Глядя на эти картины, посвященные различным военным эпизодам из английской истории, вряд ли зритель подумает, что их автор — женщина. Обычно художницы не очень жалуют батальный жанр, война традиционно мужская тема. Англичанка Элизабет Томпсон — скорее, исключение из правил, особенно если учесть, что она жила отнюдь не в наше время, а в строгие для женщин 1846-1933 годы. К тому же она была леди. Не в смысле, что дама, это понятно, а в смысле, что у нее был такой титул, поскольку она вышла замуж за лорда Батлера. Он был небогат, но был дворянином и владел замком в Ирландии. Служил офицером, сделал неплохую карьеру, был пожалован в рыцари-командоры и рыцари Креста ордена Бани.
Но вернемся к Элизабет.
Она выросла вместе с сестрой в состоятельной культурной семье и получила отличное образование. Ее сестра, кстати, стала потом писательницей и поэтессой. Семья много путешествовала, какое-то время жила в Италии. Там юная Элизабет и начала рисовать. Она училась живописи обстоятельно, то в Англии, то во Франции и, конечно, в Италии. Поначалу ее интересовали религиозные сюжеты. Переворот в ее интересах произошел в 1870 году, когда в Париже Элизабет увидела работы баталистов. Она поняла, что тоже хочет писать картины о войне.
В этом жанре успех пришел к ней в 1874 году после создания полотна "Перекличка после боя", посвященного Крымской войне.
Картина имела поразительный успех, ее хотел купить принц Уэльский, но заказчик не продал ее. Однако, когда желание приобрести "Перекличку" изъявила королева Виктория, он уступил. Однако, не в силах совсем расстаться с этой картиной, он попросил художницу сделать для него авторскую копию.
Впечатление, произведенное картиной, было во многом определено тем, что Томпсон по-новому подошла к батальной теме. Она акцентировала внимание не на подвигах, сражениях и бравых военных, а на трагедии войны и страданиях простых солдат.
Эта же направленность ярко выражена и в картине "Остатки армии, Джелалабад, 13 января 1842 года", в которой показана первая англо-афганская война и отступление из Кабула отряда Эльфинстона, который оказался фактически полностью уничтожен афганцами. Спаслись только несколько человек, среди них — военный врач Уильям Брайдо.
Картина, конечно, сильная.
Томпсон стала известна как художник-баталист, ее заслуги были признаны. Однако ее не приняли в Королевскую академию художеств, хотя она в 1879 году выдвигалась туда. Предрассудки были очень живучи, против ее кандидатуры выступили на два члена академии больше, чем за нее.
Пик популярности Томпсон пришелся на 70-80-е годы, хотя вплоть до самой смерти художница продолжала творить. Однако, много времени занимала семья, родилось шестеро детей, и ведь она еще была хозяйкой замка.
Как выглядела эта незаурядная женщина, можно видеть на ее автопортрете. Волевое, умное, красивое лицо.