Приветствую всех кому интересно знать и узнавать об Московских улицах, про улочках и переулочках. Сегодня пойдет речь об улице Моховая параллельное идущая Манежной улице и Кремлевской стены, она берёт своё начало от улицы Знаменка, от слева отходят такие улицы как Воздвиженка, Большая Никитская и заканчивается Тверской улицей, а улица Охотный ряд является продолжением. Нумерация самих домов идёт от Знаменки. Протяжённостью всей улицы составляет 600 метров.
Своё название улица получила в XVIII веке от бывшей Моховой площади у Троицких ворот, она находилась на месте нынешнего здания Манежа. По другой версии название с XVII века, в то время здесь располагался торговые ряды, где продавали сухой мох для заделки щелей в деревянных домах, поэтому так и стала называться улица Моховая. В период с 1961 по 1990 года, Моховая была переименованная в проспект Маркса, в её состав ещё входили вместе с Театральным проездом, площадями Охотный Ряд и Моисеевская.
- Нечётная сторона
№3/5с1 Дом Пашкова
Одно из самых знаменитых классицистических зданий Москвы, ныне принадлежащее Российской государственной библиотеке. Спроектировано (предположительно) Василием Баженовым. Хотя само здание стоит на Моховой улице, оно прописана по адресу Воздвиженка ул. 3/5, стр.1.
Пашков дом был построен в 1784—1786 годах по заказу капитан-поручика лейб-гвардии Семёновского полка Петра Егоровича Пашкова, сына денщика Петра I, предположительно, по проекту архитектора Василия Ивановича Баженова. На протяжении XX века высказывались различные точки зрения по вопросу его авторства, так как письменных свидетельств не сохранилось, и единственное, что доказывает принадлежность его Баженову, — это устная традиция и архитектурная баженовская манера.
Вестибюль станций метро
Совмещённый наземный вестибюль станций метро «Боровицкая» и «Библиотека имени Ленина». Открыт 15 мая 1935 г. в качестве вестибюля станции «Библиотека имени Ленина». 23 января 1986 г. открыт после перестройки в качестве совмещённого для двух станций. архитекторы Л. Н. Попов, В. С. Волович и Г. С. Мун
№3/5с2 Российская государственная библиотека
Румянцевский музей, учреждённый в 1828 году и основанный в 1831 году в Санкт-Петербурге, с 1845 года входил в состав Императорской публичной библиотеки. Музей находился в бедственном положении. Хранитель Румянцевского музея В. Ф. Одоевский предложил перевезти Румянцевские коллекции в Москву, где они были бы востребованы и сохранены. Записку Одоевского о тяжёлом положении Румянцевского музея, направленную на имя министра государственного двора, «случайно» увидел Н. В. Исаков и дал ей ход.
23 мая (4 июня) 1861 года Комитет министров принял постановление о переводе Румянцевского музея в Москву и о создании Московского публичного музеума. В 1861 году началось комплектование и организация фондов и перемещение Румянцевских коллекций из Петербурга в Москву.
С преобразованием Библиотеки Государственного Румянцевского музея в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина огромное количество книжных поступлений и высокий статус, требовали нововведений. В первую очередь — расширения площадей. В 1926 году СНК СССР признал «существующее здание Ленинской библиотеки несоответствующим её работе и значению».
В 1927—1929 годах в три этапа прошёл конкурс на лучший проект. Предпочтение было отдано проекту архитекторов В. Г. Гельфрейха и В. А. Щуко, несмотря на то, что они не участвовали в конкурсе. Их работу оценил директор Библиотеки В. И. Невский.
В. И. Невский добился того, что власть приняла решение о необходимости строительства. Им же был заложен первый камень в фундамент нового здания. Пример советского варианта стиля ар-деко, оно вошло в литературу как эталон «сталинского ампира». Авторами были совмещены советский монументализм и неоклассические формы. Строение гармонично вписалось в архитектурное окружение — Кремль, Московский университет, Манеж, Дом Пашкова.
