Найти тему
Русская и мировая живопись

Мимолетные эффекты света и цвета окружающего мира Камиля Писсарро

9 Камиль Писсарро (родился 10 июля 1830 года, Сент—Томас, Датская Вест-Индия - умер 13 ноября 1903 года, Париж, Франция) - живописец и гравер, ключевая фигура в истории импрессионизма.

Камиль Писсарро: Фотопортрет (около 1900 года)
Камиль Писсарро: Фотопортрет (около 1900 года)

Он экспериментировал со многими стилями, включая период, когда он использовал пуантилистический подход Жоржа Сера. Поддерживающий друг и наставник таких влиятельных художников, как Поль Сезанн и Поль Гоген, многие из тех, кто его знал, называли его “отцом Писсарро”.

Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр зимним утром, 1897, Музей искусств Метрополитен
Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр зимним утром, 1897, Музей искусств Метрополитен

Бульвар Монмартр зимним утром - одна из четырнадцати картин французского художника Камиля Писсарро, написанных маслом на холсте и изображающих бульвар Монмартр, одну из самых величественных улиц Парижа. На этой картине изображен бульвар поздним зимним утром, с тусклым солнечным светом, туманом и снегом. Как и во всей серии, четкая центральная форма уходящего вдаль бульвара, обрамленного рядами деревьев и высокими зданиями, диктует простую, но мощную композицию и перспективу. Яркие мазки на небе и дороге помогают привлечь внимание к этой оживленной магистрали. Схематично нарисованные фигуры и экипажи, напоминающие размытые фотографии, добавляют оживленного движения, хотя эффект жемчужного зимнего солнца, пробивающегося сквозь туман, делает этот вид более спокойным, чем некоторые другие картины в этой серии. Во многих местах, например, на дорожном покрытии, широко используется пуантилизм. Писсарро ранее экспериментировал с этой техникой и отказался от нее, но ее влияние на его творчество сохранялось. К 1890-м годам Писсарро почувствовал, что серии картин, подобные этой, дают ему художественное направление, которого он жаждал. Они показали, что его сердце было сосредоточено на изучении меняющихся световых и погодных эффектов, которые окружают нас повсюду, — главном увлечении импрессионистов.

Камиль Писсарро: Две женщины беседуют на берегу моря, Сент-Томас, 1856
Камиль Писсарро: Две женщины беседуют на берегу моря, Сент-Томас, 1856

Писсарро был третьим сыном еврейского торговца французского происхождения. У юного Писсарро рано проявился талант к рисованию. Осенью 1855 года он покинул дом, направившись в Париж.

Писсарро увидел современное искусство, представленное на Всемирной выставке в Париже, где его привлекли картины Камиля Коро. В 1856 году он начал посещать частные занятия в Школе изящных искусств, а в 1861 году устроился переписчиком в Лувр. Он также посещал Швейцарскую академию, “свободную студию”, где познакомился с будущими импрессионистами Клодом Моне, Полем Сезанном и Арманом Гийоменом. Благодаря Моне он также познакомился с Пьером-Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем.

Он также обучался у Коро, который убеждал его рисовать с натуры. Отражая влияние Коро, ранние картины Писсарро обычно включают в себя тропинку или реку, удаляющуюся в перспективе, а также фигуры, которые создают общее ощущение масштаба. Однако его ранние работы имеют светлые и зеленые тона, в отличие от серебристых работ Коро.

Камиль Писсарро: Холм Жале, Понтуаз, 1867
Камиль Писсарро: Холм Жале, Понтуаз, 1867

Примерно в 1860 году у него завязались отношения с Джулией Веллей, горничной его матери, и в 1863 году родился их первый ребенок, Люсьен. (Пара поженилась в Лондоне в 1871 году; всего у них в итоге родилось восемь детей).

Камиль Писсарро: дорога в Версаль, Лувесьен, 1869, холст, масло
Камиль Писсарро: дорога в Версаль, Лувесьен, 1869, холст, масло

На протяжении 1860-х годов Писсарро все больше и больше выступал против стандартов Школы изящных искусств и Академии. Его яростные аргументы о несправедливости системы жюри и премий производили впечатление. Несмотря на то, что он демонстрировал свои работы на Парижском салоне, он и его коллеги все больше осознавали несправедливость системы жюри Салона.

В 1870 году Писсарро отправился в Лондон, где встретился с Моне. Какое-то время Писсарро жил в Южном Лондоне и рисовал пейзажи, например "Хрустальный дворец" в Лондоне (1871).

Камиль Писсарро: Хрустальный дворец, 1971  Чикагский институт искусств
Камиль Писсарро: Хрустальный дворец, 1971 Чикагский институт искусств

Много лет спустя он писал:

“Мы с Моне были в восторге от лондонских пейзажей. Моне работал в парках, в то время как я, живя в Лоуэр-Норвуде, в то время очаровательном пригороде, изучал воздействие тумана, снега и весны”.

