9 Камиль Писсарро (родился 10 июля 1830 года, Сент—Томас, Датская Вест-Индия - умер 13 ноября 1903 года, Париж, Франция) - живописец и гравер, ключевая фигура в истории импрессионизма.
Он экспериментировал со многими стилями, включая период, когда он использовал пуантилистический подход Жоржа Сера. Поддерживающий друг и наставник таких влиятельных художников, как Поль Сезанн и Поль Гоген, многие из тех, кто его знал, называли его “отцом Писсарро”.
Бульвар Монмартр зимним утром - одна из четырнадцати картин французского художника Камиля Писсарро, написанных маслом на холсте и изображающих бульвар Монмартр, одну из самых величественных улиц Парижа. На этой картине изображен бульвар поздним зимним утром, с тусклым солнечным светом, туманом и снегом. Как и во всей серии, четкая центральная форма уходящего вдаль бульвара, обрамленного рядами деревьев и высокими зданиями, диктует простую, но мощную композицию и перспективу. Яркие мазки на небе и дороге помогают привлечь внимание к этой оживленной магистрали. Схематично нарисованные фигуры и экипажи, напоминающие размытые фотографии, добавляют оживленного движения, хотя эффект жемчужного зимнего солнца, пробивающегося сквозь туман, делает этот вид более спокойным, чем некоторые другие картины в этой серии. Во многих местах, например, на дорожном покрытии, широко используется пуантилизм. Писсарро ранее экспериментировал с этой техникой и отказался от нее, но ее влияние на его творчество сохранялось. К 1890-м годам Писсарро почувствовал, что серии картин, подобные этой, дают ему художественное направление, которого он жаждал. Они показали, что его сердце было сосредоточено на изучении меняющихся световых и погодных эффектов, которые окружают нас повсюду, — главном увлечении импрессионистов.
Писсарро был третьим сыном еврейского торговца французского происхождения. У юного Писсарро рано проявился талант к рисованию. Осенью 1855 года он покинул дом, направившись в Париж.
Писсарро увидел современное искусство, представленное на Всемирной выставке в Париже, где его привлекли картины Камиля Коро. В 1856 году он начал посещать частные занятия в Школе изящных искусств, а в 1861 году устроился переписчиком в Лувр. Он также посещал Швейцарскую академию, “свободную студию”, где познакомился с будущими импрессионистами Клодом Моне, Полем Сезанном и Арманом Гийоменом. Благодаря Моне он также познакомился с Пьером-Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем.
Он также обучался у Коро, который убеждал его рисовать с натуры. Отражая влияние Коро, ранние картины Писсарро обычно включают в себя тропинку или реку, удаляющуюся в перспективе, а также фигуры, которые создают общее ощущение масштаба. Однако его ранние работы имеют светлые и зеленые тона, в отличие от серебристых работ Коро.
Примерно в 1860 году у него завязались отношения с Джулией Веллей, горничной его матери, и в 1863 году родился их первый ребенок, Люсьен. (Пара поженилась в Лондоне в 1871 году; всего у них в итоге родилось восемь детей).
На протяжении 1860-х годов Писсарро все больше и больше выступал против стандартов Школы изящных искусств и Академии. Его яростные аргументы о несправедливости системы жюри и премий производили впечатление. Несмотря на то, что он демонстрировал свои работы на Парижском салоне, он и его коллеги все больше осознавали несправедливость системы жюри Салона.
В 1870 году Писсарро отправился в Лондон, где встретился с Моне. Какое-то время Писсарро жил в Южном Лондоне и рисовал пейзажи, например "Хрустальный дворец" в Лондоне (1871).
Много лет спустя он писал:
“Мы с Моне были в восторге от лондонских пейзажей. Моне работал в парках, в то время как я, живя в Лоуэр-Норвуде, в то время очаровательном пригороде, изучал воздействие тумана, снега и весны”.
В 1872 году Писсарро вернулся в Понтуаз, где собрал вокруг себя небольшой кружок художников, включая Сезанна, которому Писсарро терпеливо демонстрировал свой метод рисования с натуры. Эти уроки заставили Сезанна полностью изменить свой подход к искусству. Позже, в 1902 году, он сказал о своем наставнике:
“Что касается старика Писсарро, то он был для меня отцом, человеком, с которым можно посоветоваться, и кем-то вроде доброго Господа”.
