Уличное искусство, вандализм и проблемы с законом — именно это мы представляем, когда слышим про граффити. А каллиграфия для простого обывателя до сих пор остается мастерством Древнего Китая, что, кажется, еще немного и посыплется песок. Однако мало кто знает, что скетчи, выполненные с использованием граффити шрифтов и современной каллиграфии, – это развитие мелкой моторики, тренировка усидчивости и красивого почерка, расширение кругозора, новый опыт и помощь в основной профессии. Именно поэтому каллиграф Дмитрий Сидоров и райтеры Денис Андрюшкин и Александр Снорк открыли школу шрифтов «От каллиграфии до граффити», где каждый сможет посмотреть на буквы с новой стороны. В интервью с Тульской службой новостей художники рассказали, почему решили нести это искусство в массы, как пришли к преподаванию, и раскрыли некоторые секреты для новичков.
Идея о передаче опыта
В рисовании ребята достаточно давно, с 2003 года, а планы по популяризации среди молодежи и взрослых положительного образа граффити зрели не первый год.
«Если люди видят, что ты занимаешься граффити, то сразу относятся к этому скептично, мол, всегда это что-то плохое. Поэтому идея по организации школы действительно была давно. В 2017 году мне пришло предложение от одного из тульских детских центров проводить уроки по каллиграфии и стрит-арту. Поднадбив руку там и оценив мотивацию детей и родителей, я решил, что необходимо организовывать школу. В этом помогла арт-резиденция «Родина», с которой мы активно взаимодействуем, ее резидентом я сейчас являюсь. Они подсказали и с написанием грантовой заявки. Благодаря этому, у нас есть уже свое помещение и возможность заниматься с детьми и взрослыми», — рассказывает о проекте его руководитель, каллиграф Дмитрий Сидоров.
Как отмечают художники, граффити и каллиграфия сейчас в мире достаточно распространены, есть множество мероприятий, продвигающих эти два направления. Среди них можно выделить фестиваль леттеринга и каллиграфии Ё-фест, в котором ребята тоже участвовали. Шрифты – это то, ради чего художники затеяли проект. Ну а таким преподавательским составом их свела общая идея.
«Хочется показать, что граффити – это не только вандализм, но и отличный материал для использования в других сферах жизни. Возьмем digital art, хобби, отдых. Шрифты применимы ко всему. Многим нашим ученикам интересно, как вообще создавались буквы, изображенные на стенах. Ну а у нас есть опыт и знания показать какие-то базовые моменты с этим связанные», — рассказывает о своем опыте руководитель проекта Денис Андрюшкин.
Интерес к передаче художественного опыта привел в школу и райтера Сашу Снорка.
«Мне стало интересно, смогу ли передать свои знания людям, которые не умеют рисовать буквы в том формате, к которому привык я. Это классный опыт формулирования своих мыслей так, чтобы донести самую суть до новичков», — говорит помощник руководителей, райтер Саша Снорк.
Ребята — активные участники форумов «Истоки» и «Таврида», бывали в Белгороде на граффити-фестивале «ДВИЖение», на мероприятии по каллиграфии и леттерингу Ё-фест и участвовали в тульских активностях.
Что за этим стоит
Каллиграфия и граффити – это не просто развлечение, а получение нового опыта.
«Для детей это развитие мелкой моторики, улучшение почерка и визуального восприятия. Взрослые развивают чувства ритма и такта, получают профессиональный инструмент, который можно использовать в логотипах, надписях, одежде и т.д», — уточняет Дмитрий Сидоров.
Еще, конечно, это тренирует нехилые усидчивость и терпение, смеются парни. По мнению художника Саши Снорка, если научить ребенка шрифтам граффити, то у того не останется времени, желания и денег на вредные привычки.
