Позволю извинить себе убогость мыслей ваших черных,
но не могу простить нечищеный наган,
того, что, в смертный час мой, вы стоите не по форме,
небритость ваших щек и этот жуткий перегар...(с) А. Розенбаум
Я здесь, друзья мои. Выползла из-под завалов бумаг и литературы.
Добрый воскресный день.
Давно хотела обсудить с вами такую неоднозначную и интересную историческую фигуру, как адмирал Александр Васильевич Колчак.
Фильм, кстати, смотрели? "Адмиралъ" называется. Кто смотрел, расскажите ваше впечатление в комментариях.
Мое мнение - сплошная любовная мелодрама. Все вокруг отношений адмирала с Анной Васильевной Тимиревой, все такое вылизанное, кукольное, как и подобает красивому кино. Хотя, исторический путь Колчака не был прекрасным.
Элемент любовных отношений с Тимиревой - да, занимал определенное место в его истории, но... Даже поддержка такой женщины, как Анна Васильевна, не помогла ему.
Как говорится, преданный фанатик любой идеи - настоящий подарок для врага. Это один из факторов, который его сгубил. Не самый главный, на самом деле.
Сама личность Александра Васильевича Колчака - его особенности, характер, его отношение к жизни и к людям, его некая такая "деревянность", упёртость, твердолобая решительность, тщеславие, неспособность контролировать себя (а не то, что быть верховным правителем) - вот это его свело в могилу.
Этот элемент мы с вами обсудим обязательно, в других выпусках. Думаю, что их будет несколько. А сегодня начнем с исторического экскурса и лишь краем глаза увидим поведение самого Александра Васильевича в процессе его карьерного роста.
Итак, 04.11.1874 года в селе Александровское, что находится в юго-восточной части Санкт-Петербурга, в семье штабс-капитана морской артиллерии, родился замечательный ребенок, Саша Колчак.
До 11 лет - на домашнем обучении. Затем пробует учиться в классической гимназии С. Петербурга. Учится там три года, особых успехов не показывает. Отец Александра, Василий Иванович Колчак, видя такое дело, подает прошение о зачислении сына в Морское училище. Может, по семейной линии пойдет лучше. Там, по семейной биографии, они все морские военные были.
Александр Колчак поступает в морское училище в 1888 году. И действительно, учится очень успешно, выбивается в лучшие ученики и, даже получает премию - триста царских рублей. Отлично учится, помогает отстающим, любимец класса - не парень, а песня.
В 1894 году он, собственно, заканчивает училище и, вскоре, едет покорять Кронштадт - обучаться штурмовому делу. Там они ежегодно выходят в учебное плавание, но этого, по мнению Колчака, недостаточно.
Настоящий моряк должен жить на судне, а не бывать по службе (с) А.В. Колчак
Александр Васильевич Колчак также занимался научно-исследовательской деятельностью, читал лекции в высших учебных заведениях.
Это был настоящий ученый - океанограф. Первый в России, удостоившийся награды от русского географического сообщества и положивший начало учению о "льдообразовании".
Ох, какое слово громоздкое, некрасивое... Но, вроде так. Из песни слов не выкинешь.
Немного расскажу про Русскую Полярную Экспедицию, в которой Колчак принимал участие.
Однажды, зимой 1900 года, во время службы на броненосце "Петропавловск" (в должности вахтенного начальника), Александр Колчак получает письмо от своего сослуживца, лейтенанта Матисона с предложением принять участие к экспедиции под руководством барона Толля.
Был такой якут по фамилии Санников. В 1810 году он исследовал острова Новая Сибирь, Фадеевский и Котельный. Во время своих исследований, Санников увидел интересный отрезок земли, окруженный высокими горами. Попасть он туда не смог и оставил "terra incognita" потомкам.
Так вот, Русская Полярная Экспедиция, в которую Колчак радостно вписывается, без должной подготовки, без определённой научной программы работы, отправляется в путь на шхуне "Заря".
Их путь должен был пролегать через Берингов пролив в Тихий океан и далее, в сторону Владивостока. Ну, понимаем, да? Экспедиция состряпанная из, практически, голого энтузиазма, обещал накрыться эмалированным тазом с самого начала.
Они умудрились переругаться уже в середине 1901 года, в самом начале экспедиции.
Вот скажите, можно морякам пить и куралесить во время отдыха? Имеют они право на это или нет?
Когда экспедиция встала на пополнение запасов и отдых в Екатерининской гавани, матросы, конечно же, разогнавшись, побежали "расслабляться". Все перепились-передрались, нормальная жизнь😂)))
Руководитель экспедиции борон Толль - в шоке. Хочет уволить командира. Колчак же считает, что главное, чтобы на судне, во время выполнения рабочих задач, был порядок. А на берегу - пусть бесятся.