В 1872 году Писсарро вернулся в Понтуаз, где собрал вокруг себя небольшой кружок художников, включая Сезанна, которому Писсарро терпеливо демонстрировал свой метод рисования с натуры. Эти уроки заставили Сезанна полностью изменить свой подход к искусству. Позже, в 1902 году, он сказал о своем наставнике:

“Что касается старика Писсарро, то он был для меня отцом, человеком, с которым можно посоветоваться, и кем-то вроде доброго Господа”.
Камиль Писсарро: автопортрет, 1873, х.м., Музей д'Орсе, Париж
Камиль Писсарро: автопортрет, 1873, х.м., Музей д'Орсе, Париж

В начале 1870-х годов Писсарро много размышлял над идеей создания альтернативы Салону, этот план он обсуждал с Моне, Ренуаром и другими художниками. Они разработали идею общества с уставом, основанным на уставе местного профсоюза пекарей, и к январю 1874 года Писсарро помог основать кооператив в этом направлении. В апреле того же года группа провела свою первую выставку в студии фотографа Надара в Париже, на бульваре Капуцинов, 35, которая стала известна как первая выставка импрессионистов. Среди тех, кто демонстрировал свои работы, были Моне, Ренуар, Сислей, Сезанн, Эдгар Дега и Берта Моризо. Писсарро представил на выставке пять картин, в том числе "Иней, старая дорога в Эннери, Понтуаз" (1873).

Камиль Писсарро: Иней, старая дорога в Эннери, Понтуаз, 1873
Камиль Писсарро: Иней, старая дорога в Эннери, Понтуаз, 1873

Крестьянин идет по полю в Пуантуазе. Акцент в картине на цветовой гармонии является важным предшественником неоимпрессионистских техник, но его истинное достижение — это привлечение внимания к композиции импрессионистского полотна. Сезанн, как известно, сказал: «Мы должны сделать из импрессионизма нечто прочное, как музейное искусство», имея в виду отсутствие базовой структуры этого движения. Однако наставник Сезанна Писсарро использовал вспаханные поля, пересеченные протоптанными тропами, и регулярно расположенные деревья на горизонте, чтобы создать сбалансированную композицию. 

Камиль Писсарро: Белый иней, молодая крестьянка разводит огонь, 1888
Камиль Писсарро: Белый иней, молодая крестьянка разводит огонь, 1888

Камиль Писсарро: Зелень Хэмптон-Корта, 1891
Камиль Писсарро: Зелень Хэмптон-Корта, 1891

Художников-импрессионистов объединяло желание запечатлеть современный мир вокруг себя, запечатлевая мимолетные эффекты света и цвета. Как правило, они избегали традиционного моделирования и композиций, сосредоточившись вместо этого на текстуре, тоне и ярком цвете. Писсарро предпочитал сельскую тематику современным городским сюжетам, которые предпочитали некоторые его коллеги, но он разделял желание других художников изображать эффекты падения света на предметы. Его работы, относящиеся к раннему периоду импрессионизма, также демонстрируют свободную манеру письма и отсутствие рисунка, которые были характерны для других работ импрессионистов того времени.

Камиль Писсарро: Пейзаж в Сент-Чарльзе, заходящее солнце, 1891
Камиль Писсарро: Пейзаж в Сент-Чарльзе, заходящее солнце, 1891

Писсарро был очень разочарован реакцией публики на первую выставку импрессионистов. Он с горечью написал критику Теодору Дюре:

“Наша выставка проходит хорошо. Это успех. Критики уничтожают нас и обвиняют в том, что мы плохо учились; я возвращаюсь к своей работе, это лучше, чем читать рецензии”.

Финансовое положение художника было отчаянным, и в личной жизни у него был полный упадок: его дочь Жанна умерла за неделю до открытия выставки.

Камиль Писсарро: Жанна Писсарро по имени Минетт с веером в руках, 1874
Камиль Писсарро: Жанна Писсарро по имени Минетт с веером в руках, 1874

Jeanne Pissarro dite Minette, tenant un évental дочь Писсарро Жанна-Рашель, по прозвищу Минетт, умерла от туберкулеза в возрасте восьми лет после короткой, болезненной жизни. Хотя Писсарро в большом количестве писал портреты своей жены и детей, его прозаические картины о медленно ухудшающемся здоровье дочери являются одними из самых трогательных. На этом портрете, написанном за несколько месяцев до ее смерти, Писсарро красноречиво изображает свою дочь сидящей дома у печки, а не играющей на улице. В руках она держит японский веер - предмет, который одновременно говорит о ее собственной красоте, драгоценности и утонченности, а также о любви ее отца к искусству Востока. Это не столько впечатление, сколько конкретное изображение любимого человека.

Камиль Писсарро Крестьянки, сажающие ветки, 1991
Камиль Писсарро Крестьянки, сажающие ветки, 1991

Камиль Писсарро:  Сбор гороха, Эраньи, 1893
Камиль Писсарро: Сбор гороха, Эраньи, 1893

Писсарро был уверен, что независимые выставки группы представляют собой правильный путь вперед. Он показал 12 картин на второй групповой выставке, состоявшейся в апреле 1876 года в галерее Дюран-Рюэля. И снова его работы подверглись критике. Финансовые трудности Писсарро также становились все более острыми. Ренуар вспоминал, как один коллекционер отказал ему, сказав:

“Вы опоздали. Писсарро только что уехал, и я забрал его картину. Чисто по-человечески: у него такая большая семья. Бедняга!”

Несмотря на проблемы, связанные с выставками импрессионистов, Писсарро оставался непоколебим в своем отказе возвращаться в Салон. В его работах этого периода преобладали рисунки, а не чистые пейзажи, как это видно на картине "Молодая крестьянка, пьющая кофе с молоком" (1881).

Камиль Писсарро: Завтрак, молодая крестьянка пьет кофе с молоком, 1881
Камиль Писсарро: Завтрак, молодая крестьянка пьет кофе с молоком, 1881

Дега написал их общему другу, граверу Феликсу Бракемону:

“Писсарро восхитителен в своем энтузиазме и вере”.

В одном из многочисленных писем к своему сыну Люсьену, которое было частью переписки, длившейся 20 лет (до смерти Писсарро), художник написал в 1883 году:

“Я буду спокойно идти по пути, который выбрал, и постараюсь сделать все, что в моих силах”.
Камиль Писсарро: Осень, тополя, Эраньи, 1894
Камиль Писсарро: Осень, тополя, Эраньи, 1894

Однако сохранять спокойствие было трудно. Крах французской экономики в начале 1880-х годов привел к тому, что Писсарро стало труднее, чем когда-либо, продавать свои работы, к тому же он не был уверен в том, в каком направлении будет развиваться его искусство, поэтому использовал все более мелкие мазки и пытался придать своим работам большую структурированность.

В 1884 году Писсарро переехал из Понтуаза в крошечную деревушку Эраньи на реке Эпте. В следующем году он познакомился с молодыми художниками-авангардистами Жоржем Сера и Полем Синьяком и стал приверженцем их нового подхода к живописи, известного как неоимпрессионизм. В соответствии с этим стилем Писсарро наносил краску на холст точками контрастных пигментов, которые сетчатка глаза воспринимала бы как единый оттенок. Сейчас, когда ему было за пятьдесят, Писсарро все еще стремился переосмыслить свое искусство, называя своих бывших коллег “романтиками”, в отличие от своих новых “научных” коллег-импрессионистов.

Камиль Писсарро: Заготовка сена, Эрани, 1887
Камиль Писсарро: Заготовка сена, Эрани, 1887

Восьмая и последняя выставка импрессионистов в 1886 году продемонстрировала отсутствие гармонии между оставшимися художниками, поскольку работы неоимпрессионистов демонстрировались отдельно от работ других художников. Более того, на выставке отсутствовали и Моне, и Ренуар. Сера показал свою грандиозную картину "Воскресенье на Большом острове—1884" (1884-86), которая занимала центральное место в зале, где были представлены работы Писсарро в стиле неоимпрессионизма: девять картин маслом, среди которых "Вид из моего окна, Эрани".

Камиль Писсарро: Вид из моего окна, Эрани, 1886
Камиль Писсарро: Вид из моего окна, Эрани, 1886

Увлечение Писсарро неоимпрессионизмом было недолгим, и примерно с 1889 года он начал отходить от этого стиля, полагая, что из-за него “невозможно быть верным своим ощущениям и, следовательно, передавать жизнь и движение”. К этому моменту условия в мире искусства, которые когда-то придавали решающее значение групповым выставкам, изменились: создавались новые галереи, демонстрирующие работы художников-авангардистов, и, даже без стилистических различий между художниками, импрессионизм изжил себя. В конце концов, Писсарро стал единственным художником, связанным с этим движением, который участвовал во всех восьми выставках импрессионистов.