В начале 1870-х годов Писсарро много размышлял над идеей создания альтернативы Салону, этот план он обсуждал с Моне, Ренуаром и другими художниками. Они разработали идею общества с уставом, основанным на уставе местного профсоюза пекарей, и к январю 1874 года Писсарро помог основать кооператив в этом направлении. В апреле того же года группа провела свою первую выставку в студии фотографа Надара в Париже, на бульваре Капуцинов, 35, которая стала известна как первая выставка импрессионистов. Среди тех, кто демонстрировал свои работы, были Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн, Эдгар Дега и Берта Моризо. Писсарро представил на выставке пять картин, в том числе "Иней, старая дорога в Эннери, Понтуаз" (1873).
Крестьянин идет по полю в Пуантуазе. Акцент в картине на цветовой гармонии является важным предшественником неоимпрессионистских техник, но его истинное достижение — это привлечение внимания к композиции импрессионистского полотна. Сезанн, как известно, сказал: «Мы должны сделать из импрессионизма нечто прочное, как музейное искусство», имея в виду отсутствие базовой структуры этого движения. Однако наставник Сезанна Писсарро использовал вспаханные поля, пересеченные протоптанными тропами, и регулярно расположенные деревья на горизонте, чтобы создать сбалансированную композицию.
Художников-импрессионистов объединяло желание запечатлеть современный мир вокруг себя, запечатлевая мимолетные эффекты света и цвета. Как правило, они избегали традиционного моделирования и композиций, сосредоточившись вместо этого на текстуре, тоне и ярком цвете. Писсарро предпочитал сельскую тематику современным городским сюжетам, которые предпочитали некоторые его коллеги, но он разделял желание других художников изображать эффекты падения света на предметы. Его работы, относящиеся к раннему периоду импрессионизма, также демонстрируют свободную манеру письма и отсутствие рисунка, которые были характерны для других работ импрессионистов того времени.
Писсарро был очень разочарован реакцией публики на первую выставку импрессионистов. Он с горечью написал критику Теодору Дюре:
“Наша выставка проходит хорошо. Это успех. Критики уничтожают нас и обвиняют в том, что мы плохо учились; я возвращаюсь к своей работе, это лучше, чем читать рецензии”.
Финансовое положение художника было отчаянным, и в личной жизни у него был полный упадок: его дочь Жанна умерла за неделю до открытия выставки.
Jeanne Pissarro dite Minette, tenant un évental дочь Писсарро Жанна-Рашель, по прозвищу Минетт, умерла от туберкулеза в возрасте восьми лет после короткой, болезненной жизни. Хотя Писсарро в большом количестве писал портреты своей жены и детей, его прозаические картины о медленно ухудшающемся здоровье дочери являются одними из самых трогательных. На этом портрете, написанном за несколько месяцев до ее смерти, Писсарро красноречиво изображает свою дочь сидящей дома у печки, а не играющей на улице. В руках она держит японский веер - предмет, который одновременно говорит о ее собственной красоте, драгоценности и утонченности, а также о любви ее отца к искусству Востока. Это не столько впечатление, сколько конкретное изображение любимого человека.
Писсарро был уверен, что независимые выставки группы представляют собой правильный путь вперед. Он показал 12 картин на второй групповой выставке, состоявшейся в апреле 1876 года в галерее Дюран-Рюэля. И снова его работы подверглись критике. Финансовые трудности Писсарро также становились все более острыми. Ренуар вспоминал, как один коллекционер отказал ему, сказав:
“Вы опоздали. Писсарро только что уехал, и я забрал его картину. Чисто по-человечески: у него такая большая семья. Бедняга!”
Несмотря на проблемы, связанные с выставками импрессионистов, Писсарро оставался непоколебим в своем отказе возвращаться в Салон. В его работах этого периода преобладали рисунки, а не чистые пейзажи, как это видно на картине "Молодая крестьянка, пьющая кофе с молоком" (1881).
Дега написал их общему другу, граверу Феликсу Бракемону:
“Писсарро восхитителен в своем энтузиазме и вере”.
В одном из многочисленных писем к своему сыну Люсьену, которое было частью переписки, длившейся 20 лет (до смерти Писсарро), художник написал в 1883 году:
“Я буду спокойно идти по пути, который выбрал, и постараюсь сделать все, что в моих силах”.
Однако сохранять спокойствие было трудно. Крах французской экономики в начале 1880-х годов привел к тому, что Писсарро стало труднее, чем когда-либо, продавать свои работы, к тому же он не был уверен в том, в каком направлении будет развиваться его искусство, поэтому использовал все более мелкие мазки и пытался придать своим работам большую структурированность.