№7 Гостиница Петергоф
В середине XVII века на этом месте находилось две усадьбы, принадлежавшие представителям рода Пушкиных – бояре Григорий Григорьевич и Борис Григорьевич Пушкины были двоюродными братьями. В 1763 году владения соединились в одно, хозяином стал Александр Артемьевич Загряжский. Его внучка Наталья была матерью Натальи Николаевны Гончаровой.
В 1899 году Российское общество страхования капиталов и доходов покупает старую усадьбу на углу Воздвиженке и Моховой улицы и сносит все старые постройки, чтобы выстроить новое здание по проекту архитектора В.В. Шауба. По мнению современников дом был выстроен в весьма сухом мюнхенском стиле «нуово». Действительно барочный декор и натуралистические изображения цветов и колосков на доме является характерным признаком немецкого модерна. А угловая башенка с куполом очень по-московски акцентирует пересечение улиц и является высокой доминантой, перекликающейся с Троицкой башней Кремля, на которую смотрит. Первый этаж с большими окнами сдавался под магазины, в остальных помещалась респектабельная гостиница «Петергоф».
После революции 1917 г. тут сначала поместился секретариат Центрального комитета ВКПб, а потом 4-й Дом Советов, где поселились партийные чиновники разных рангов, в числе которых были А.И. Рыков, Н.А. Семашко, И.И. Скворцов-Степанов, Е.Д. Стасова. В этом доме находились многие учреждения ЦИК. Долгие годы в этом здании находилась приемная председателя Президиума Верховного Совета М.И.Калинина.
Сейчас тут со стороны Воздвиженки располагается Приемная Государственной Думы и Бизнес-центр «Деловой дом Моховая» со стороны Моховой.
№9с9 Научная библиотека МГУ
Научная библиотека МГУ (архитектор К.Быковский) открылась 1 сентября 1901 года, это старейшая и одна из самых крупных московских библиотек. Позднее библиотека переехала на Ленинские горы, сейчас в здании располагаются фонды факультетов на Моховой, а также отдел редких книг и рукописей.
№9с1 Аудиторный корпус, ныне факультет журналистики
Архитектор Е.Д. Тюрин. 1833–1837.
Интерьер и частично фасады перестроены К.М. Быковским; 1896–1906 (по другим данным – 1901–1905).
В нынешнем виде представляет собой заметный образец учебного здания в стиле позднего классицизма или позднего ампира, выстроенный крупным московским архитектором. Особенно замечателен портик. Впоследствии перестроен в духе классицизирующей эклектики архитектором, занимавшим пост архитектора Московского университета. Интересна парадная лестница этого времени, напоминающая ренессансные прообразы.
№9с2 Церковь Татианы Великомученицы
Располагается в правом флигеле старого здания университета, напротив Манежа, на углу Большой Никитской и Моховой улиц. Относится к Центральному благочинию Московской епархии Русской православной церкви, имеет статус патриаршего подворья.
Главный престол освящён в честь святой мученицы Татианы Римской, нижний храм — в честь святителя Филарета Московского, приставной престол — в честь Собора трёх святителей.
Основан в 1791 году, с 1837 года находится в нынешнем здании, перестроенном под храм Евграфом Тюриным. Освящён митрополитом Филаретом (Дроздовым). В храме отпевали многих выдающихся деятелей русской науки и культуры XIX и начала XX века. В 1918 году закрыт, церковное убранство уничтожено в 1920-е годы; в советское время в здании находился студенческий клуб, а затем Студенческий театр МГУ. В 1995 году возвращён Русской православной церкви. Повторно освящён патриархом Алексием II в 2004 году. Внешний и внутренний облик храма был восстановлен в течение 25 лет
№11с1 Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова
Здание, возведённое на пересечении Большой Никитской и Моховой улиц в 1782—1786 годах архитектором Матвеем Казаковым для Московского императорского университета. Строение сильно пострадало при пожаре 1812-го, и пять лет спустя было реконструировано по проекту архитектора Доменико Жилярди в стиле ампир. По состоянию на 2018 год комплекс занимают фонды библиотеки, Антропологический музей и Музей истории университета, Институт стран Азии и Африки, основанный в 1956-м на базе исторического и филологического факультетов.
