Найти тему
Шкатулка древности

Народные обычаи и поверья на Фоминой неделе. В чем найти утешение от "зеленого змия"

Оглавление

Из поколение в поколение передавались на Руси вековые традиции, обычаи и обряды, старинные заговоры и рецепты. Но древность куда лучше показывает нам картины радостей и горестей человека.

В народной традиции и календарных днях Церкви не случайно близко отстоят друг от друга, празднуются на одной неделе - почитание образа иконы Пресвятой Богородицы Неупиваемя Чаша и народного православного праздника Радуница.

Икона "Неупиваемая чаша"
Икона "Неупиваемая чаша"

Все православные сегодня 18 мая 2024 года чтят святой образ иконы под названием «Неупиваемая Чаша». Пресвятая Богородица молится за всех грешных и возвещает, что каждому страждущему уготована Неупиваемая Чаша небесной помощи и милосердия.

Радоница. Русь молящаяся
Радоница. Русь молящаяся

Богоматерь изображена с воздетыми вверх руками, перед Ней – Богомладенец, стоящий в чаше. Для правоверных означает неистощимый источник духовной радости и утешения. Для кого в эти дни почитание образа имеет особое значение? Ответ простой: для борющихся от пагубного влияния "зеленого змия" и молящихся за избавление родных от него.

Почтение к земным благодеяниям и избавление от земных пристрастий начинается с Фоминой недели - второй недели после Пасхи.

Плакат советской эпохи
Плакат советской эпохи

Вторник Фоминой недели носит название "радуницы" или "радоницы", от слова "радость" – ведь праздник Пасхи продолжается. Дело в том, что на протяжении всей Пасхальной седмицы и в понедельник Фоминой недели церковный Устав воспрещает гласное (через воспевание) поминовение усопших. За эти дни в храмах накапливается много записок с поминаниями, да и сами верующие испытывают потребность церковно помолиться о почивших. Поэтому во вторник Фоминой седмицы и совершается это всеобщее поминовение в храмах.

В этот день православная Русь обыкновенно поминает родителей, ближайших кровных родственников. Главная радость состоит в обряде "прикосновения" к предкам, возможности пообщаться с ними.

Взгляд из древности

В крестьянской Руси бытовали особые поверья и обряды на Радоницу.

На погосте празднование
На погосте празднование

Ещё загодя крестьянские женщины пекут пироги, блины пшеничные, оладьи, кокурки, приготовляют пшенники и лапшевики, варят мясо, студень и жарят яичницу. Со всеми этими яствами они отправляются на погост, куда является и священник с притчом, чтобы служить на могилах панихиды. За панихиды бабы, собравшись человек по пяти, платят в складчину духовенству пирогами, студнем и кашей. Так во время богослужения бабы поднимают невообразимый рев и плач на голоса, с причитаниями и завываниями. Мужики во многих местах избегают ходить на панихиды, чтобы не глядеть на бабьи слезы, в искренность которых они не совсем верят.

Художник К. Маковский. Деревенский обряд
Художник К. Маковский. Деревенский обряд

На Радоницу накрывается Навий стол для угощения умерших. В спокойную, благую обстановку дома, где все чисто, защищено, должны прийти предки к общению. Пообщавшись люди должны получить защиту и силы Рода, а также возможность донести до них живое тепло и любовь.

Духовенство примечается особо
Духовенство примечается особо

Позже по празднованию Радоницы, когда духовенство, отведав особого для него угощения, разойдется по домам, на кладбище являются мужики, и начинается пир на могилках. Крестьяне христосуются с умершими родственниками.

По древнему обряду. Фото начала 20 века
По древнему обряду. Фото начала 20 века

Поминают предков на могилках, зарывают в них крашеные яйца, поливают брагой, убирают их свежим дерном. Поверх дерна ставятся всевозможные лакомые блюда, в том числе и водка, и пиво. Когда яства расставлены, поминальщики окликают загробных гостей по именам и просят их попить-поесть на поминальной тризне. Но, угощая покойников, крестьяне, разумеется, не забывают и себя, так что к концу поминания на кладбище обыкновенно бывает множество пьяных, которые еле стоят на ногах и путаются между могильными крестами, не будучи в состоянии найти дорогу домой. Такое же, если не больше, пьянство происходит и на городских кладбищах, куда в день "радуницы" для пресечения безобразий наряжаются даже усиленные наряды полиции.

Штыров Е.С. Окликание предков
Штыров Е.С. Окликание предков

Такое, более древнее "христосование" с умершими предками, уже не столь распространено и не принято в современном обществе.

О неблаговидных привычках и недугах

В деревнях и селах же по крестьянским обычаям в будни спиртных напитков не полагалось, пьянство считалось величайшим позором и грехом. И тому способствовала традиция поклониться в святые дни иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Весть о чудотворной иконе очень давно и быстро распространилась по всей России. Люди, страдавшие от пьянства, их родные и близкие спешили вознести молитвы к Пресвятой Богородице об исцелении от недуга, многие приходили уже после, чтобы возблагодарить Владычицу за Ее великую милость.

Иллюстрация к рассказу М. Зощенко "Беда"
Иллюстрация к рассказу М. Зощенко "Беда"

Сила образа иконы

Ныне люди едут со всех уголков России и других стран, чтобы узреть образ Неупиваемой Чаши. Славится чудотворная икона скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения. Замечено, что она не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни человека, приводит его к осознанию своих грехов, покаянию, и в целом возвращает к благочестивой жизни.