Найти тему
Александр Дедушка

Инверсия забот. Как сделать, чтобы Бог заботился о тебе?

Забота
Забота

На это удивительно легко, даже изящно ответил святитель Иоанн Златоуст. Настолько изящно, но его высказывание похоже на некую математическую формулу:

«Ты позаботься о Божием, а Бог позаботится о твоем».

Да – такая взаимная инверсия забот.

Что значит заботиться о Божьем – это в принципе понятно; это все наши заботы по двум заповедям Христа – любви и Богу и любви к ближнему. Сюда войдут и наши добрые дела и молитва, и посты, и участие в храмовых службах.

Но что значит – «Бог позаботится о твоем»?

Тут нужно учитывать, что это далеко не всегда, и даже часто не совпадет с тем, что мы ожидаем. Никаких «манн небесных» не будет. Будет то, что нам абсолютно необходимо в жизни. И – ничего лишнего.

Да – ничего лишнего из материального, чтобы нам не было никаких препятствий в духовной жизни.

Но в том, что этот абсолютно необходимый нам минимум у нас будет – мы можем быть абсолютно уверены. И этот «минимум» будет включать в себя все вдоволь потребное нам для жизни.

Бог не хуже нас знает, что нам для жизни нужны материальные средства – и, разумеется, предоставит нам их.

Более того – возьмет на себя заботу о них.

В этом плане святителю Иоанну вторит преподобный Нил Синайский:

«Иметь вдоволь потребное для жизни признавай необходимым; но попечение о том предоставь Господу».

Проблема наша заключается в том, что мы сами хотим заботиться «о своем». Причем под «своим» имеем в виду наши материальные нужды.

Нам кажется вполне естественным, что, раз мы живем в материальном мире, то и заботиться о материальных нуждах должны сами.

И в этом главная загвоздка и проблема.

Мы забываем об «инверсии», озвученной святителем Иоанном Златоустом. Наши главные заботы должны быть именно духовные; о материальных – будет заботиться Бог.

И дело не только в том, что нам это кажется неестественным и странным.

Было бы полбеды, если бы мы просто по инерции жизни в материальном мире заботились о своих материальных нуждах.

Увы – мы так не можем.

Мы не просто погружаемся в материальные заботы, мы еще и делаем из них своих идолов, мы привязываемся к ним душевно, разжигая в душах неутолимые страсти.

И это самая главная проблема. Собственно, не в последнюю очередь поэтому, Бог и предлагает каждому из нас взять заботу о наших материальных нуждах на себя. Он знает, как трудно нам не привязываться страстями к нашим материальным заботам.

Посмотрите: это же на сто процентов так.

Чуть где деньги или какие другие ценности – так они становятся причиной возжигания нескончаемой жадности и денежного сребролюбия.

Там где деятельность связана с хоть какой-то властью или известностью – сразу же мы начинаем пламенеть властолюбием, тщеславием и гордыней.

Мы даже умудряемся, казалось бы, безобидную возню на даче – и ту превратить в заполоняющую душу страсть.

Все, что мы имеем – мы не просто имеем, а еще и имеем тенденцию к превращению этого имению в свои идолы и кумиры.

Хорошо по этому поводу сказал преподобный Зосима Палестинский:

«Не иметь вредно, а иметь с пристрастием».

Но кто из нас может похвастаться, что свободен от подобных пристрастий?

Кто из нас избегнул предупреждения, озвученного апостолом Павлом:

«Но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти». Ром. 13.14.

А у нас – увы! – все наши попечения о плоти и становятся похотями. И как раз потому, что мы совершенно не думаем ни о каком «облечении» в Христа.

Куда там «облекаться»? Нам бы успеть справиться со всеми своими заботами и попечениями!..

И продолжается бесконечная беличья гонка в жизненном колесе. Не просто бессмысленная в виду своей прижизненной бесконечности, но и греховная по сути, так как возжигает наши страсти и заставляет нас забыть о Боге.

А между тем стоит снова вернуться к изящной формуле святителя Иоанна Златоуста. Простая, но невероятно важная инверсия забот, им озвученная, буквально сияет своей удивительной глубиной и простотой.

Ты заботишься о Божьем, Бог – заботится о твоем.

Все просто – но кто из нас способен просто принять эту простоту?...