«Рисование расширяет кругозор, зачастую классическое граффити (буквы), о котором были мои лекции, дает трамплин в другое направление – леттеринг или каллиграфию. Многие, когда изучат шрифты, потом уходят в рисование персонажей», — объясняет Саша Снорк.
Часто граффити-художник просто хочет сделать старую некрасивую стену более яркой.
«Есть художники, пытающиеся непосредственно передать политическую или социальную тему. А кто-то преимущественно рисует для себя и с собственным видением красоты. Неважно, что будет на изображении, райтер работает на качество», — отмечает Денис Андрюшкин.
Часто граффити, по словам Саши Снорка, это способ заявить о себе и оставить для других художников послание – я был в этом месте. Тогда другие райтеры в первую очередь зафиксируют для себя, здесь находился тульский граффити-художник.
«Каллиграфия передает настроение, красоту с помощью букв, штрихов и эстетики. Это могут быть слова или изображения, но только с помощью букв», — утверждает Дмитрий Сидоров.
Ну и, конечно, сейчас мы живем в эпоху смешения стилей в любых сферах искусства.
«Обособленного существования граффити от других направлений попросту невозможно: некоторые элементы каллиграфии перекочевывают в уличное искусство и наоборот. Сейчас одно без другого не так интересно. Комбинировать намного прикольнее, чем двигаться всегда в одном направлении», — делится своими мыслями Саша Снорк.
Отсюда и вылился новый стиль – каллиграффити, где сочетаются плюсы и минусы сразу двух направлений, добавляют преподаватели.
Граффити, стрит-арт или паблик-арт: «я ничего не понимаю вообще»!
«Стрит-арт — диалог художника с городской средой, интеграция искусства в нее, которая понятна именно художнику. Это всегда особое видение самого райтера. А вот паблик-арт то самое творчество, доступное любому прохожему и жителю этого места, потому что это всегда история согласования: есть художник, есть заказчик».
С помощью стрит-арта художники показывают свою позицию на происходящие в мире события. По мнению райтеров, например, работы и перформансы Бэнкси относятся к такому.
Ну и в целом все можно объяснить даже шуткой или простой поговоркой.
«Граффити — это когда нарисовал, а пацаны поняли, но народ ничего не понял. А стрит-арт – это когда все поняли, а пацаны мои вообще нет», — смеется Саша Снорк.
Позывной «Новичок»
Каллиграф Дмитрий Сидоров отмечает, что сначала необходимо приобрести специальные перья (6.0 мм) и заправить их, а потом работать и только работать. Заниматься этим можно в прописях каждый день, не менее 30 минут, а первых успехов ждать не ранее, чем через полгода.
«В начале работы у всех линии получаются боком, нужно стараться делать их строго вертикальными», — говорит каллиграф.
Новичку обязательно иметь огромное желание рисовать, потому что на развитие придется потратить много времени.
«Сначала делайте скетчи, наброски, эскизы, старайтесь срисовывать чужие изображения, чтобы понимать, как создается буква. Тренироваться в этом направлении придется очень много часов, 30 минут в день здесь не поможет – только тонны бумаг, карандашей, маркеров и красок. Когда ты поймешь, что начинаешь разбираться в шрифтах, начинает формироваться свой стиль, который отличает тебя от остальных художников. И тогда можно пробовать себя уже в масштабе», — настаивает Денис Андрюшкин.
Руководитель проекта Дмитрий Сидоров советует сохранять все свои скетчи.
«Можно увидеть уровень развития себя и понять, есть ли какой-то прогресс или нет. В любом случае такое стимулирует», — делится мыслями каллиграф.
Все художественные материалы можно найти в магазинах, а для рисования существуют разные инструменты – валик, кисть, аэрозольная краска, мел, добавляют преподаватели.
Одной из главных ошибок новичков, по мнению Саши Снорка, является отсутствие усидчивости и желания тратить время на бумагу.