В 1884 году Писсарро переехал из Понтуаза в крошечную деревушку Эраньи на реке Эпте. В следующем году он познакомился с молодыми художниками-авангардистами Жоржем Сера и Полем Синьяком и стал приверженцем их нового подхода к живописи, известного как неоимпрессионизм. В соответствии с этим стилем Писсарро наносил краску на холст точками контрастных пигментов, которые сетчатка глаза воспринимала бы как единый оттенок. Сейчас, когда ему было за пятьдесят, Писсарро все еще стремился переосмыслить свое искусство, называя своих бывших коллег “романтиками”, в отличие от своих новых “научных” коллег-импрессионистов.
Восьмая и последняя выставка импрессионистов в 1886 году продемонстрировала отсутствие гармонии между оставшимися художниками, поскольку работы неоимпрессионистов демонстрировались отдельно от работ других художников. Более того, на выставке отсутствовали и Моне, и Ренуар. Сера показал свою грандиозную картину "Воскресенье на Большом острове—1884" (1884-86), которая занимала центральное место в зале, где были представлены работы Писсарро в стиле неоимпрессионизма: девять картин маслом, среди которых "Вид из моего окна, Эрани".
Увлечение Писсарро неоимпрессионизмом было недолгим, и примерно с 1889 года он начал отходить от этого стиля, полагая, что из-за него “невозможно быть верным своим ощущениям и, следовательно, передавать жизнь и движение”. К этому моменту условия в мире искусства, которые когда-то придавали решающее значение групповым выставкам, изменились: создавались новые галереи, демонстрирующие работы художников-авангардистов, и, даже без стилистических различий между художниками, импрессионизм изжил себя. В конце концов, Писсарро стал единственным художником, связанным с этим движением, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов.
К 1890 году Писсарро поверил, что он, наконец, понял, как достичь единства в живописи, к которому он стремился на протяжении всей своей карьеры. Он писал о происхождении этого открытия своей племяннице Эстер Айзексон:
“Я начал понимать свои ощущения и понимать, чем именно я хотел заниматься, когда мне было около 40 лет [в 1870—х годах] - но смутно”.
Дилер Жорж Бернхайм в 1891 году написал Писсарро:
“Твой час настал!”
В 1892 году Дюран-Рюэль провел большую и успешную ретроспективу работ Писсарро, и художник впервые добился некоторой финансовой стабильности.
На этом этапе своей карьеры, когда его коллеги-импрессионисты, такие как Моне, Ренуар и Сислей, отказались от темы города, Писсарро вернулся к ней, создав несколько серий видов Парижа, первую из окна отеля напротив вокзала Сен-Лазар, на который он прибыл из Эраньи. В эту серию вошли такие работы, как "Бульвар Монмартр зимним утром", "Бульвар Монмартр", "Сумерки" и "Бульвар Монмартр ночью" (все 1897).
Он также написал серию картин с видами Руанского собора и морского портового города Гавр, работая одновременно над несколькими полотнами — практика, которой Моне также широко придерживался на более позднем этапе своей карьеры.
Более поздние работы Писсарро написаны более свободно, чем работы неоимпрессионистов, и он часто использовал выгодную позицию из окна верхнего этажа. В этих работах он продолжил свое давнее стремление передать впечатления от света и цвета, но с добавлением того, что ему нужно было создать более одной картины для каждой сцены, чтобы в полной мере исследовать и передать меняющиеся эффекты света и погоды. Он нашел единство, к которому так долго стремился, создав гармонию цветов и тонов и нанеся последовательные мазки кистью по всей поверхности холста.
Камиль Писсарро был важной фигурой в истории импрессионизма. Его неизменная вера в ценность независимых групповых выставок и стремление представлять пейзажи в определенных погодных и световых условиях сделали его, в некотором смысле, квинтэссенцией импрессионизма. К концу своей жизни он начал получать признание и похвалу критиков, и эта оценка сохранялась на протяжении всего 20-го века, когда критики и ученые неизменно признавали его ключевой фигурой в импрессионизме.
В своем творчестве и жизни Писсарро соединил 19-й и 20-й века. Несмотря на его скромный характер, наследие Писсарро — его неослабевающий интерес к переменам, его влияние на таких выдающихся художников, как Сезанн и Гоген, и его стойкая оппозиция художественному истеблишменту — оказали сильное влияние на развитие авангарда начала 20-го века.
🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.