Одной из основных задач Российского фонда культуры является сохранение культурного наследия прошлого и передача накопленных знаний будущим поколениям.
Следуя этим целям, ещё Советским фондом культуры были учреждены поощрительные стипендии. Они предназначались для наиболее одарённых представителей творческой молодёжи. Первым стипендиатом стал юный и талантливый художник Сергей Николаевич Андрияка.
Кандидатуры стипендиатов обсуждались общественностью по месту их работы или учёбы, а потом утверждались Президиумом. За счёт Фонда предоставлялись творческие командировки по стране и за рубеж. 22 марта 1990 года Президиум Фонда единогласно поддержал кандидатуру Сергея Андрияки на присуждение ему стипендии, о чём свидетельствует следующее письмо.
Сергей Николаевич Андрияка родился и вырос в Москве, здесь же окончил Суриковский институт, стажировался в творческих мастерских Академии художеств СССР. Писал портреты, натюрморты, создал сотни набросков и эскизов на историческую тему. Его дипломная работа «На поле Куликовом. Вечная память» (1982) принесла 24-летнему художнику известность в творческих кругах Москвы. Но самым уникальным в его биографии всегда оставалась пейзажная акварель.
В 1991-м, спустя год после присуждения стипендии, в Российском фонде культуры прошла персональная выставка Сергея Андрияки, на которую художник предоставил более 100 своих работ. В этом же году Сергей Николаевич стал дарителем Фонда. Он передал в дар три картины, которые впоследствии ещё не раз повторял, – «Елоховский патриарший собор», «Весна в Медведково», «Церковь Живоначальной Троицы в Хохловке». Все работы написаны в 1990 году. Сегодня они находятся в коллекции Российского фонда культуры.
Богатство красок, тончайшие живописные нюансы, убедительность образов, достоверность архитектурной и природной среды – это то, что делает работы Сергея Николаевича Андрияки по-настоящему бесценными. И уход такого мастера является невосполнимой утратой для всей российской культуры.
Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: открытые источники, Российский фонд культуры