Найти тему
РР-Новости

Без лишних слов

Уникальное учебное заведение для детей с тяжелыми нарушениями речи отметило юбилей.

В феврале исполнилось 60 лет со дня основания Речевого центра. За это время проделан большой путь развития школы, от коррекционного интерната №58 до инновационного центра психолого-медико-социального сопровождения, известного за пределами Свердловской области.

Успешная интеграция в общество выпускников школы говорит об эффективной педагогической модели – сочетании многолетних традиций коррекционно-педагогической работы с новыми технологиями и методиками преподавания.

В материале «РР» расскажем о том, как менялся Речевой центр и благодаря чему все это время он остается инновационной площадкой для реализации творческих и педагогических идей.

ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ

История Речевого центра началась в 60-х годах XX века. Впервые в школе-интернате №15 были открыты два класса для детей c ринолалией (врожденной расщелиной неба, деформацией губы и носа). Спустя год, в 1964 году, было принято решение об открытии интерната №2 для детей с тяжелыми нарушениями речи, куда могли попасть дети со всего Советского Союза. Первый директор интерната – Огнев Сергей – стал настоящим новатором в создании методических подходов и разработок для обучения таких детей.

Школа стремительно развивалась, открывались новые кабинеты и спальные комнаты, появлялось оборудование для логопедических кабинетов и игровых залов, активно развивалось дополнительное образование – источник творческих талантов ребят, успешно реализующих себя в городских и областных конкурсах. Воспитание качеств благородного человека закладывалось благодаря работе школьного музея «Боевая слава», активно действующего и сейчас. С 2013 года музей является неоднократным победителем региональных конкурсов среди школьных музеев патриотической направленности.

В 1975 году в школе №58 была открыта первая операционная под руководством С.И. Блохиной. В 1989 году образован «Центр восстановительного лечения детей с врожденными дефектами умственного, физического и речевого развития», который впоследствии стал Научно-практическим, медико-социальным центром «Бонум». До 1997 года в уникальном едином комплексе для детей с ринолалией были созданы условия для лечения, реабилитации и образования.

Большой вклад в развитие Речевого центра внесла директор Хвалынская Валентина Максимовна. За период с 1986 по 2006 год школа преобразовалась в центр методической работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи, где впервые стали проводиться семинары директоров и завучей школ города. Разработанные технологии «Единый взгляд на мир», «Поле речевых чудес» до сих пор используются специалистами региона.

НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

В 2006 году директором тогда еще интерната №58 для воспитанников с отклонениями в развитии стала Елена Веснина. В 2007 году начался процесс реорганизации школы-интерната №58 в Центр психолого-медико-социального сопровождения для детей с тяжелыми нарушениями речи и аутизмом. Почти тридцать лет своей жизни Елена Викторовна отдала работе в школе, пройдя путь от учителя-дефектолога до директора. За это время школа сильно трансформировалась и стала площадкой для реализации инновационных образовательных методик с применением современного оборудования и новых технологий. Как высококвалифицированный специалист, умелый администратор, способный преодолевать стереотипы и находить нетрадиционные пути решения стоящих перед образовательной организацией задач, она смогла создать творческое пространство для педагогов, всегда находящихся в поиске новых идей.

Под руководством Елены Викторовны эффективно развивают свою деятельность три структурных подразделения Речевого центра: Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия с 2013 года; Региональный ресурсный центр по развитию системы сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра на территории Свердловской области с 2017 года; Служба ранней помощи с 2018 года.

Благодаря участию в 2022 году в национальном проекте «Доброшкола» в Речевом центре модернизированы и оснащены высокотехнологичным оборудованием мастерские – «Поварское дело», «Рабочий по обслуживанию зданий» и «Швейное дело», а также помещения для психолого-педагогического сопровождения.

Модернизация образовательного пространства и создание гармоничных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью позволяет сформировать жизненные и академические компетенции у ребят, способствует легкой адаптации к школьной среде и эффективной социализации.

Елена Викторовна – человек, неравнодушный к развитию системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области. Ежегодно с привлечением спонсоров организуются социальные проекты для обучающихся Свердловской области с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта: областной фестиваль театров мод «Весенние встречи», инклюзивный фестиваль «Люди как люди», благотворительные ярмарки, акции «Зажги синим» и т.д.

Благодаря комфортным и современным условиям обучения, обеспечивающим сохранение и укрепление здоровья детей, в Речевом центре формируется свободная, творчески мыслящая личность, способная к самоопределению и саморазвитию. Организация внеурочной деятельности, работа объединений дополнительного образования позволяет достигать обучающимся с особыми образовательными потребностями высоких результатов в предметных олимпиадах, фестивалях, конкурсах, смотрах, соревнованиях на региональном, федеральном уровнях. Уже пятый год подряд ученики Речевого центра являются победителями и призерами престижного Всероссийского Чемпионата профессионального мастерства для лиц с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс».

В 2012 году учителя-логопеды Екатеринбурга и Свердловской области выступили с инициативой о создании единой организации по обмену опытом и современными методами работы в логопедии. Министерством образования и молодежной политики Свердловской области было принято решение о создании Ассоциации учителей-логопедов под руководством Весниной Елены Викторовны. На сегодняшний день Ассоциация объединяет 350 специалистов, увлеченных своей профессией и всегда готовых к получению новых знаний. В рамках Ассоциации учителя-логопеды повышают свой профессионализм, знакомятся с новыми методиками в работе и находят близких по духу людей. Ежегодно выпускается сборник статей Ассоциации с лучшими логопедическими практиками.

За представление Свердловской области по вопросам образования обучающихся с ОВЗ, развития процессов инклюзии и социального партнерства в системе образования Российской Федерации в 2020 г. Е.В. Веснина получила ведомственный Знак отличия «Почетная грамота Совета Федерации».

За свою историю Речевой центр не раз менял название, но сохранил верность традициям и новаторскую устремленность в будущее. Сочетание многолетних традиций работы коррекционной школы и реализация современных требований способствует дальнейшему получению профессионального образования и интеграции в общество детей с расстройствами аутистического спектра и тяжелыми нарушениями речи.

]]>