Найти тему
Тульская служба новостей

Тонны бумаги и красок: в чем разница граффити, стрит-арта и каллиграфии и можно ли научиться рисовать с нуля во взрослом возрасте

Фото: Тульская служба новостей
Фото: Тульская служба новостей

Уличное искусство, вандализм и проблемы с законом — именно это мы представляем, когда слышим про граффити. А каллиграфия для простого обывателя до сих пор остается мастерством Древнего Китая, что, кажется, еще немного и посыплется песок. Однако мало кто знает, что скетчи, выполненные с использованием граффити шрифтов и современной каллиграфии, – это развитие мелкой моторики, тренировка усидчивости и красивого почерка, расширение кругозора, новый опыт и помощь в основной профессии. Именно поэтому каллиграф Дмитрий Сидоров и райтеры Денис Андрюшкин и Александр Снорк открыли школу шрифтов «От каллиграфии до граффити», где каждый сможет посмотреть на буквы с новой стороны. В интервью с Тульской службой новостей художники рассказали, почему решили нести это искусство в массы, как пришли к преподаванию, и раскрыли некоторые секреты для новичков.

Идея о передаче опыта

В рисовании ребята достаточно давно, с 2003 года, а планы по популяризации среди молодежи и взрослых положительного образа граффити зрели не первый год.

«Если люди видят, что ты занимаешься граффити, то сразу относятся к этому скептично, мол, всегда это что-то плохое. Поэтому идея по организации школы действительно была давно. В 2017 году мне пришло предложение от одного из тульских детских центров проводить уроки по каллиграфии и стрит-арту.  Поднадбив руку там и оценив мотивацию детей и родителей, я решил, что необходимо организовывать школу. В этом помогла арт-резиденция «Родина», с которой мы активно взаимодействуем, ее резидентом я сейчас являюсь. Они подсказали и с написанием грантовой заявки. Благодаря этому, у нас есть уже свое помещение и возможность заниматься с детьми и взрослыми», — рассказывает о проекте его руководитель, каллиграф Дмитрий Сидоров.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Как отмечают художники, граффити и каллиграфия сейчас в мире достаточно распространены, есть множество мероприятий, продвигающих эти два направления. Среди них можно выделить фестиваль леттеринга и каллиграфии Ё-фест, в котором ребята тоже участвовали. Шрифты – это то, ради чего художники затеяли проект. Ну а таким преподавательским составом их свела общая идея.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«Хочется показать, что граффити – это не только вандализм, но и отличный материал для использования в других сферах жизни. Возьмем digital art, хобби, отдых. Шрифты применимы ко всему. Многим нашим ученикам интересно, как вообще создавались буквы, изображенные на стенах. Ну а у нас есть опыт и знания показать какие-то базовые моменты с этим связанные», — рассказывает о своем опыте руководитель проекта Денис Андрюшкин.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Интерес к передаче художественного опыта привел в школу и райтера Сашу Снорка.

«Мне стало интересно, смогу ли передать свои знания людям, которые не умеют рисовать буквы в том формате, к которому привык я. Это классный опыт формулирования своих мыслей так, чтобы донести самую суть до новичков», — говорит помощник руководителей, райтер Саша Снорк.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Ребята — активные участники форумов «Истоки» и «Таврида», бывали в Белгороде на граффити-фестивале «ДВИЖение», на мероприятии по каллиграфии и леттерингу Ё-фест и участвовали в тульских активностях.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Что за этим стоит

Каллиграфия и граффити – это не просто развлечение, а получение нового опыта.

«Для детей это развитие мелкой моторики, улучшение почерка и визуального восприятия. Взрослые развивают чувства ритма и такта, получают профессиональный инструмент, который можно использовать в логотипах, надписях, одежде и т.д», — уточняет Дмитрий Сидоров.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Еще, конечно, это тренирует нехилые усидчивость и терпение, смеются парни. По мнению художника Саши Снорка, если научить ребенка шрифтам граффити, то у того не останется времени, желания и денег на вредные привычки.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«Рисование расширяет кругозор, зачастую классическое граффити (буквы), о котором были мои лекции, дает трамплин в другое направление – леттеринг или каллиграфию. Многие, когда изучат шрифты, потом уходят в рисование персонажей», — объясняет Саша Снорк.

