Найти тему
РР-Новости

Подготовь себе работника сам

В условиях кадрового дефицита российские предприятия ищут небанальные варианты решения проблем.

В Санкт-Петербурге прошла XII Всероссийская научно-практическая конференция «Формирование престижа инженерно-технических профессий у молодежи». Тема этого года звучала так: «Жизненный путь инженера: школа – СПО (среднее профессиональное образование) – вуз – работодатель». Представители власти, предприятий и образовательных учреждений обсудили инновации в учебном процессе, поделились опытом эффективного наставничества и успешными практиками профориентационной работы. Одними из лучших кейсов были признаны совместные проекты Кингисеппского машиностроительного завода (КМЗ) с санкт-петербургскими колледжами и школой №645, на базе которой, кстати, и проходила конференция.

– В настоящее время любое промышленное предприятие России испытывает колоссальный кадровый голод, – говорит директор Учебного центра КМЗ Нина Мельник. – Это главная проблема. Но есть и другая – не менее серьезная: люди, которые все-таки приходят на заводы, часто не обладают теми знаниями, умениями и навыками, которые нужны для работы на современном оборудовании. Эти две причины и подвигли нас на создание собственной модели так называемого «бесшовного» образования молодых инженеров – когда они последовательно и непрерывно повышают свою квалификацию, начиная с самого юного возраста.

Нина Мельник по образованию педагог: с отличием окончила университет по специальности «Учитель начальных классов и преподавание русского языка и литературы» и поначалу работала в школе. Однако в силу жизненной ситуации сменила сферу деятельности, получила второе образование – в области юриспруденции. На протяжении пяти лет она возглавляла юридический департамент управляющей компании. Потом сотрудничала с издательством «ЭКСМО», в корпорации «Российский учебник», где занималась методическим сопровождением и обучением учителей начальных классов по системе «Начальная школа XXI века». Эти компетенции специалиста и заинтересовали системообразующее предприятие России – Кингисеппский машиностроительный завод.

– В конце 2020 года мне было сделано интересное предложение, – рассказывает Нина Мельник. – Была организована встреча с управляющим директором предприятия Михаилом Даниленко, который и предложил мне возглавить заводской учебный центр. Идея заключалась в том, чтобы, так сказать, «не ждать милостей от природы», а самим воспитывать нужные кадры.

Учебный центр был создан с нуля всего за три месяца: начали в ноябре 2020 года, а официально открылись в январе 2021-го.

– Первым делом мы стали вести профориентацию среди студентов нескольких санкт-петербургских колледжей. Там по нашему предложению были созданы дуальные группы, в которых студенты три дня обучаются теории в своем колледже, а два дня проходят практику на КМЗ, под руководством наших специалистов-наставников. Мы расцениваем молодых ребят как наших полноценных сотрудников. Завод платит им деньги, и хорошие – в среднем 30–35 тысяч рублей в месяц (и это – за восемь-девять дней работы).

Второй шаг, который был сделан КМЗ, – запуск в сентябре 2023 года проекта «Детский завод. Версия 2.0». Это проект для другой молодежной группы – для старшеклассников, которые во время учебы в школе могут параллельно приобрести рабочую профессию – слесаря или чертежника (эти профессии были выбраны не случайно – обе они являются начальной стадией инженерии). Первый выпуск запланирован на май текущего года.

-2

В качестве партнера КМЗ в этом проекте выступила санкт-петербургская школа №645, которую возглавляет Маргарита Иванова – почетный работник общего образования Российской Федерации. Родилась она в Псковской области, окончила Псковский государственный пединститут имени С.М. Кирова (1985). 23 года отработала в школе №403 города Пушкина – сначала учителем географии, потом заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Шесть лет возглавляла школу №315 в Павловске. В 2014 году выиграла конкурс на вакантную должность директора школы №645, которой руководит до сих пор.

– Маргарита Михайловна не побоялась нашей, на первый взгляд, безумной идеи, – говорит Нина Мельник. – Там на самом деле было много сложностей. Например, с обеспечением безопасности на производстве, охраны труда несовершеннолетних. Мы долго все выверяли и согласовывали… А школа нам понравилась не только смелостью руководства, но и тем, что ее выпускники успешно поступают в ссузы и вузы, имеют высокий уровень подготовки.

– С 2021 года в нашей школе реализуется профильное обучение, – рассказала «РР» Маргарита Иванова. – На ступени среднего общего образования сформированы классы: химико-биологический, технологический, гуманитарный, социально-экономический. Старшеклассники углубленно изучают профильные предметы. Подростки сами, исходя из собственных наклонностей и возможностей, прохождения профпроб, выбирают, что они будут изучать. Технологический профиль пользуется спросом, причем не только у мальчиков, но и у девочек. Выпускники успешно сдают итоговую аттестацию и поступают в технические ссузы и вузы. Ежегодно 30% выпускников поступают в средние и высшие учебные заведения на технические специальности. В 2022 году из десяти наших медалистов – восемь были из классов с технологическим профилем.

Работа школы по инженерному направлению ведется на протяжении нескольких лет. Помимо профиля обучения, в школе реализуются программы дополнительного образования и внеурочной деятельности технической направленности. Обучающиеся школы активно принимают участие в научно-практических конференциях со своими проектами, олимпиадах по 3D-моделированию, в чемпионатах профессионального мастерства и являются победителями и призерами.

По результатам данной работы в 2022 году школа стала победителем конкурсного отбора на получение гранта по направлению «Инженерный класс» с проектом «Школа инжиниринга и передовых технологий». Приобретенное на средства гранта оборудование позволило учебному заведению расширить спектр программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, нацеленных на развитие детей начиная с 1-го класса.

– Благодаря договору с КМЗ, в текущем учебном году (2023–2024) у нас успешно реализуется программа «Моя первая профессия», – говорит Маргарита Иванова. – Ученики 10-го класса могут получить «корочки» слесаря-сборщика металлоконструкций, а девятиклассники – чертежника. Основная часть программного материала изучается в школе во внеурочное время, с использованием собственной материально-технической базы. Практические занятия организованы на заводе. Обучение проводили и инженеры, и мастера, и даже главный конструктор предприятия. В текущем месяце (в апреле) у ребят началась полноценная практика на КМЗ. По итогам обучения, сдачи зачетов и выполнения практики они получают свидетельства о присвоении рабочей квалификации и смогут начать работу на предприятиях.

Детей, которые обучаются в школе №645 по проекту «Детский завод», КМЗ бросать на стадии получения «корочек», естественно, не планирует, а наоборот – собирается вести дальше. Несколько девятиклассников уже изъявили желание продолжить учебу в колледжах.
С ними будут заключены целевые договоры, по которым выпускники смогут поступить на бюджетные места по определенной квоте. После окончания колледжа эти ребята придут на КМЗ – рабочие места для них зарезервированы.

Кингисеппский машиностроительный завод – первое (и на данный момент – единственное) промышленное предприятие в России, которое имеет подобную программу развития. Благодаря ей молодые люди могут погрузиться в мир промышленности и сделать осознанный выбор в своей карьере. А сам завод становится магнитом для новых талантливых специалистов.

]]>