13,4K подписчиков

Адмирал Колчак. Неприступная Варна и трагедия "императрицы Марии"

Везде, где появляется Александр Васильевич - везде драма и приступы неконтролируемого гнева. Мало кому хотелось работать с таким командиром (с)

Привет, Дзен!

Ну что, клуб домашних историков-любителей, поехали дальше про Колчака!

Правителя Верховного, первого в России... Блин. Прям, как сейчас у нас. Почти (или не "почти"?).

Обещала микро-справку про гидроавиацию в первой мировой войне.

Очень коротенько набросаю, в качестве вступления.

Первая "летающая лодка" была сконструирована Дмитрием Павловичем Григоровичем - российским, а, позднее, советским авиаконструктором в 1912-1913 годах. Собрана была первичная модель Щ-1 на заводе имени Щетинина (инженер, один из деятелей белого движения, лидер борьбы с анархистами Нестора Махно). Позднее летающая лодка Григоровича стала называться М-1.

К 1914 году Д.П. Григоровичем созданы еще три модели - М-2, М-3 и М-4. Это были промежуточные "заготовки", на основе которых, в 1915 году, будет выпущена серия моделей М-5.

Это была, в общем-то, деревянная, конструкция весом шестьсот шестьдесят кг, развивающая скорость до 130 км/час. В российский флот М-5 поступил в апреле 1915 года и использовался, в основном, в разведке и корректировке артиллерийского огня.

Был еще гидроавианосец "Орлица". Это, собственно, был пассажирский пароход "Императрица Александра", который переоборудовали. Тогда авиатранспорт обеспечивал старт гидросамолетов прямо с воды, выгружая их специальными кранами.

Вы представляете, какая это долгая и тяжелая работа!

Вот, в общем, гидроавианосец "Орлица" с эскадрильей тех самых М-5. Плюс к этому, появились М-9 - более новые разработки, уже оснащенные пулеметом. Воздушный пулеметчик сидел в носовой части, в кабине - пилот, а бортмеханик - рядом с пилотом. Вот он и занимался бомбардировкой. Бомбы крепились, примерно, под крыльями и соединялись с кабиной тросом.

Летом 1916 года "Орлица", уже дооборудованная, зашла в тактическую группу морских сил Рижского залива.

📌Вот тогда-то у адмирала Колчака загорелась идея взять Варну, используя гидроавиацию.

Как раз Румыния выступает на стороне Антанты и Черноморский флот начал разрабатывать программу бомбардировки. Варна - это, географии, где-то на побережье Болгарии и близко к границе Румынии.

Болгария вступила в противоборствующий Антанте блок в 1915 году. Румыны - в Антанту, Болгары - в Четверной союз. Вот поэтому Варна так сильно "чесалась".

Как обычно, ничего не готово, гидросамолеты не проверены на исправность, летный состав не подготовлен должным образом, команды нет - но очень хочется бомбить Варну. Ну, прямо, хочется - жить нельзя!

12.08.1916 года двадцать гидросамолетов спущено в 25 милях от Варны. Около 46 километров. Из этих самолетов бомбардировку выполнили - 4 гидросамолета, поднялись в воздух после военной операции - 7. Остальные просто не сработали.

По итогу - потери, которых можно было избежать, повреждения линкора "Екатерина Великая", на котором, собственно, и прибыл адмирал Колчак.

Бог с ним!

Адмирал Русин - тогда начальник морского штаба Ставки - настоятельно не рекомендует черноморцам лезть на Варну без сухопутной поддержки.

Но нет. "Нам" с А.В. Колчаком никто не указ😂. В ночь со второго на третье октября 1916 года отряд линкоров Колчака выдвигается на Варну.

Собственно, линкоры:

  1. "Николай I"
  2. "Императрица Мария"
  3. "Иоан Златоуст"
  4. "Евстафий"
  5. "Пантелеймон"

Тральщики нарываются на минные заграждения не менее двух линий и отряд "разворачивает оглобли" обратно, в сторону Севастополя.

В ноябре 1916 года он является к адмиралу Русину прямо сам, собственной персоной, и просит дать разрешение бомбить Варну. Адмирал Русин разрешение не дает.

Что начинает делать адмирал Колчак? "Мы" же целый командующий Черноморским флотом!