№11с11 Геологический институт
Это здание стало последней осуществленной работой выдающегося архитектора Р.И.Клейна, активно работавшего в Москве почти 40 лет.
Участок для здания Геологического и Минералогического институтов был выбран рядом с комплексом Старого Университета, и строительство этого здания фактически завершило формирование классической панорамы комплекса Московского Университета на Моховой напротив Кремля (Старый университет и Новый Университет).
Для строительства комплекса Геологического института принципиальное значение имеют два обстоятельства. Во-первых, здание Геологического института строилось в период необычайно пышного празднования в Москве 100-летия Отечественной войны 1812 г. с личным участием Императора Николая II. Во-вторых, существенно то, что Р.Клейн строил это здание непосредственно после завершения строительства комплекса Музея изящных искусств им. Императора Александра III (Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина), открытого в 1912 г., фасад которого стал лучшей классической ордерной композицией Москвы начала ХХ. Обращение к стилистике классицизма – ампира в решении Геологического института стало для Р.И.Клейна развитием предыдущего опыта. Фактически Геологический институт – блестящая стилизация Р.И.Клейна на темы архитектуры Д.И.Жилярди.
Так же как и Д.И.Жилярди в фасадах Старого Университета, Р.И.Клейн в фасадах Геологического института использовал лепную декорацию в стилистике московского ампира с мотивами триумфальной архитектуры Древнего Рима – изображениями венков победителей, праздничных гирлянд из дубовых листьев, военных арматур.
№13с1 Дом Жолтовского
Дом построен в 1934 году по проекту архитектора Ивана Жолтовского для сотрудников Моссовета. Строительство здания вызвало противоречивые отзывы и активную дискуссию среди архитекторов. Дом Жолтовского ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, его прозвали «гвоздём в гроб конструктивизма». Здание имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. До 1953 года в здании располагалось посольство США. С 2000-х годов в нём размещается головной офис компании АФК «Система».
№15/1с1 Гостиница Националь
В 1900 году участок в начале Тверской улицы, где размещался старый трактир «Балаклава», приобрело Варваринское акционерное общество домовладельцев. Компания решила построить на этом месте новую фешенебельную гостиницу, проект которой заказала у петербургского архитектора Александра Иванова. Здание было выполнено в стиле модерн с декоративными элементами неоренессанса и неоклассицизма. Фасад отделали природными камнями, керамическими плитками и лепниной. Угловой аттик украшало майоликовое панно «Аполлон и музы», созданное художниками Сергеем Чехониным и Александром Головиным на керамическом заводе предпринимателя Саввы Мамонтова «Абрамцево».
Здание возводили с использованием передовых материалов: железобетона, облицовочного кирпича, гидроизоляционных материалов. При реставрации гостиницы в 1994—1995 годах был проведён анализ раствора, которым зафиксировали венчающий карниз. Результаты показали, что строители провели специальные технологические мероприятия, которые обеспечили высокую влагоустойчивость раствора и, как следствие, практически идеальную его сохранность 90 лет спустя после строительства.
- Чётная сторона
Памятник князю Владимиру Великому
Один из крупнейших памятников на территории России, открытый на Боровицкой площади в Москве в День народного единства 4 ноября 2016 года.
Памятник установлен по инициативе Российского военно-исторического общества.
Владимир I Святославич (Великий, Святой, Креститель) — святой равноапостольный князь, правивший Киевской Русью в 978–1015 годах. Вошёл в историю как Креститель Руси, за что и был причислен к лику святых.
В образе Крестителя князь Владимир и изображён в скульптуре: в правой руке он держит огромный крест, в левой — меч.
