В Левашовском хлебозаводе проходит выставка «Родченко. Личное» из собрания Фонда Still Art, МИРА коллекции и архива А. Родченко и В. Степановой. Проект состоит из десятков знаковых изображений, оригиналы которых были созданы в 1920–1930-е годы знаменитым художником, фотографом, дизайнером и авангардистом Александром Родченко. Он всегда стремился изменить привычное видение окружающих нас обыкновенных предметов. И надо сказать, ему это вполне удавалось! В интереснейший период отечественной истории Родченко был на пике художественного восприятия окружающей действительности, а с помощью фотографии он смог донести ощущение времени до нас с вами.
Второе слово в названии выставки — «Личное» — кураторы попытались обосновать с помощью воспоминаний, дневников, писем. Тексты действительно «личные» и раскрывают самого автора как человека остро и тонко чувствующего, сильно переживающего, порой находящегося в непрестанном диалоге с созданными им же работами. Также экспозицию в Левашовском дополнили периодические издания тех лет и личные вещи великого новатора.
Сама выставка тематически разделена на пять частей: «Репортаж», «Семья», «ВХУТЕМАС», «Город» и «Мастерская». Такая структура, по мнению кураторов, создаст у зрителя ощущение личной прогулки по городу, наблюдение за образами и выбор кадра. Внук Родченко, Александр Лаврентьев, отметил, что «в ходе подготовки выставки организаторы, следуя идеям Родченко, использовали способ крепления снимков на листах бумаги с тиснением». Здесь зрителю необходимо совершенно ясно понимать, что перед ним не авторские винтажные отпечатки самого мастера, а поздняя печать 1990-х годов с авторских негативов. Это важно, потому что, когда мы приходим на выставку «с историей», высшее удовольствие испытываем от созерцания тех самых предметов (неважно, картин, скульптур или фотографических отпечатков), которые держали в руках их создатели. Именно таким образом мы почти тактильно ощущаем связь эпох, понимаем подлинность исторического артефакта, чувствуем магию времени. И тут важно все: авторская печать, заданного самим создателем размера; выбор бумаги; ее фактура и тон; отсутствие или наличие паспарту; его цвет, материал и текстура… В случае с выставкой для аутентичности фотографии с авторских негативов созданы способом бромо-серебряной желатиновой печати, как делал сам автор! Но унификация паспарту в один цвет и формат подчеркивают и отличие от оригиналов:подлинные отпечатки Родченко, как правило, меньше и каждый из них неповторим.
Между тем, все 58 фотоэкспонатов к настоящей выставке были сделаны в лаборатории потомков Родченко. Они уверяют, что старались печатать, обрабатывать, сушить, резать и ретушировать по образцу автора. Получилось или нет? Каждый найдет ответ на этот вопрос для себя сам. Но посмотреть экспозицию определенно стоит! Образы Родченко бессмертны и остаются актуальными и сегодня.
Выставку «Родченко. Личное» можно посетить до 8 июня 2024 года.
Текст: Артем Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии
#этонадовидеть