Правильно. Он начинает истерично всех увольнять, строчить в Ставку о смене командного состава флота. Везде, где появляется Александр Васильевич - везде драма и приступы неконтролируемого гнева. Мало кому хотелось работать с таким командиром. Там всю дорогу кто-то сменялся.

Характер его был очень решительный и, порой, задерживающие тормоза у него плохо действовали... (с)начальник управления при Ставке В.Д. Ненюков
Портрет А. В. Колчака. Картинка взята из сети, обработана автором
Портрет А. В. Колчака. Картинка взята из сети, обработана автором

В общем, Александра Ивановича Русина сменяет новый начальник штаба - контр-адмирал Погуляев.

На тот момент начальник минной дивизии - капитан первого ранга князь Трубецкой. Комендант Севастопольской крепости - контр-адмирал Веселкин.

📌7 октября 1916 года происходит еще одна беда. Пожар на линкоре "императрица Мария". На часах 06:20 утра.

Кинулись тушить.

По распоряжению адмирала Колчака, были открыты клапаны и вода хлынула в погреба третьей и четвертой орудийных башен. Огнем занялась вторая двенадцатидюймовая башня... матросы скрутили клапаны и там, тем самым предотвратили взрыв.

Из-за затопленных погребов на одной стороне огромное судно дало сильный крен и перевернулось. "Императрица Мария" затонула в 07:17 часов утра. Из телеграммы адмиралу Русину - "320 погибших".

Новейший линкор... Есть мнение, что это стало неким сакральным спусковым крючком - вслед за "императрицей" потонула и Российская Империя.

Александр Васильевич Колчак воспринял это очень болезненно, впал в состояние близкое к депрессии.

При этом всем, никто не отменял прессу. "Мы" же важная медийная личность. Каждое действие - событие. Была такая военная газета в Петрограде "Русский инвалид". 26.10.1916 года они выдали статью о гибели "императрицы Марии". Как после провала операции "Бреслау" его полоскали в газете "Новое время", так и "Русский инвалид" полоскал теперь. Пресса - это пресса. Что тогда, что сейчас. Ничего не меняется.

Никаких претензий к адмиралу насчет затонувшей "Марии" нет ни у Ставки, ни у коллег. Но - для него это, реально, было личное горе. Это даже отразилось на его любовных отношениях с А.В. Тимиревой.

Вообще, в понимании Александра Васильевича Колчака, отношения с женщинами строились по принципу "достоин только победитель". Любовь, как орден славы. Если я не на высоте, то не за что меня любить и "я вас не достоин". И отношения с Тимиревой базировались, для него, на военных достижениях.

Это, уже, скорее всего, из области "сам себя накрутил - сам расстроился". Ну, вот такой вот он был. Человек-драма...

Так-с. Ладно. Теперь из позитивного. Хоть что-то хорошее было же, при его командовании черноморским флотом?

Положительные итоги деятельности Колчака в черноморском флоте в период первой мировой войны:

  1. Варна закрыта для германских подводных лодок (ну, тут, не совсем, только его заслуга, ну ладно, запишем сюда)
  2. Движение германских подводных лодок в Босфоре сильно ограничено благодаря их минным заграждениям
  3. Корабли ЧМФ начали активнее и чаще практиковать учебные стрельбы
  4. Стали менее опасными выходы для прикрытия грузоперевозок
  5. Сильно сокращен подвоз угля в Константинополь

Завершать статью буду хорошей, емкой цитатой директора Центрального музея Тавриды, расположенного в Симферополе.

Именно на Черноморском театре военных действий пульсировал главный нерв русских внешнеполитических интересов. Правящие круги империи в течение всего ХIX века мечтали о контроле над Константинополем и проливами. Смысл участия России в «мировой бойне» состоял именно в овладении в случае победы Босфором и Дарданеллами, что открыло бы России ворота её черноморской торговли. Однако за время войны Россия так и не приблизилась к решению этой задачи, неся громадные жертвы на фактически бесполезном для неё западном театре. (с) генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Предлагаю ознакомиться, по порядку, со всеми предыдущими выпусками линейки об адмирале Колчаке:

Подписывайтесь, пожалуйста, на мой канал и на телеграм, чтобы не потеряться.

Если решите немного проспонсировать творчество автора🤗, номер карточки - 2202202121803088, буду благодарна.

Увидимся в следующем выпуске. Пока!