Запреты Литвы привели к тому, что 40 процентов российского вагонного парка не могут быть использованы для железнодорожного транзита в Калининград, заявил председатель комитета по транспорту "Калининградской торгово-промышленной палаты", генеральный директор и соучредитель компании «Карго Сервис» Сергей Заворотынский.
Так, с апреля этого года балтийская республика ограничила доступ для вагонов «Федеральной грузовой компании» (ФГК) и «Первой грузовой компании» на свою территорию. Аналогичное решение было принято против ПАО «ТрансКонтейнер». Эти меры не дают этим компаниям использовать свой вагонный парк для транзита грузов по калининградскому направлению.
«Если мы берем только "Федеральную грузовую компанию" и "Первую грузовую компанию", то получается, что в область не попадает примерно половина, чуть меньше — 40 процентов — парка, который на территории РФ. Из 1,3 миллиона эти двое владели порядка полумиллионом (вагонов. — Sputnik)», - передает его слова деловой портал Rugrad.
Он также напомнил о действующих квотах на железнодорожный транзит санкционных товаров в Калининград, которые вместе с мерами Литвы по допуску вагонов создают ограничения для российского бизнеса.
«Это тоже надо учитывать. Это к тому, что если есть квоты, выбрано, не выбрано, не санкционный товар, то это еще не говорит о том, что вы его довезете. К сожалению, ситуация выглядит таким образом», - признал он.
При этом Заворотынский считает, что у российских компаний есть возможность взять в аренду другие вагоны для транзита в Калининград.
«Другое дело, насколько сложно компаниям будет найти собственника вагонов, который готов будет ехать в Калининградскую область, видя, что происходит с такими грандами, как "ТрансКонтейнер" и "ФГК". Наверное, у собственника будет существенно меньше желание отправлять вагоны в сторону Литвы», - констатировал он.
В этих условиях «Калининградская железная дорога» (КЖД) вынуждена снижать объем погрузки. Так, с января по апрель 2024 года объем погрузки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упал на 3,1 процента — до 620 тысяч тонн.
В апреле этого года объем погрузки на КЖД составил 154,8 тысяч тонн, тогда как в апреле 2023 года он составлял 156,2 тысячи тонн.
Ранее министерство развития инфраструктуры Калининградской области провело эксперимент по морской доставке авторефрижераторов с продуктами в обход Литвы. Так, в апреле этого года был совершен первый рейс между Санкт-Петербургом и Калининградом, который выполнило грузовое многофункциональное судно "Синегорск", перевозившее автомобили-рефрижераторы с грузом замороженных продуктов.
Российская сторона активно развивает альтернативные маршруты перевозки грузов после незаконных антироссийских санкций Запада. Кроме того, ситуация осложняется и действиями литовской таможни, которая существенно ограничивает пропуск российского транспорта, что приводит к возникновению очередей на границе.
Так, бывший губернатор Калининградской области Антон Алиханов сослался на частные разговоры с пограничниками и таможенниками Литвы, в которых они признаются, что им "сверху" спущено указание тормозить процесс. По его словам, решить проблему с калининградским транзитом можно с помощью комбинированных железнодорожно-автомобильных и морских перевозок.
Проблемы с транзитом в Калининград начались летом прошлого года, когда власти Литвы запретили перевозку подсанкционных грузов. Ограничения распространялись на стройматериалы, металл, цемент, удобрения, алкоголь и другие товары.
Позднее Евросоюз представил разъяснения, которые запрещали автотранспортный транзит в регион, однако разрешали перевозки по железной дороге при обеспечении должного контроля. Кроме того, были введены специальные квоты на железнодорожную перевозку подсанкционных товаров. Так, перевозимый объем этих грузов за год не должен превышать среднего объема за последние три года.
Sputnik Литва теперь в Telegram! Подписывайтесь на самые быстрые, яркие и подробные новости о Литве, Балтии и не только.
Фото: Darius SUL