МАРКИРОВКА – ОТ ПИВА ДО ИКРЫ
«Честный знак» – это система маркировки товаров, которая вводится в России с 2019 года Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) по решению государства. Суть маркировки заключается том, чтобы в режиме реального времени прослеживать каждую единицу товара на рынке, от производства до продажи.
Сегодня в России маркируется 17 групп товаров, среди которых лекарства, шины, обувь, молочная продукция и питьевая вода, а в прошлом году в систему включилась новая продуктовая группа – пиво и слабоалкогольные напитки (сидр, пуаре, медовуха).
Поводом для внедрения маркировки на пивном рынке стал нелегальный оборот, от которого страдают производители, потребители и государство. На российском рынке пива, по данным НИУ ВШЭ, доля незаконного оборота составляла 16% до введения «Честного знака».
Обязательная маркировка пенных напитков началась в стране 1 апреля 2023 года. С этой даты коды начали наносить на кеги, с 1 октября 2023 года – на пиво в стекле и пластике, а с 15 января 2024-го – на напитки в алюминиевых банках.
ЗА ИНТЕРЕСЫ БИЗНЕСА ВМЕСТЕ
Внедрение маркировки пива было важным событием, к которому начал готовиться весь рынок: сначала был длительный добровольный эксперимент, затем поэтапное внедрение, и этот процесс продолжается до сих пор. Конечно, как и при любом нововведении, было много вопросов, обсуждений, к тому же рынок пива имеет особенность – много частных и небольших пивоварен по всей стране.
В условиях трансформации рынка представлять интересы бизнеса и быть связующим звеном для всех участников маркировки стал Национальный Союз Производителей Пива и Напитков. ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») и Национальный Союз Производителей Пива и Напитков еще во время добровольного эксперимента подписали соглашение о сотрудничестве. Оператор системы и Национальный Союз Производителей Пива и Напитков начали совместную работу по внедрению цифровой маркировки пивной продукции в регионах России.
«Подписанное соглашение – это еще один шаг на пути к плавному переходу к обязательной маркировке. На всех этапах цифровой маркировки пива и пивных напитков. Очень важно наладить сотрудничество с оператором в процессе внедрения маркировки, и данное соглашение Союз рассматривает как поддержку бизнеса», – заявила тогда директор Национального Союза Производителей Пива и Напитков Екатерина Винокурова.
В течение двух лет Союз оперативно информирует оператора о возникающих вопросах на пивоваренных заводах, что помогает производителям своевременно получать необходимую помощь и консультации.
Благодаря такой совместной работе регулятора, отрасли и оператора цифровой маркировки для всех производителей пива были доступны две программы поддержки. Первая программа – беспроцентная рассрочка на три года, в первый год которой оплата не требуется. Тогда в целях поддержки отрасли специалисты ЦРПТ совместно с интеграторами, поставщиками оборудования и расходных материалов разработали типовые технические решения для всех типов линий и видов упаковки.
Также была доступна вторая программа на выбор – компенсация 50% затрат на оборудование для маркировки пивоваренной продукции. Для того, чтобы поучаствовать в программе, компания должна была соответствовать критериям (например, производить не более 300 тыс. декалитров в год).
«ЦРПТ помог более 1,6 тысячам производителей пива и слабоалкогольных напитков внедрить маркировку в их производственные процессы, а также отработал более 460 заявок пивоваров по программам поддержки «Честного знака» на приобретение оборудования для маркировки», – рассказал Кирилл Волков, руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак»).
СОГЛАШЕНИЕ В ДЕЙСТВИИ
Успех внедрения новых производственных этапов напрямую зависит от индивидуального подхода к каждому предприятию и вовлечению всех лиц. Отраслевые союзы здесь являются связующим звеном между оператором и бизнесом.
Буквально на днях такое сотрудничество между ЦРПТ и Национальным Союзом Производителей Пива и Напитков в очередной раз показало результаты. Сергиев Посад –
это не только жемчужина туристических маршрутов Московской области, но и город со значимыми для всей страны производствами – такими как «РОСЪ».
Завод напитков «РОСЪ» известен не только своим фирменным квасом, но и медовухой, которая включена в обязательную маркировку с прошлого года. Региональный производитель уже наладил маркировку на своем производстве – по новым требованиям начал работать в срок.
«Мы работаем с оператором системы «Честный знак» с первых этапов. Для подготовки к новым требованиям воспользовались программой поддержки ЦРПТ – приобрели оборудование для маркировки на производство с компенсацией 50% затрат. Благодаря совместной работе с Национальным Союзом Производителей Пива и Напитков, оператором маркировки и интегратором оборудования внедрение нового этапа происходит бесшовно. Буквально на днях прошла встреча на нашем производстве, где интегратор провел дополнительно обучение персонала и помог с оптимизацией работы линии», – рассказала Ольга Петрова, главный технолог компании «РОСЪ».
25 апреля по инициативе Национального Союза Производителей Пива и Напитков состоялся выезд на завод напитков «РОСЪ» именно по вопросам маркировки пива. Производство посетила как глава Союза, так и оператор системы, ЦРПТ, а также интегратор оборудования МАСТ.
Как оказалось, такая практика выездных мероприятий с участием оператора и интегратора – частое явление. «Исторически оператор оказывает поддержку участникам оборота при внедрении маркировки: мы проводим обучающие мероприятия как самостоятельно, так и на площадках органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проводим индивидуальные консультации для тех участников, которые в этом нуждаются, в том числе с компаниями-интеграторами и разработчиками программных и аппаратных решений для работы с маркировкой, организуем круглосуточную работу службы технической поддержки для всех, кому она требуется. Очевидно, что прямое взаимодействие с бизнес-сообществом – наиболее эффективный инструмент коммуникаций, поэтому мы призываем к такому диалогу как самих участников, так и профильные ассоциации и профессиональные объединения и готовы помочь организовать все связанные с маркировкой процессы», – добавил представитель ЦРПТ Кирилл Волков.
«Наша компания основывается на принципах постоянного развития сервиса – с каждым клиентом в вопросах маркировки мы находимся в тесном контакте. К запуску маркировки напитков для компании «РОСЪ» мы в согласованные сроки установили полный комплекс оборудования, программное обеспечение DataMatrixControl собственной разработки, провели пуско-наладочные работы, обучение сотрудников завода. На прошедшем плановом выезде ответили на интересующие вопросы, обсудили технические варианты запуска агрегации, продемонстрировали новые возможности, которые появились после обновления ПО», – рассказал руководитель отдела продаж направления «Промышленная автоматизация компании МАСТ» Михаил Железняков.
Как заявила Екатерина Винокурова, директор Национального Союза Производителей Пива и Напитков, такая практика по выездной работе на предприятиях с оператором системы маркировки и интеграторами продолжится. «Союз призван защищать интересы пивной отрасли. Маркировка, как новый этап, требует внимания, времени и понимания всех процессов. Мы регулярно проводим онлайн заседания рабочих групп для членов Союза по этой теме, но зачастую необходимо личное участие. Выезд на подмосковное производство был организован как раз для того, чтобы увидеть своими глазами, как работает предприятие после внедрения «Честного знака» и дать возможность производителю получить ответы на все интересующие вопросы. Данную практику мы продолжим и в других регионах страны. Для работы с введением этапов маркировки продукции бродильных напитков, а также безалкогольной продукции предлагаем начать работу с НСППИН и подписываться на наш телеграм-канал @UNIONBEER», – заключила Екатерина Винокурова.
]]>