Найти тему
GEOPOLIT | Военная история

Американцы на В-29 думали безнаказанно бомбить КНДР, но советские МиГ-15 думали иначе. Более 200 самолётов США было обращено в бегство...

Во время Корейской войны, американские военные разведывательные службы активно мониторили деятельность в КНДР, особенно строительство и ремонт аэродромов. Они оперативно информировали командование о готовности аэродрома в Намси к эксплуатации, что побудило ВВС США к планировке бомбардировки объекта с использованием 21 бомбардировщика B-29 Superfortress.

  • Однако, учитывая прошлый инцидент в апреле 1951 года, когда советские МиГи успешно атаковали американские самолёты, сбив 14 из них, было ясно, что выполнить миссию без риска не удастся.
  • "Черный четверг" стало официальным наименованием события, после которого был объявлен недельный траур.
  • В результате этого инцидента, воздушные силы США на длительное время отказались от использования крупных формирований бомбардировщиков в атаках на цели в КНДР.
B-29 Superfortress. Фото в свободном доступе.
B-29 Superfortress. Фото в свободном доступе.

В попытке избежать прошлых неудач, американское военное руководство разработало новую тактику, которая предусматривала обход столкновений с советскими МиГами во время подлета к цели. Но успешность плана была подорвана, когда советские специалисты раскрыли американскую стратегию. Американцы воспользовались уроками Второй мировой войны, однако это привело к неудачам.

30 октября 1951 года стартовала военная операция, в ходе которой использовались многочисленные американские истребители типа F-86, F-80 и F-84 для защиты медлительных и уязвимых бомбардировщиков. Георгий Лобов, Герой Советского Союза и генерал-лейтенант авиации в отставке, отмечал в своих воспоминаниях, что ранее применяемые методы непосредственного прикрытия, которые заключались в использовании прерывистого огня, уже потеряли свою актуальность.

Уничтоженный F-86. Фото в свободном доступе.
Уничтоженный F-86. Фото в свободном доступе.

Бомбардировщики, которые американцы называли "суперкрепостями", нацелились на маршруты, минуя советские радары и двигаясь с восточного побережья. В то время как их местонахождение спалили сами истребители сопровождения, которые были обнаружены радарными системами вблизи Пхеньяна и Анеи.

  • Первым признаком надвигающейся угрозы стало обнаружение группы истребителей на расстоянии 200-250 км от Аньдуна, летящих на значительной высоте.
  • Полетные характеристики истребителей указывали на присутствие под ними бомбардировщиков, несмотря на отсутствие прямых сигналов от В-29 на дисплеях радаров.
  • Измерение скорости перемещения авиации над территорией показало, что она находилась в диапазоне 400-420 км/ч, что соответствовало крейсерской скорости бомбардировщиков типа «сверхкрепость». Это позволило сделать вывод о приближении группы В-29 с восточного побережья Кореи.

На авиабазах Аньдун и Мяогоу размещалось 56 советских истребителей МиГ-15, из которых 44 были выделены для операции против американских бомбардировщиков, в то время как оставшиеся 12 задачей имели обеспечение защиты баз. Несмотря на кажущуюся численное неравенство, русские летчики не вступали в прямое противостояние с вражескими истребителями, а фокусировались на главной цели - атаке бомбардировщиков.

Обломки B-29, сбитого советскими МиГ-15. Фото в свободном доступе.
Обломки B-29, сбитого советскими МиГ-15. Фото в свободном доступе.

В ходе воздушных столкновений в Корее, перехватчики эффективно атаковали медленно летающие истребители сопровождения, а затем и бомбардировщики, которых они прикрывали. Сбитые бомбардировщики из-за своей ограниченной скорости и недостаточной дальности стрельбы турелей, не могли противостоять советским МиГам, оснащенным более мощным вооружением.

  • МиГи успешно сбили четыре F-84 при первом налете, после чего уверенно атаковали бомбардировщики. Их первый налет оказался настолько мощным, что американцы потеряли организацию и начали отступать, открывая путь к "Суперкрепостям", которые стали легкими целями.
  • После успешного прорыва, МиГи избежали прямой встречи с F-86 у реки Ялуцзян, которые планировали их перехватить.
  • Подавленные американские самолеты были вынуждены отступить к морю, понимая, что советские пилоты не будут преследовать их дальше.

В ходе баталии, американские летчики вместо того, чтобы удерживать позицию, были вынуждены отступить в хаосе. В том же сражении был потерян американский разведывательный самолет, задачей которого было задокументировать эффективность бомбежек аэродрома посредством фотографии.

МиГ-15 в Корее. Фото в свободном доступе.
МиГ-15 в Корее. Фото в свободном доступе.

В КНДР праздновали: было уничтожено 12 американских бомбардировщиков типа "суперкрепость" и 4 истребителя. Советские военные понесли потери в виде одного МиГ-15, сбитого над территорией Китая.

  • В ответ на серьезный инцидент была направлена комиссия из США в Корею, в результате чего американские полеты были приостановлены на три дня.
  • Однако на четвертый день было принято решение провести небольшую операцию. Три бомбардировщика B-29, прикрываемые множеством истребителей F-86, были задействованы в дневной операции у Анею.

Скоро последовала реакция: 16 МиГ-15 взмыли в небо для перехвата и, минуя воздушный бой с истребителями, сбили все три "суперкрепости".

  • Поражения подтолкнули американцев к изменению их военной стратегии. Они начали использовать бомбардировщики B-29 и B-26 исключительно в темное время суток и на малых высотах, отказавшись от массированных дневных налетов с большим количеством истребителей в качестве прикрытия.

Пишите свой мнение в комментарии и читайте другие статьи на канале! Спасибо!