Часто граффити-художник просто хочет сделать старую некрасивую стену более яркой.

«Есть художники, пытающиеся непосредственно передать политическую или социальную тему. А кто-то преимущественно рисует для себя и с собственным видением красоты. Неважно, что будет на изображении, райтер работает на качество», — отмечает Денис Андрюшкин.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Часто граффити, по словам Саши Снорка, это способ заявить о себе и оставить для других художников послание – я был в этом месте. Тогда другие райтеры в первую очередь зафиксируют для себя, здесь находился тульский граффити-художник.

«Каллиграфия передает настроение, красоту с помощью букв, штрихов и эстетики. Это могут быть слова или изображения, но только с помощью букв», — утверждает Дмитрий Сидоров.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Ну и, конечно, сейчас мы живем в эпоху смешения стилей в любых сферах искусства.

«Обособленного существования граффити от других направлений попросту невозможно: некоторые элементы каллиграфии перекочевывают в уличное искусство и наоборот. Сейчас одно без другого не так интересно. Комбинировать намного прикольнее, чем двигаться всегда в одном направлении», — делится своими мыслями Саша Снорк.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Отсюда и вылился новый стиль – каллиграффити, где сочетаются плюсы и минусы сразу двух направлений, добавляют преподаватели.

Граффити, стрит-арт или паблик-арт: «я ничего не понимаю вообще»!

«Стрит-арт — диалог художника с городской средой, интеграция искусства в нее, которая понятна именно художнику. Это всегда особое видение самого райтера. А вот паблик-арт то самое творчество, доступное любому прохожему и жителю этого места, потому что это всегда история согласования: есть художник, есть заказчик».

С помощью стрит-арта художники показывают свою позицию на происходящие в мире события. По мнению райтеров, например, работы и перформансы Бэнкси относятся к такому.

Ну и в целом все можно объяснить даже шуткой или простой поговоркой.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«Граффити — это когда нарисовал, а пацаны поняли, но народ ничего не понял. А стрит-арт – это когда все поняли, а пацаны мои вообще нет», — смеется Саша Снорк.

Позывной «Новичок»

Каллиграф Дмитрий Сидоров отмечает, что сначала необходимо приобрести специальные перья (6.0 мм) и заправить их, а потом работать и только работать. Заниматься этим можно в прописях каждый день, не менее 30 минут, а первых успехов ждать не ранее, чем через полгода.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«В начале работы у всех линии получаются боком, нужно стараться делать их строго вертикальными», — говорит каллиграф.

Новичку обязательно иметь огромное желание рисовать, потому что на развитие придется потратить много времени.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«Сначала делайте скетчи, наброски, эскизы, старайтесь срисовывать чужие изображения, чтобы понимать, как создается буква. Тренироваться в этом направлении придется очень много часов, 30 минут в день здесь не поможет – только тонны бумаг, карандашей, маркеров и красок. Когда ты поймешь, что начинаешь разбираться в шрифтах, начинает формироваться свой стиль, который отличает тебя от остальных художников. И тогда можно пробовать себя уже в масштабе», — настаивает Денис Андрюшкин.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Руководитель проекта Дмитрий Сидоров советует сохранять все свои скетчи.

«Можно увидеть уровень развития себя и понять, есть ли какой-то прогресс или нет. В любом случае такое стимулирует», — делится мыслями каллиграф.

Все художественные материалы можно найти в магазинах, а для рисования существуют разные инструменты – валик, кисть, аэрозольная краска, мел, добавляют преподаватели.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Одной из главных ошибок новичков, по мнению Саши Снорка, является отсутствие усидчивости и желания тратить время на бумагу.