Камиль Писсарро: Обнаженная молодая крестьянка, 1895
Камиль Писсарро: Обнаженная молодая крестьянка, 1895

Камиль Писсарро: Три купальщицы,  выходящие из воды, 1896 г., этюд
Камиль Писсарро: Три купальщицы, выходящие из воды, 1896 г., этюд

Камиль Писсарро: Четыре купальщицы беседующие у кромки воды, 1895
Камиль Писсарро: Четыре купальщицы беседующие у кромки воды, 1895

Камиль Писсарро: Три купальщицы, выходящие из воды, 1896, холст, масло
Камиль Писсарро: Три купальщицы, выходящие из воды, 1896, холст, масло

К 1890 году Писсарро поверил, что он, наконец, понял, как достичь единства в живописи, к которому он стремился на протяжении всей своей карьеры. Он писал о происхождении этого открытия своей племяннице Эстер Айзексон:

“Я начал понимать свои ощущения и понимать, чем именно я хотел заниматься, когда мне было около 40 лет [в 1870—х годах] - но смутно”.

Дилер Жорж Бернхайм в 1891 году написал Писсарро:

“Твой час настал!”
Камиль Писсарро: Две молодые крестьянки, 1892
Камиль Писсарро: Две молодые крестьянки, 1892

Камиль Писсарро: Головка девочки в профиль по имени Роза, 1896
Камиль Писсарро: Головка девочки в профиль по имени Роза, 1896

В 1892 году Дюран-Рюэль провел большую и успешную ретроспективу работ Писсарро, и художник впервые добился некоторой финансовой стабильности.

На этом этапе своей карьеры, когда его коллеги-импрессионисты, такие как Моне, Ренуар и Сислей, отказались от темы города, Писсарро вернулся к ней, создав несколько серий видов Парижа, первую из окна отеля напротив вокзала Сен-Лазар, на который он прибыл из Эраньи. В эту серию вошли такие работы, как "Бульвар Монмартр зимним утром", "Бульвар Монмартр", "Сумерки" и "Бульвар Монмартр ночью" (все 1897).

Камиль Писсарро: бульвар Монмартр, солнечный полдень, 1897
Камиль Писсарро: бульвар Монмартр, солнечный полдень, 1897

Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, светлое время, 1897
Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, светлое время, 1897

Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, конец дня, 1897
Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, конец дня, 1897

Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, эффект ночи, 1897
Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, эффект ночи, 1897

Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, весеннее утро, 1897
Камиль Писсарро: Бульвар Монмартр, весеннее утро, 1897

Он также написал серию картин с видами Руанского собора и морского портового города Гавр, работая одновременно над несколькими полотнами — практика, которой Моне также широко придерживался на более позднем этапе своей карьеры.

Камиль Писсарро: Улица Эписери в Руане, эффект солнца, 1898
Камиль Писсарро: Улица Эписери в Руане, эффект солнца, 1898

Камиль Писсарро: Лоцманский дворец, Гавр, утро, солнце, прилив, 1903
Камиль Писсарро: Лоцманский дворец, Гавр, утро, солнце, прилив, 1903

Более поздние работы Писсарро написаны более свободно, чем работы неоимпрессионистов, и он часто использовал выгодную позицию из окна верхнего этажа. В этих работах он продолжил свое давнее стремление передать впечатления от света и цвета, но с добавлением того, что ему нужно было создать более одной картины для каждой сцены, чтобы в полной мере исследовать и передать меняющиеся эффекты света и погоды. Он нашел единство, к которому так долго стремился, создав гармонию цветов и тонов и нанеся последовательные мазки кистью по всей поверхности холста.

Камиль Писсарро: Жанна Писсарро по прзвишу Кокотт, в розовом платье, 1900 г.
Камиль Писсарро: Жанна Писсарро по прзвишу Кокотт, в розовом платье, 1900 г.

Камиль Писсарро: Статуя Генриха IV, начало весны, 1901 г.
Камиль Писсарро: Статуя Генриха IV, начало весны, 1901 г.

Камиль Писсарро: Сенокос в Эрани, 1901
Камиль Писсарро: Сенокос в Эрани, 1901

Камиль Писсарро был важной фигурой в истории импрессионизма. Его неизменная вера в ценность независимых групповых выставок и стремление представлять пейзажи в определенных погодных и световых условиях сделали его, в некотором смысле, квинтэссенцией импрессионизма. К концу своей жизни он начал получать признание и похвалу критиков, и эта оценка сохранялась на протяжении всего 20-го века, когда критики и ученые неизменно признавали его ключевой фигурой в импрессионизме.

Камиль Писсарро: автопортрет в шляпе, 1903
Камиль Писсарро: автопортрет в шляпе, 1903

В своем творчестве и жизни Писсарро соединил 19-й и 20-й века. Несмотря на его скромный характер, наследие Писсарро — его неослабевающий интерес к переменам, его влияние на таких выдающихся художников, как Сезанн и Гоген, и его стойкая оппозиция художественному истеблишменту — оказали сильное влияние на развитие авангарда начала 20-го века.

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне интересно знать ваше мнение.