Найти тему
Лахта Центр

ФОТОГРАФИЯ КАК ЖИВОПИСЬ: ВЫСТАВКА «РОДЧЕНКО. ЛИЧНОЕ»

В Левашовском хлебозаводе проходит выставка «Родченко. Личное» из собрания Фонда Still Art, МИРА коллекции и архива А. Родченко и В. Степановой. Проект состоит из десятков знаковых изображений, оригиналы которых были созданы в 1920–1930-е годы знаменитым художником, фотографом, дизайнером и авангардистом Александром Родченко. Он всегда стремился изменить привычное видение окружающих нас обыкновенных предметов. И надо сказать, ему это вполне удавалось! В интереснейший период отечественной истории Родченко был на пике художественного восприятия окружающей действительности, а с помощью фотографии он смог донести ощущение времени до нас с вами.

Александр Родченко. Лиля Брик, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Лиля Брик, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Критик Осип Брик, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Критик Осип Брик, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art

Второе слово в названии выставки — «Личное» — кураторы попытались обосновать с помощью воспоминаний, дневников, писем. Тексты действительно «личные» и раскрывают самого автора как человека остро и тонко чувствующего, сильно переживающего, порой находящегося в непрестанном диалоге с созданными им же работами. Также экспозицию в Левашовском дополнили периодические издания тех лет и личные вещи великого новатора.

Александр Родченко. Полевые цветы, 1937. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Полевые цветы, 1937. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Девушка с «лейкой», 1934. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Девушка с «лейкой», 1934. Фото предоставлено Фондом Still Art

Сама выставка тематически разделена на пять частей: «Репортаж», «Семья», «ВХУТЕМАС», «Город» и «Мастерская». Такая структура, по мнению кураторов, создаст у зрителя ощущение личной прогулки по городу, наблюдение за образами и выбор кадра. Внук Родченко, Александр Лаврентьев, отметил, что «в ходе подготовки выставки организаторы, следуя идеям Родченко, использовали способ крепления снимков на листах бумаги с тиснением». Здесь зрителю необходимо совершенно ясно понимать, что перед ним не авторские винтажные отпечатки самого мастера, а поздняя печать 1990-х годов с авторских негативов. Это важно, потому что, когда мы приходим на выставку «с историей», высшее удовольствие испытываем от созерцания тех самых предметов (неважно, картин, скульптур или фотографических отпечатков), которые держали в руках их создатели. Именно таким образом мы почти тактильно ощущаем связь эпох, понимаем подлинность исторического артефакта, чувствуем магию времени. И тут важно все: авторская печать, заданного самим создателем размера; выбор бумаги; ее фактура и тон; отсутствие или наличие паспарту; его цвет, материал и текстура… В случае с выставкой для аутентичности фотографии с авторских негативов созданы способом бромо-серебряной желатиновой печати, как делал сам автор! Но унификация паспарту в один цвет и формат подчеркивают и отличие от оригиналов:подлинные отпечатки Родченко, как правило, меньше и каждый из них неповторим.

Александр Родченко, 1930. Фото: https://vk.cc/cwTHPA
Александр Родченко, 1930. Фото: https://vk.cc/cwTHPA
Александр Родченко. Портрет матери, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Портрет матери, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art

Между тем, все 58 фотоэкспонатов к настоящей выставке были сделаны в лаборатории потомков Родченко. Они уверяют, что старались печатать, обрабатывать, сушить, резать и ретушировать по образцу автора. Получилось или нет? Каждый найдет ответ на этот вопрос для себя сам. Но посмотреть экспозицию определенно стоит! Образы Родченко бессмертны и остаются актуальными и сегодня.

Александр Родченко. Дорогу женщине, 1934. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Дорогу женщине, 1934. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Конические шестерни, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Конические шестерни, 1924. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Улица, 1929. Фото предоставлено Фондом Still Art
Александр Родченко. Улица, 1929. Фото предоставлено Фондом Still Art

Выставку «Родченко. Личное» можно посетить до 8 июня 2024 года.

Текст: Артем Классен, журналист, коллекционер, историк фотографии

#этонадовидеть