Общая высота монумента составляет 17,5 метра: 12-метровая фигура князя установлена на гранитном постаменте, над ней ещё на 3 метра возвышается огромный крест.
Скульптор — Салават Щербаков, архитектор — Игорь Воскресенский.
№6 Усадьба Шаховских
Это здание, построенное в 1886 году архитекторами С. С. Эйбушицем и А. С. Каминским, было родиной князей Шаховских - Красильщиковой. Сегодня в нем размещается Государственный литературный музей, богатейшая культурная коллекция которого привлекает тысячи посетителей.
№8с2 Флигель
Находится городская усадьба купцов Ухановых - М.Н. Пущиной. Здесь представлен жилой флигель с фрагментом ограды и пилоном (1823 г., 1907 г., архитектор Квашин).
№8с1
Здание расположено на первой линии центра Москвы, представляет собой одноэтажное капитальное строение, построенное в 1962 году. Общей площадью 267,3 кв.м. Помещение предназначено для заведения общественного питания с зальной планировкой. Три отдельных входа, служебный вход с зоной разгрузки и погрузки.
На данный момент в этом здании находится ресторан Корчма Тарас Бульба.
№10с1 и 2 Доходный дом Братолюбивого общества
Здание построено в 1892 году по проекту архитектора М. Арсеньева. Он был одним из комплекса зданий, который предназначался для неимущих слоев населения. Этим и объясняется с архитектурной точки более чем скромный декор. Достопримечательностью дом стал после трагических событий, когда во время ВОВ в него попала авиабомба, средняя часть дома была разрушена полностью, а вот боковые части сохранились в хорошем состоянии. Сейчас одна часть дома носит адрес Моховая, 10, строение 1, а вторая — Моховая, 10, строение 2.
№12 Конюшенный корпус
Это здание, построенное в 1865-1868 годах архитектором П. А. Герасимовым и реконструированное в 1900-х и 1955 годах, отражает архитектурный стиль XIX века и является прекрасным образцом исторической архитектуры.
№14с1 Доходный дом Поляковых
Бок о бок с доходным домом князя Г.Г. Гагарина стоит совсем простенькое трёхэтажное здание серо-голубого цвета под №14. Двухэтажный каменный дом был построен в 1825 году по проекту архитектора Ф.Б. Рыбинского, а через 60 лет был надстроен третий этаж. Является ЦГФО. Просто дом, без каких либо особых претензий. Сегодня тут квартирует отделение РГБ. Фасаду требуется ремонт.
№16 Доходный дом князя Г. Г. Гагарина
Первый и второй этаж возведены в 1836-1838 гг., реконструированы в 1875 году. Третий и четвертый этажи надстроены в 1912 году. Сейчас здесь находятся редакции нескольких журналов, администрация и кассы Государственного Кремлевского дворца. История дома связана и с известной актрисой Федотовой Гликерией Николаевной, которая проживала здесь в начале 70-х годов девятнадцатого столетия. В 1894 году здание выкупает князь Григорий Григорьевич Гагарин - сын вице-президента Императорской Академии художеств (кстати, тоже Григория Григорьевича).
№18 Манеж
Здание было построено в 1817 году по проекту Августина Бетанкура в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812 года. В 1824—1825 годах Осип Бове оформил фасады Манежа в стиле ампир. Первоначально Манеж назывался Экзерциргауз и предназначался для строевой подготовки войск. С 1831 года в здании стали проводиться выставки и народные гуляния, ещё позднее — концерты и балы. После революции большевики устроили в его помещениях казарму, затем — гараж правительственных автомобилей. В 1957 году учреждению был присвоен статус Центрального выставочного зала, в нём регулярно стали проводиться выставки и другие публичные мероприятия.
В 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено по проекту архитектора Павла Андреева. После реставрации комплекс получил подземный этаж, расширив хозяйственные и выставочные площади. В настоящее время на площадках музейно-выставочного объединения организуются выставки, концерты, перформансы, лекционные курсы.