Плюс к этому - проблемы с углем. Его даже на самую первую часть запланированного пути не хватило. Пришлось пересаживаться на пароход "Лена", а "Зарю" - в бухту на зимовку и ремонт.
Говоря короче - все разъехались, кто куда. Зоолог отправился на Новосибирские острова, сам барон Толль с астрономом Зебергом убыли на остров Бенета. И там их след как-то нехорошо обрывается.
Нашли их потом или нет, не могу вспомнить. Может кто читал что-нибудь про это? Напишите в комментариях.
В источниках пишут, что Колчак, вернувшись, после экспедиции, в Петербург, в декабре 1902 года, делает доклад в Академии наук и, вскоре после этого, отправляется на остров Бенета, на поиски своих коллег по экспедиции.
В сложнейших условиях крайнего Севера, по собственной инициативе, снарядил экспедицию. Поиски шли долго, несколько месяцев. В процессе поисков, Колчак описал неизвестные земли, уточнил очертания берегов и внес уточнения в природу льдообразования. В дальнейшем, он напишет ряд научных работ, в том числе книгу "Лед Карского и Сибирского морей".
В 1906 году Русское географическое общество вручило Колчаку Константиновскую медаль. Его рейд с поиском пропавших и параллельной научной работой был оценен, как, ни много ни мало, географический подвиг! Он стал первым из россиян, кто удостоился этой почетной награды.
Барона Толля и других пропавших с ним, найти так и не удалось.
Что у нас там далее, по списку?
Русско-японская война начинается в январе 1904 года. В марте 1904 года Александр Колчак едет в Иркутск, к невесте Софье Федоровне Омировой. Женится.
Поехали, посмотрим, что у А.В. Колчака происходит во время русско-японской войны.
- 18.03.1904 год - Колчак вахтенный начальник на крейсере "Аскольд". Заходят в порт Артур.
- В октябре 1904 года - принимает командование миноносцем "Сердитый". Забегая вперед, Колчак довольно большой отрезок своей военной карьеры посвятит именно минированию, будет командовать минным дивизионом.
- В ноябре 1904 года - сухопутный фронт. Командует батареей 47 и 120 миллиметровых орудий.
- 16.12.1905 года порт Артур был сдан, Александр Колчак попадает в плен к японцам. Переносит тяжелую пневмонию в госпитале Нагасаки.
Русско-японскую проиграли. Бог с ней. Но выводы сделаны были. С морской военной мощностью в России тогда было, скажем так, не очень.
24.04.1906 года создан Морской генеральный штаб (МГШ - далее по тексту).
С 12.11.1010 года Колчак заступает заведующим оперативной частью МГШ. Нудная бумажно-административная работа, которая ему, конечно же, вскоре, надоест.
В 1911 году, в августе, по распоряжению командующего Балтийским флотом вице-адмирала Эссена, Колчак переводится в Балтийский флот, в статусе уже капитана первого ранга, на миноносец "Пограничник".
Здесь прозвучат первые звоночки его вспыльчивого характера и возбудимой нервной системы. Александр Колчак ведет себя агрессивно, кричит на матросов, жестоко избивает их. С коллегами, равными по рангу, ведет себя несдержанно, с ним никто не хочет связываться.
... много в небе альбатросов
Колчак на судне бьет матросов
(с) из народного творчества
Итак, после проигранной русско-японской войны была поставлена государственная задача - наращивать морскую мощность.
По программе стояла задача выпустить два линейных корабля, семьдесят миноносцев и тридцать подводных лодок.
Хорошая программа. Вполне отвечающая современным (тогда и там) условиям войны. Громоздкие линкоры тогда уже были, практически, бесполезны. Ну, не требуется их много, по факту.
Но наш консервативный романтик выступает с разгромной критикой государственной программы подвижной обороны. Вот тут мы увидим еще одну из его сторон.
Александр Колчак ценил именно эстетику, красоту морского боя. Ему нравились большие, величественные линкоры и дредноуты с артиллерией. Не хватало у него понимания, что эффективная современная война ведется с воздуха и под водой.
Подводные лодки и аэропланы портят всю поэзию войны. Стрелять приходится во что-то невидимое... Невидимая подводная лодка при первой оплошности взорвет сам корабль. Летает какая-то гадость, в которую невозможно попасть. Ничего для души нет (с) Из одного из писем Колчака к А.В. Тимиревой
В начале первой мировой они все хлебнут полной ложкой последствия его эстетических представлений о войне.
На этом первую статью цикла о Колчаке предлагаю завершить.
Пишу, с прошлого года, очень плохо и мало. Больше "чукча-читатель", чем писатель, так что поддержка ваша очень нужна.
Подписывайтесь, скорее, кто еще не подписался, на мой канал и на телеграм, чтобы быть на связи и ничего не пропустить.
Если вдруг решите подкинуть автору звонкую монету на что-нибудь приятное, номер карточки - 2202202121803088
Увидимся в следующем выпуске. Пока!