пилот? Не будет ли куда более мучительной смерть в открытом океане от обезвоживания или утопления, чем мгновенная гибель в результате подрыва боезаряда?.. Вопрос, конечно, философский...

Фильм получил Оскар за спецэффекты в этом году, и вот как раз сцены действия произвели на меня наибольший эффект. Практически все они показаны с человеческой перспективы, что добавляет вовлечённости и ощущения масштаба. В американской франшизе такой роскошью баловали лишь первые два фильма (например, в "Годзилле" 2014 года очень удачна снята сцена высадки воздушного десанта в момент поединка Годзиллы с другим монстром), а в двух последних ощущение масштаба потерялось.

"Погоди, я просто поговорить".
"Погоди, я просто поговорить".

В "Годзилле: минус один" же размеры и опасность монстра физически ощущаются, особенно в сцене погони ящера за тральщиком (Ваня на этот моменте особенно переживал за героев и постоянно кричал: "Папа, он их сейчас съест!!!"). Особый визуальный эффект вызывают фрагменты применения Годзиллой своего "атомного дыхания" против крейсера и во время атаки на Токио. Быстро, молниеносно, смертоносно.

Также порадовала отсылка на оригинальный фильм 1954 года в виде сцены с атакой ящера на пассажирский поезд. Из оригинала также взята основная музыкальная тема, которую я прослушал целиком, не выключая титры, чем вызвал комментарий своего недоумевающего сына: "Папа, а кино же кончилось, ты чего не выключаешь?". Настолько хороша эта композиция!

Без этой сцены нельзя было снимать фильм!
Без этой сцены нельзя было снимать фильм!

Отдельно меня впечатлила сцена брифинга перед финальной атакой японцев на Годзиллу. Впечатлила, понятное дело, не масштабом, а подходом: в ней ещё один моряк с тральщика и в прошлом военный инженер Кенджи Нода предлагает вполне себе рабочий план уничтожения монстра, который обоснован с точки зрения физики (по крайней мере, выглядит таковым).

Там, где у американцев было бы просто "давайте шарахнем ракетами", японцы на полном серьёзе продумывают реальные способы уничтожения монстра, продумывая ход боевых действий на несколько шагов вперёд. В свою очередь, столь серьёзный подход к сценарию заставляет зрителя и само кино воспринимать серьёзно, несмотря на столь фантастические условности. Это, пожалуй, главная заслуга "Годзиллы: минус один".

Всё очень серьёзно!
Всё очень серьёзно!

Образ монстра в японском фильме, если не брать чисто вкусовое мнение о внешнем облике, мне нравится больше, чем в американских. В них Годзилла является эдаким добреньким кайдзю, который защищает Землю от других монстров. Как бы смешно это не прозвучало, но указанное сюжетное обстоятельство даёт монстру мотив, что, с моей точки зрения, очеловечивает данное создание, заставляя забывать о том, какие людские жертвы приносит за собой одна только проходка Годзиллы по улицам мегаполиса.

Японский Годзилла не такой. Это монстр по образу и по сущности, метафора стихии, у которой нет мотива, как нет мотива, например, у землетрясения или цунами. В той же мере кайдзю представляет собой олицетворение войны как явления, причём войны с превосходящим в силе противником. Это враг, с которым нельзя договориться, который сам не остановится и которого любыми силами необходимо победить, для чего людям нужно сплотиться и быть героями. В этом и есть выигрышная позиция японского фильма, из-за чего он воспринимается именно как кино про людей, а не аттракцион про миленького гигантского монстрика.

Fallout по-японски.
Fallout по-японски.

Ване понравились все фильмы про Годзиллу, но я постарался объяснить ему их отличия друг от друга, а также то, почему японская лента мне кажется наиболее выигрышной. Перед просмотром я опасался, что слишком рано показываю 4,5-летнему ребёнку фильмы, которые могут его напугать.

И так оно и вышло. В "Годзилле против Конга" на сцене, когда один из монстров съедает человека, мой ребёнок расплакался. Но не от испуга и не из-за смерти персонажа. Сквозь слёзы он сказал: "А я думал, этот монстр добрый".

Для моего сына травмирующим обстоятельством оказалось то, что он воспринял животное немотивированным злом. Я постарался объяснить, что дикий зверь не злой сам по себе (поскольку само понятие зла – есть производная от человеческой морали), а попросту опасный хищник, которого стоит опасаться вне зависимости от каких-либо ожиданий.

Масштаб имеет значение.
Масштаб имеет значение.

В этом смысле совместный просмотр "Годзиллы: минус один", я считаю, стал важным опытом осознания моим сыном существования того, что человеку стоит бояться. Пусть для него пока что это будет гигантским монстр с "атомным дыханием", игрушку которого он у меня теперь выпрашивает (конечно, куплю, куда я денусь). И пусть для его маленького мира больше по душе будет американский Годзилла с его морально верными принципами. Здесь важна дискуссия с маленьким человеком, а не его вкусовые предпочтения на данном этапе жизни.

Либо же я из тех отцов-садистов, по ком плачут органы опеки и попечительства, но у меня там есть связи, так что даже не думайте.