4 мужчин бросили в горах женщину с детьми без еды. Чтобы выжить, ей пришлось сделать самый тяжёлый выбор в жизни

35K прочитали

А ведь она провела на высоте больше 4000 метров 85 дней среди снега и льда. Без тепла, воды и еды. И смогла выжить.
Как получилось, что трое мужчин, бравых офицеров, бросили женщину с двумя детьми в заснеженных горах без еды? Всё случилось в годы войны, но даже на фронте не часто можно было встретить такую изощренную жестокость.

В феврале 1942 года из Душанбе, который в те годы назывался ещё Сталинабад, вылетел небольшой ПР-5, чтобы перевезти нескольких работников партии и НКВД в город Хорог. Вместе с ними в самолёт поднялась и Анна Гуреева с двумя детьми — десятилетним Сашей и шестимесячным Валерой.

Анна была женой начальника аэропорта города Хорог и её на этот рейс взяли просто потому, что она хотела быстрее увидеть мужа. Если бы она знала, чем закончится для неё это путешествие к любимому...

Анна Гуреева
Анна Гуреева

Горные ворота

Самолёт набрал высоту и начал перелёт через высокие и опасные горы Памира. Сейчас этот перелёт не составляет труда для авиации, но в те годы полеты над Памиром были крайне опасны. Этот горный хребет состоит из множества высоких пиков, пролететь над которыми на одномоторном биплане было невозможно. Поэтому пилот должен был маневрировать между высочайшими пиками, или как их ещё называют «горными воротами». Именно в такие «ворота» пилот Василий Княжиченко и направил маленький самолёт с шестью пассажирами на борту.

В момент сложного перелёта между вершинами самолёт влетел в облачность, видимость пропала, из-за чего самолёт задел крылом одну из скал, мотор заглох и аэроплан рухнул на склон горы.

А ведь она провела на высоте больше 4000 метров 85 дней среди снега и льда. Без тепла, воды и еды. И смогла выжить.-2
В бортовом дневнике ещё есть запись про проблемы с шасси. Но это уже и не важно. Важно, что люди оказались на высоте 4400 метров. Без запасов еды и с самолётом, развалившимся на две части.

Посадка была жёсткой, но сам самолёт не развалился. И люди смогли в нём укрываться от непогоды.

Недостаток кислорода, холод до -30 °С, горная болезнь и полное отсутствие дров и возможностей добыть себе еду. Тяжёлые условия для сильных выносливых офицеров, не говоря уже о детях, младшему из которых нет и года.

Выжившие

Очень скоро пилот Княжиченко и один из офицеров НКВД Вихров решили попробовать спуститься с горы и найти людей поблизости. Майор Масловский и работник наркомата НКВД Жуковский остались вместе с Анной и детьми у обломков самолёта.

Разведчики вернулись ни с чем: спуска с горы они не нашли, да ещё и передвигаться можно было с большим трудом. Снег был очень глубокий, и люди проваливались в него почти по грудь.

Оставалось только одно — ждать спасения у самолёта, ведь в аэропорту Хорога ждали их рейс, значит, очень скоро их начнут искать. На календаре было 16 февраля.

Тут надо сделать небольшое отступление. Некоторые считаю эту историю народным фольклором, просто потому что из документов сохранились только записи о самой катастрофе с перечислением пассажиров. Но факт катастрофы есть. Женщина с детьми была на борту. Мужчины её бросили. Всё это подтверждается уголовными делами.
Дневники Анны Гуреевой впервые опубликованы в газете "Совершенно Секретно".

Анна Гуреева записывала свои мысли и всё происходящее в дневник. Там сохранилась информация о запасе продуктов, которые были на борту:

“С начала посадки имелось: сливочного масла — 600 гр, колбасы — 1000 гр, сыра – 1200 гр, 1 банка крабов, водка «Арак» – 3 пол-литра. Питались один раз в день по несколько граммов разных продуктов. Вода совершенно отсутствовала, питались снегом до 19 февраля”.


Андрей Масловский (начальник погранотряда) лично разделил продукты, но предложил питаться только раз в день, ведь неизвестно, сколько нужно было ждать помощи. Один раз над ними пролетел самолёт, но не увидел места крушения и улетел.
Анна пишет:

"Около 14-00 ч. Хорог-Сталинабад прошел самолёт по Пянджу левее нас около 10 км. Нас, видимо, не заметил, кругов не делал."
Это не тот самолёт, о котором идёт речь в статье. Картинка использована для иллюстрации.
Это не тот самолёт, о котором идёт речь в статье. Картинка использована для иллюстрации.

