Найти в Дзене

Как благодаря фальшивым немцам партизаны смогли вычислить диверсанта

Дело было весной 1943 года. В белорусской деревне Козловичи местные задержали неизвестного человека, который расспрашивал у них о том, как попасть к партизанам. Доложили об этом в отряд, на место прибыл боец Игнат Каленников. На вопросы о том, кто он такой и откуда, неизвестный заявил, что он некий красноармеец Кузнецов. Мол, попал в плен в окружении, был в лагере военнопленных, затем его посадили в эшелон вместе с остальными и отправили на работы в Германию. Уже на территории Беларуси ему удалось сбежать, теперь хочет примкнуть к партизанам. Что с ним теперь делать? В деревне оставлять нельзя, попадется фашистам. Но и с собой брать опасно, вдруг он засланный диверсант? Поразмыслив немного, партизан решил взять Кузнецова с собой в отряд, кто его знает, а вдруг и правда ценный кадр... Если вы считаете, что командир отряда был настолько легкомысленный, что принял к себе потенциального шпиона, то это не так. Зачислив в отряд, он приставил за ним бойца и приказал скрытно следить. Кузнецов

Дело было весной 1943 года. В белорусской деревне Козловичи местные задержали неизвестного человека, который расспрашивал у них о том, как попасть к партизанам. Доложили об этом в отряд, на место прибыл боец Игнат Каленников. На вопросы о том, кто он такой и откуда, неизвестный заявил, что он некий красноармеец Кузнецов. Мол, попал в плен в окружении, был в лагере военнопленных, затем его посадили в эшелон вместе с остальными и отправили на работы в Германию. Уже на территории Беларуси ему удалось сбежать, теперь хочет примкнуть к партизанам. Что с ним теперь делать? В деревне оставлять нельзя, попадется фашистам. Но и с собой брать опасно, вдруг он засланный диверсант? Поразмыслив немного, партизан решил взять Кузнецова с собой в отряд, кто его знает, а вдруг и правда ценный кадр...

  • Мой канал в Телеграм, где публикую то, что здесь нельзя

Если вы считаете, что командир отряда был настолько легкомысленный, что принял к себе потенциального шпиона, то это не так. Зачислив в отряд, он приставил за ним бойца и приказал скрытно следить. Кузнецов вникал в нужды отряда, везде рвался вперед, но был у него один нюанс - огромное любопытство. За неделю пребывания в отряде он обошел все землянки, что у партизан не было принято, поговорил с каждым из них, и все время только и делал, что расспрашивал. Сколько партизан в соседних отрядах, где расположены, какое вооружение, как общаются с центром и все в таком духе. А в один день так и вовсе взял, да и заблудился, и якобы случайно забрел в расположение соседнего партизанского лагеря.

В итоге, со странным беглецом решил пообщаться командир отряда. Но у Кузнецова и здесь нашлись отговорки. Якобы о том отряде ходит хорошая молва, а тут на него все смотрят подозрительно. Мол, хочу к ним перебраться. Решили Кузнецова проверить через разведчиков. Все безуспешно, никаких данных о нем нигде не было. Да и документов при нем никаких, все, якобы, забрали фашисты. Что с ним теперь делать? Явно непростой товарищ, а доказать никак не получается. Тогда решили устроить ему проверку.

-2

В скором времени отделение, в котором находился Кузнецов, получило особо важное задание. Группе партизан предстояло отправиться в долгий путь и нести с собой заряд в 12 килограмм тротила, а также снаряд от 122-мм пушки. Несли по очереди, каждые несколько километров устраивая привал. В итоге, пройдя несколько десятков километров, отделение прибыло к недействующей железной дороге Бобруйск-Рабкор, где предстояло заложить снаряд. Перед отправкой на задание группу предупредили о том, что в этих местах находится немецкий гарнизон и нужно быть максимально острожными, потому как там часто устраивают засады.

Подойдя к путям, командир отряда заявил о том, что места знакомые, пойдем по дороге, немцев все равно успеем увидеть, мол, каждый куст тут знаем. И только они вышли на пути, как с двух сторон раздались автоматные очереди. Партизаны даже не успели ответить и дать бой, как группу моментально окружили фашисты. Никто не успел сделать ни одного выстрела.

-3

Пока двое солдат держали командира отделения, фельдфебель стал учинять над ним физическую расправу. Следующим на очереди был как раз Кузнецов, который стоял все это время с поднятыми руками. Но тут вдруг он начал ругаться на фельдфебеля.

"Болван! Говорит у вас кто-нибудь по-русски? Прикажите отпустить меня, господин фельдфебель. Я свой. Нельзя же так, вместе с этими бандитами вы могли покончить со мной. И имели бы крупные неприятности..."

И тут Кузнецова, как говорится, понесло. Он рассказал, что заслан сюда Бобруйским отделением разведки, сам из местных, на службе у фашистов уже давно. Сообщил сведения о командном составе партизанского отряда, вооружении, базе, о других подразделениях. В общем, обо всем, что удалось ему разузнать за несколько дней пребывания у партизан.

-4
"Ну а теперь, вяжите его хлопцы. Ты теперь за все ответишь, предатель..." - сказал фельдфебель.

Впавшего в ступор и непонимающего что происходит Кузнецова связали, бросили в повозку и направили обратно, в расположение партизанской бригады. Ему теперь предстоял длительный и очень доскональный допрос. Ну а партизаны, одетые в немецкую форму, скинули ее и выдвинулись дальше, для выполнения боевого задания. Естественно никакого немецкого гарнизона здесь не было, да и взрывать недействующую дорогу не было никакого смысла, предстояло идти дальше. Задача была выполнена на отлично и только один человек недовольно ворчал на переодетого фельдфебеля - командир группы, которому крепко досталось от него. Ничего не поделаешь, сцена должна была выглядеть максимально реалистично.

-5

Из воспоминаний командира партизанской бригады Яковенко Владимира Кирилловича (выше на фото).