«Мы живем в стране с огромной историей и колоссальным культурным наследием. Осквернение каких-либо объектов культурного наследия недопустимо ни в одном из проявлений современного искусства», — объясняет райтер Саша Снорк.
При этом если вы решили использовать аэрозольную краску на холстах, говорят преподаватели, то соблюдайте ряд правил: используйте средства индивидуальной защиты дыхательных путей, очки, перчатки, головной убор и специальную одежду.
На больших масштабах
А как же перенести свой эскиз на стену? Вот в чем вопрос. Большинство делают это, конечно, на глаз, но для больших коммерческих заказов есть и свои выходы.
«Когда мы работаем с муралом, с такими огромными изображениями, можно использовать для переноса проектор. Есть знаковый способ — ставишь определенные маячки на стене изображения, где будет размечен определенный фрагмент того же самого лица, облика и так далее. К шрифту это мало относится на самом деле. В этом случае ты уже понимаешь, где и на каком месте будет находиться твоя буква», — объясняет Денис Андрюшкин.
Райтер Саша Снорк говорит, что очень круто иметь хорошо знакомого художника.
«Классно иметь наставника или просто знакомого, который может тебе помочь и подтолкнуть в каком-либо правильном направлении. С ним ты можешь обсудить свои наброски, понять ошибки, получить взгляд со стороны. Этим сейчас и занимаются преподаватели нашего проекта», — объясняет Саша Снорк.
Как говорят Дмитрий и Денис, во всем мире множество отличных художников, но самой достойной работы еще не появилось. Ребята в шутку отметили, что, возможно, ее создадут именно они. А Саша выделил для себя работы тульских художников, таких как Олег Мозг, Андрей Шепот, Павел Пэк и Дмитрий Diaz.
3656
Ученики школы могут увидеть на стенах кабинета числовое значение 3656, которое является названием творческого объединения, куда входят Дмитрий, Денис и Саша.
«В нашем объединении представители двух граффити-команд, которые существовали сами по себе, но решили объединиться. Если сложить порядковые номера букв обеих команд, то получится как раз два числа — 36 и 56. Отсюда и такое название», — объясняют художники.
Ребята планируют больше показывать граффити и каллиграфию в массах, взаимодействовать с администрацией города, чтобы изменить устоявшееся представление в умах людей об этом.
Назови свою мотивацию
Занимаются рисованием не только дети, но и взрослые, при этом у каждого свои цели. Родители приводят своих детей, потому что те заинтересовались, иногда хотят, чтобы ребенок получил дополнительные знания. Взрослые могут использовать навыки в работе или просто расслабиться, создать новые нейронные связи.
«Люди видят яркие картинки в журналах, на стенах, в видео. И хотят сделать подобное. Кто-то находит в себе силы тренироваться, а некоторые бросают. В любом случае у нас есть возможность направить их», — говорит Денис Андрюшкин.
С детьми работать, конечно, ребятам отчасти легче, потому что они похожи на глину, из которой можно слепить начинающего художника, а у взрослых есть свои устоявшиеся рамки. Однако, по словам преподавателей, бывает трудно справиться с детской энергией, тут уже выигрывают взрослые.
Без опыта
Как говорят художники, обучиться каллиграфии и граффити можно с нуля, потому что они сами так начинали.
Корреспондент Тульской службы решил проверить, действительно ли правдивы слова райтеров на этот счет, и прошел небольшой курс по рисованию. Получилось не так филигранно, как у ребят, но этому действительно может научиться каждый, если приложить усилия.
Ну и, конечно, уйти от ребят мы не могли, не оставив эмблему редакции – ТСН24.
А в дальнейшем Дмитрий Сидоров, Денис Андрюшкин и Александр Снорк планируют развивать творческое объединение, курировать школу и дальше, популяризировать граффити и каллиграфию в Туле и за ее пределами, а еще устраивать скетч-баттлы и граффити-фестивали.
Ранее Тульская служба новостей писала о перспективах ИИ в живописи.