Найти в Дзене
Красный кот

Ода «лишнему человеку»

Тема "лишних людей" всегда была популярной в литературе, а в новое время стала столь же популярной и в кино. Собственно, наличие "лишнего человека" в творчестве писателя или режиссёра или актёра - краеугольный камень, показатель состоятельности его творчества. 

И хотя не все авторы, по-видимому, любят "лишних людей" (потому, что появляются они как правило как-бы исподволь, вне логики произведения, по какой-то странной, не понятной никому причуде творчества), читатель или зритель этих странных героев любит. И именно по ним по прошествии времени и он и профессиональные критики зачастую оценивают и сами произведения. 

В детективной литературе о "лишних людях" не принято говорить - уж очень специфический жанр, не место в нём душевной рефлексии. Все должно быть строго и логично - на потребу тем, кто увлекается разгадыванием преступных шарад, набросанных в сюжете как раз для этой цели. 

Но не то, по-видимому, русская и советская литература. Русские (даже и не совсем, скажем, русские, но наши, кондовые) авторы ну никак не могут избежать "лишних людей". Хоть и не любят они их порой (и то сказать, за что их любить то - чего, мол, вылез, не про тебя хотелось написать). 

Есть такой герой в литературе XX века - Глеб Жеглов из романа братьев Вайнеров "Эра милосердия", более известном по знаменитому фильму "Место встречи изменить нельзя" с Владимиром Семёновичем Высоцким в главной роли (занятно - а ведь роман посвящён Шарапову и написан от его имени и с его впечатлений, но Шарапов, благодаря игре Высоцкого, несколько потерялся на фоне своего друга и начальника). 

Типичный "лишний человек", который в произведении Вайнеров, несмотря на то, что его роль - одна из главных в романе, является белым пятном во всём произведении. 

Это в фильме "Место встречи изменить нельзя" весь сюжет крутится вокруг личности Жеглова. Хотя и фильме видно, что Глеб Жеглов - иноприроден сюжету, в самом романе ощущение того, что Жеглов лишний - гораздо сильнее, чем в фильме.

И самом деле - что изменится, если Жеглова не будет? Что, отдел по борьбе с бандитизмом, который он. возглавляет, станет хуже работать? Скорее всего нет. Да, Глеб Жеглов - опытный оперативник, держащий в уме огромную картотеку МУРа и умеющий влезть в душу преступнику. Но при этом нельзя сказать, что он - самый лучший из всех сыщиков Московского уголовного розыска. Это личное обаяние Высоцкого сделало из киношного Жеглова икону сыщика. Правда, без Жеглова не прижмешь Кирпича ("...а он тебе в рожу плюнет и скажет, что впервые его видит"). А "вор должен сидеть в тюрьме". Но ведь и совать кошелёк в карман, хотя бы и вору - не законно. На что и обратил его внимание высоконравственный Шарапов. 

Интересно, что сами братья Вайнеры не слишком то любили своего Жеглова. И не случайно, что этот герой не появляется больше ни в одном из детективных романов Вайнеров (есть мнение, что Вайнеры его убили в неизданном продолжении, в самом его начале - избавились с облегчением от своего детища). 

Больше того, - в новое время в одном из интервью, словно отдавая дань моде, сложившейся в 90-е годы, один из братьев обвинил своего собственного героя в том, что такие как он были сталинскими палачами в конце 1940-х - начале 1950-х годов. Что жёсткость Жеглова - это скорее жестокость. А его бескомпромиссность в борьбе с уголовным миром - едва ли не отражение его холодной, лишённой даже намёка на человеческие чувства натуры.

Глеб Жеглов - действительно лишний человек. Но не в романе про борьбу с послевоенным московским бандитизмом, а кажется в самой послевоенной жизни, как она видится на страницах этого, да многих других произведений о той поре. Да и вообще - в жизни. 

Ни семьи у него, ни дома, ни привязанностей. Одна зацикленность на работе. Даже до такой степени, что наступление "эры милосердия", которого ждёт сосед Шарапова по коммунальной квартире и которая якобы знаменует собой конец преступности, Жеглов не ждёт - и кажется гонит от себя саму эту мысль потому, что тогда что же ему то останется делать? 

Хороший ли он человек или нет? Не поймёшь. Шарапов, сам образец сыщика-интеллигента и, в отличие от Жеглова явный любимчик Вайнеров, с ним то и дело ссорится, упрекает его в черствости и беспринципности. Но при этом - и любит же его. Почему? Тоже не поймёшь. 

Может оттого, что Жеглов - цельная личность? И - что бы там ни выдумывали Вайнеры в угоду политической конъюнктуре - все-таки по сути своей человек добрый? По крайней мере, если не считать истории с Ильёй Сергеевичем Груздевым, к которому у Жеглова, такое ощущение, что с первого взгляда сложилась какая-то личная, антиинтеллигентская неприязнь, ничего плохого о нём не найти в романе (ну, а что Шарапова с "делом Груздева" проучил, так для его же пользы - не разбрасывай папки на столе) . 

Но есть в нём, как и положено всякому "лишнему человеку", какая-то тайная сила. Не обаяние, нет. Именно сила. Такая, что привлекает к нему совершенно иррационально. Сила ли это какого-то внутреннего страдания? Мучительной страсти? Или просто сила - не "за кого-то", а... И объяснить то сложно - на то оно и "иррациональное".

По крайней мере Владимир Семёнович Высоцкий, как гласит история, - просто влюбился в этого героя с первого прочтения. И даже сам режиссировал некоторые сцены, вошедшие в фильм. Это в "сталинского палача" то! Да ведь Высоцкий и сам был "лишним человеком" И любили и ненавидели его чаще всего они и те же люди. Не могли что ли простить ему его "лишности" в таком простом и уютном советском обществе?.. Может потому он и "сросся" с Жегловым. 

Да, "лишние люди" - это явление в творчестве.Понять их сложно, да и вовсе невозможно. Автору от них одна печаль. 

Но без "лишнего человека" любое творчество, даже и детектив, - не то. Пустое.