19 февраля мужчины ещё раз попытались найти хоть какой-то выход из ловушки, потому что продукты к тому времени закончились. Но катастрофа произошла у края ледника, дальше — только пропасть. Поэтому, пройдя 6 км, разведчики вернулись.

Три дня спустя рано утром скончался маленький Валера. Его завернули в ткань и положили в хвост самолёта.

Место катастрофы. Фото сделано в 1985 году, когда остатки самолёта решили спустить.
Место катастрофы. Фото сделано в 1985 году, когда остатки самолёта решили спустить.

Оставленные в горах

24 февраля продукты закончились окончательно и вместе с тем пришло понимание, что спасения можно не дожидаться. Нужно идти к людям. Но женщина и ребёнок были неспособны передвигаться в таком глубоком снегу. Поэтому мужчины пошли за помощью самостоятельно. Обещали вернуться и привести помощь, как только найдут людей.

Анна с Сашей остались одни и без продуктов. Анна продолжала вести дневник.  А ещё они с Сашей писали письма родным. Сейчас эти письма называют "письма из ада Анны Гуреевой" и их нельзя читать без содрогания. Написанное там жутко и ужасно. Если вы впечатлительный человек, то не советую гуглить и читать дневник.

Начался сильный снегопад, обломки самолёта были практически погребены под снегом, и Анне приходилось откапывать выход на поверхность. Еды нет. Мальчик кричит от голода и просит мать накормить его. И тут Анне пришлось сделать самый жуткий выбор в своей жизни. Она вспомнила про маленького Валерия. Так они смогли продержаться ещё немного...

А ведь она провела на высоте больше 4000 метров 85 дней среди снега и льда. Без тепла, воды и еды. И смогла выжить.-5

На календаре было 22 февраля. Но десятилетний Саша всё слабел и слабел. В какой-то момент он пришел в себя и поблагодарил Анну за всё, что она сделала. Попросил, когда она выберется из «берлоги», напечь пирогов. Потом Саши не стало.

Прошло уже 70 дней, а помощи всё не было. Женщина написала прощальные письма мужу и другим родственникам. Выжить ей помог Саша (об этом она тоже писала в дневнике) и воля к жизни.

Она была уверена, что пилот и три офицера не смогли выбраться и погибли где-то в горах. Но что же произошло на самом деле?

85 дней

Мужчины спаслись. Все, кроме Жуковского. Получили сильные обморожения, но смогли дойти до горного кишлака, где их подобрали местные и переправили в Хорог – конечную точку злополучного авиарейса. Вышли к людям мужчины всего через три дня после того, как оставили Анну.

Но ни один из них, когда увидел людей, ни словом не обмолвился об женщине с ребёнком, которым они обещали помочь. А ведь если бы они сразу попросили помощи, то Анну с Сашей можно было спасти.

Лишь после переправки в Хорог пилот Княжиченко мельком упомянул оставленных в горах. Но при этом уверял, что они однозначно уже мертвы, ведь прошло столько времени! Поэтому Анну с Сашей никто не искал.

Но через несколько месяцев поступило указание найти все разбившиеся самолёты и снять с них запчасти. Поэтому группа из 15 человек вышла на поиски биплана. По злой иронии судьбы, в эту группу входил и муж Анны Гуреевой, который уже успел уже жениться второй раз.

12 мая поисковики вышли на склон горы и обнаружили обломки самолёта. На одном из них сидела Анна. Повернув голову к людям она увидела мужа и тихо спросила его:
«Ваня, ты, наверное, уже женился?»

К тому моменту прошло 85 дней с момента крушения самолёта. Женщину спасли. А её дневники стали главным доказательством в суде.

Впоследствии она долго лечилась в психиатрической больнице, но смогла вернуться к обычной жизни. И даже повторно вышла замуж, у неё появились дети, а затем и внуки. Стараясь забыть о трёх месяцах, проведённых в горах, она сменила имя, фамилию и все документы.

То, что пришлось пережить этой женщине, не укладывается в голове. Но помимо этого, шок вызывает поведение мужчин в этой ситуации. Как можно было забыть о беспомощных женщине и ребёнке? Почему о них даже никому не рассказали? Почему муж Анны не пытался найти разбившийся самолёт сразу после катастрофы?

В отношении Княжиченко, Вихрова и Масловского возбудили уголовные дела. Пилота отправили на фронт, а остальные получили сроки.