«Мы живем в стране с огромной историей и колоссальным культурным наследием. Осквернение каких-либо объектов культурного наследия недопустимо ни в одном из проявлений современного искусства», — объясняет райтер Саша Снорк.

При этом если вы решили использовать аэрозольную краску на холстах, говорят преподаватели, то соблюдайте ряд правил: используйте средства индивидуальной защиты дыхательных путей, очки, перчатки, головной убор и специальную одежду.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

На больших масштабах

А как же перенести свой эскиз на стену? Вот в чем вопрос. Большинство делают это, конечно, на глаз, но для больших коммерческих заказов есть и свои выходы.

«Когда мы работаем с муралом, с такими огромными изображениями, можно использовать для переноса проектор. Есть знаковый способ — ставишь определенные маячки на стене изображения, где будет размечен определенный фрагмент того же самого лица, облика и так далее. К шрифту это мало относится на самом деле. В этом случае ты уже понимаешь, где и на каком месте будет находиться твоя буква», — объясняет Денис Андрюшкин.
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Райтер Саша Снорк говорит, что очень круто иметь хорошо знакомого художника.

«Классно иметь наставника или просто знакомого, который может тебе помочь и подтолкнуть в каком-либо правильном направлении. С ним ты можешь обсудить свои наброски, понять ошибки, получить взгляд со стороны. Этим сейчас и занимаются преподаватели нашего проекта», — объясняет Саша Снорк.

Как говорят Дмитрий и Денис, во всем мире множество отличных художников, но самой достойной работы еще не появилось. Ребята в шутку отметили, что, возможно, ее создадут именно они. А Саша выделил для себя работы тульских художников, таких как Олег Мозг, Андрей Шепот, Павел Пэк и Дмитрий Diaz.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

3656

Ученики школы могут увидеть на стенах кабинета числовое значение 3656, которое является названием творческого объединения, куда входят Дмитрий, Денис и Саша.

«В нашем объединении представители двух граффити-команд, которые существовали сами по себе, но решили объединиться. Если сложить порядковые номера букв обеих команд, то получится как раз два числа — 36 и 56. Отсюда и такое название», — объясняют художники.

Ребята планируют больше показывать граффити и каллиграфию в массах, взаимодействовать с администрацией города, чтобы изменить устоявшееся представление в умах людей об этом.

Назови свою мотивацию

Занимаются рисованием не только дети, но и взрослые, при этом у каждого свои цели. Родители приводят своих детей, потому что те заинтересовались, иногда хотят, чтобы ребенок получил дополнительные знания. Взрослые могут использовать навыки в работе или просто расслабиться, создать новые нейронные связи.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
«Люди видят яркие картинки в журналах, на стенах, в видео. И хотят сделать подобное. Кто-то находит в себе силы тренироваться, а некоторые бросают. В любом случае у нас есть возможность направить их», — говорит Денис Андрюшкин.

С детьми работать, конечно, ребятам отчасти легче, потому что они похожи на глину, из которой можно слепить начинающего художника, а у взрослых есть свои устоявшиеся рамки. Однако, по словам преподавателей, бывает трудно справиться с детской энергией, тут уже выигрывают взрослые.

Без опыта

Как говорят художники, обучиться каллиграфии и граффити можно с нуля, потому что они сами так начинали.

Корреспондент Тульской службы решил проверить, действительно ли правдивы слова райтеров на этот счет, и прошел небольшой курс по рисованию. Получилось не так филигранно, как у ребят, но этому действительно может научиться каждый, если приложить усилия.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Ну и, конечно, уйти от ребят мы не могли, не оставив эмблему редакции – ТСН24.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

А в дальнейшем Дмитрий Сидоров, Денис Андрюшкин и Александр Снорк планируют развивать творческое объединение, курировать школу и дальше, популяризировать граффити и каллиграфию в Туле и за ее пределами, а еще устраивать скетч-баттлы и граффити-фестивали.

Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей
Фото: Андрей Ремизов/ Тульская служба новостей

Ранее Тульская служба новостей писала  о перспективах ИИ в живописи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц