Найти в Дзене

Как ФГОС по литературе издевается над шестиклассниками

Сегодня предлагаю опять вернуться к ФГОСу по литературе и посмотреть, что должны прочитать школьники в 6 классе. Вводные остаются прежними: 102 часа, что подразумевает 3 урока в неделю. Изучение построено условно концентрически: опять начинаем с фольклора и древнерусской литературы и движемся к современности. Правда, здесь есть, на мой взгляд, странное решение: переколбасили русскую литературу с зарубежной в самом начале. Особо логики в этом я не вижу. Курс литературы начинается с Гомера, потом идёт русский фольклор, потом эпос - русский и зарубежный почему-то, а потом древнерусская литература. Дальше на полгода исключительно русская литература и лишь к концу года возвращаемся к зарубежке, причём уже эпохи Просвещения. Каша какая-то... Но давайте пойдём последовательно и обсудим содержательные стороны курса, раз уж композиционно налицо нестыковки. Античная литература В самом начале года (на первой учебной неделе) шестиклассникам предлагается прикоснуться к наследию Гомера. Почитать
Оглавление

Сегодня предлагаю опять вернуться к ФГОСу по литературе и посмотреть, что должны прочитать школьники в 6 классе.

Вводные остаются прежними: 102 часа, что подразумевает 3 урока в неделю. Изучение построено условно концентрически: опять начинаем с фольклора и древнерусской литературы и движемся к современности. Правда, здесь есть, на мой взгляд, странное решение: переколбасили русскую литературу с зарубежной в самом начале. Особо логики в этом я не вижу. Курс литературы начинается с Гомера, потом идёт русский фольклор, потом эпос - русский и зарубежный почему-то, а потом древнерусская литература. Дальше на полгода исключительно русская литература и лишь к концу года возвращаемся к зарубежке, причём уже эпохи Просвещения. Каша какая-то...

Но давайте пойдём последовательно и обсудим содержательные стороны курса, раз уж композиционно налицо нестыковки.

Я брала для домашнего чтения вот такую хрестоматию для 6 класса. Там много "лишнего", но, в целом, неплохо
Я брала для домашнего чтения вот такую хрестоматию для 6 класса. Там много "лишнего", но, в целом, неплохо

Античная литература

В самом начале года (на первой учебной неделе) шестиклассникам предлагается прикоснуться к наследию Гомера. Почитать фрагменты из "Илиады" и "Одиссеи". Мне сразу вспоминается Мандельштам... Ну, помните?..

"Бессонница. Гомер. Тугие паруса.
Я список кораблей прочел до середины:
Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,
Что над Элладою когда-то поднялся".

Только вот человеку 11-12 лет список кораблей может вполне тот самый сон навеять...

Я не помню, читала ли я в школе Гомера, но помню, какой мукой это было в университетское время. Да, знать надо, не спорю, но уж точно не начинать год с Гомера. Хотя бы к концу учебного года можно было бы к нему подойти, начать с этого курс зарубежки в апреле.

Кстати, прикоснуться к Гомеру составители программы рекомендуют в объёме двух уроков. Исчерпывающе, не так ли? В общем, не самое удачное решение.

Фольклор

Шестиклассникам для изучения предлагаются былины "Илья Муромец и Соловей-Разбойник" и "Садко" (раньше это было в 7 классе). Я вела довольно сильный седьмой класс несколько лет назад, и вот с этими былинами было тяжело. Воспринимаются они за счет языка и стиля сложновато. Зачем их спустили в 6 класс - вопрос. Позаниматься былинами программа предлагает аж 4 часа. Мне кажется, это мучительно много.

Дальше - рука-лицо! В рамках изучения народных песен и баллад предлагается почитать (!) "Песнь о Роланде", "Песнь о Нибелунгах" и "Анику-воина"... Я просто приложу скрин...

Я себе не могу это объяснить. Как я должна объяснить детям, что в рамках разговора о песнях и балладах народов РОССИИ и мира мы начнём читать старофранцузский и старонемецкий эпос. Вообще ору с буквальной трактовка "песни"...
Я себе не могу это объяснить. Как я должна объяснить детям, что в рамках разговора о песнях и балладах народов РОССИИ и мира мы начнём читать старофранцузский и старонемецкий эпос. Вообще ору с буквальной трактовка "песни"...

Опять же... пару лет назад это входило в программу 7 класса. И это было невыносимо. Словарной работы только на 2 урока. И там потом ещё шла "Калевала". Тут её нет. Посмотрим попозже, будет ли она в 7 классе.

На всё это великолепие - 3 часа. Считаю, что, во-первых, рано и непонятно, во-вторых, совершенно за рамками логики.

Древнерусская литература

В рамках этого блока 2 урока читаем "Повесть временных лет" («Сказание о белгородском киселе», «Сказание о походе князя Олега на Царьград», «Предание смерти князя Олега»). Это обычно хорошо воспринимается школьниками, но тоже немного не вовремя, т.к. по истории этот период они, как правило, проходят спустя несколько месяцев, во втором полугодии.

Литература первой половины 19 века

А потом без всяких церемоний - стремительно в 19 век, миновав около 8 столетий развития русской литературы.

8 уроков занимаемся Пушкиным: читаем "Песнь о Вещем Олеге" (ну хоть на таком мостике - спасибо), стихотворения "Узник", "Зимняя дорога", "Туча", а потом - "Дубровского".

С этим романом у меня никак не складывается однозначное мнение... Иногда он идёт замечательно (как правило, в сильных или "взрослых" классах). Дети могут рассуждать и о морали, и о любви, и об условиях жизни в условиях крепостнического строя... Но иногда - мрак. Мне кажется, что "Дубровского" лучше бы подвинуть хотя бы на 7 класс. А лучше - на 8.

Дальше 3 урока выделили на лирику М.Ю. Лермонтова. Читаем и учим "Утес", "Три пальмы", "Листок". Лермонтова люблю горячо, но детям в этом возрасте всё это недоступно. Учат и рассказывают как считалочку. Ну какие мотивы одиночества в 11-12 лет?

Следом идут 2 урока по лирике Кольцова. Читаем стихотворения "Косарь", "Соловей". Примерно та же картина, что и с Лермонтовым. Мимо.

Литература второй половины 19 века

2 урока посвящаем лирике Ф.И. Тютчева («Есть в осени первоначальной", «С поляны коршун поднялся..."). Та же история, как и со всей лирикой. А ещё не могу не отметить, что про "первоначальную" осень читаем в конце октября.

Дальше - 2 урока по А.А.Фету ("Учись у них - у дуба, у берёзы...", "Я пришёл к тебе с приветом...").

Потом - моя первая радость за первый триместр! "Бежин луг" И.С. Тургенева. Соответствующий возрасту рассказ! Пусть он не во всем простой, но детям его читать интересно. Знаете, сколько на него отводится? 2 урока. Не знаю, как литературно выразить свое недоумение.

Мой томик произведений Н.С. Лескова
Мой томик произведений Н.С. Лескова

Следом идут 3 урока по "Левше" Н.С. Лескова. Как же это идёт муторно! Дети воют. Мы после чтения даже мультик смотрели по сказу, но всё равно шестиклассникам очень тяжело. Да и давайте будем честны: Лесков вообще очень сложен по языку и своеобразен по стилю. Я люблю его "Очарованного странника", "Леди Макбет...", но "Левша" и для меня - пытка.

После Лескова нам выделяют 2 часа на повесть "Детство" Л.Н. Толстого (тоже раньше была в 7 классе).

-4

И снова отличное, крайне уместное с точки зрения возраста произведение нужно пробегать наискосок. (Я, конечно, так не делаю, потому что это значимое явление литературы 19 века и одно из самых адекватных возрасту шестиклассника произведение).

Три урока посвящаем рассказам А.П. Чехова ("Толстый и тонкий", "Хамелеон", "Смерть чиновника"). Опять же очень удачные для возраста рассказы. Школьники их понимают и легко осваивают, хотя в некоторых моментах приходится, конечно, вносить комментарии по "Табели о рангах", например).

Мой томик рассказов Чехова
Мой томик рассказов Чехова

Завершаем разговор о 19 веке рассказом А.И. Куприна "Чудесный доктор". Он идёт неплохо, закономерно возникают параллели с повестью "В дурном обществе" Короленко, но... неоднократно дети говорили мне, что уже читали "Чудесного доктора" в начальной школе. Не нашла информации о программе литературного чтения в начальной школе, но не удивлюсь, если произведение просто повторяется. 2 урока.

На днях пыталась снять на макросъемке цветущие яблони. Чёткость покинула чат, потому что я отвлеклась на осу (или кто это?), но эффект мне понравился.
На днях пыталась снять на макросъемке цветущие яблони. Чёткость покинула чат, потому что я отвлеклась на осу (или кто это?), но эффект мне понравился.

Вот как-то так выглядит первое полугодие в 6 классе. Что думаете по этому поводу? Много ли изменилось со времени Вашего 6 класса? Что бы Вы поменяли в этом списке?