При посещении усадьбы Кусково этот грот меня поразил больше всего. Я долго не могла выйти из него: фотографировала, снимала, звонила сестре по видеосвязи , т.к. мне хотелось со всеми поделиться этой красотой, восхищением от работы мастеров, сотворившим это чудо.
Что известно об этом гроте. Как известно , законодателем моды в 18 веке был Петербург. Российской аристократии того времени очень хотелось иметь рядом с городом регулярный парк на французский манер. Всем известны объекты, которые были отстроены там, не буду отвлекать вас их перечислением.
В Москве тоже не хотели отставать от этого веяния.
Первым появился Лефортовский парк. О нём я рассказывала, ссылка будет в конце статьи.
Одновременно с ним началось обустройство территории в Кусково, доставшееся графу Петру Шереметьеву от заключения брака ,в 1743 г., с княжной Варварой Алексеевной Черкасскиной -230 гектар.
К слову сказать, брак хоть и был по расчету, но был счастливым для обоих.
Так вот, самый богатый помещик России в XVIII веке, граф Петр Шереметев, славился на всю Москву своим гостеприимством, умением жить на широкую ногу и превращать жизнь в сплошной праздник.
В его летнюю резиденцию в Кусково съезжались до пятидесяти тысяч гостей за вечер.
По легенде, на дороге, ведущей в его усадьбу, стоял деревянный столб с приглашением «веселиться, как кому угодно, в доме и в саду». Матросы в нарядных голубых костюмах приветствовали гостей салютом из пушек. За деревьями прятался хор и развлекал посетителей народными песнями. Разукрашенные лодки катались по прудам, били фонтаны, сверкали фейерверки.
Этот грот появился одним из последних в усадьбе Кусково.
Кто архитектор грота. Крепостной архитектор Фёдор Аргунов, был частью наследства Варвары Алексеевны Черкасскиной, жены графа. Образованный человек и дети у него получили прекрасное образование, хоть и были крепостными.
Конечно, Ф.Аргунов не всё сам придумал, справедливости ради надо сказать, подсмотрел в Царском Селе у Бартоломео Растрелли. Но то, что он был очень талантлив, это бесспорно!
Рассмотрим подробно украшение грота:
- лепной декор фронтонов;
- дверные и оконные решётки, напоминающие водные растения ( изготовлены мастерами села Павлова);
- скульптуры в нишах;
- украшение крыши фонтаном ( см. фото 1,2) с ниспадающими струями воды.
Другим главным украшением грота является оформление внутри .Когда заходишь внутрь грота, то кажется, что находишься в сказочном подводном мире. Три помещения : южный кабинет оформлен в теплых тонах, северный - в холодных, и центральный зал с высоким куполом. Стены зала расписаны под мрамор.
Автором отделки в кабинетах является немецкий мастер «гротических дел» Иоганн Фохт.
Его пригласил Шереметев в 1761 году. Он 9 лет создавал свои фантастические настенные и потолочные ракушечные панно в данном гроте.
Здесь царят идеи, позаимствованные из растительного и животного мира: лепные изображения экзотических цветов и водорослей, птиц, змей и драконов.
Для этого использовались разнообразные и необычные материалы.
Для своих гротесков немецкий мастер использовал тонированную гипсовую лепнину, туф, песок, мох, кусочки дробленого стекла и зеркала, а также роспись, имитирующую поделочные камни.
Самым удивительным декоративным элементом стали тысячи раковин 24 разных видов из Средиземного, Красного, Японского и Черного морей, а также водоемов Подмосковья.
В их числе «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная», «жемчужный кораблик» и другие. Одним словом , каких только нет!
Коллекцию грота дополнили статуи меньшего размера с аллегориями времен года, а также редчайшие живописно-ракушечные панно с изображениями жанровых сцен и фигурой оленя.
Всю эту красоту можно увидеть в видео, пройдя по ссылке:
Кабинеты украшены также ещё и куклами XVIII века, которые в 1775 году, по указанию графа Шереметева, были куплены в Европе «у чужестранного купца Иоганн Георг Розенфельта», специально для украшения кусковского Грота.
Эти уникальные деревянные и глиняные фигуры высотой в половину человеческого роста, с изумительно выразительными лицами и руками, инкрустированные небольшими ракушками, перламутром и кораллами, сохранялись , пусть даже и с некоторыми потерями , все эти 250 лет, несмотря на войны и революции.
А названия то у них какие колоритные: «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Французская баба держит в руках корзину с фруктами», «Мужик играет в волынку», «Женщина-крестьянка держит в руках маленького ребенка», «Французский мужик держит петуха», «Мужик держит в руках кувшин».
Они все есть в наличии, но сфотографировать их хорошо трудно было, мешали заграждения при входе в кабинеты.
В заключении статьи выкладываю фото некоторых стен грота в увеличенном виде, чтобы могли ещё раз полюбоваться этой красотой.
Обещанная ссылка про первый загородный парк в Москве , оформлением которого занимались при Петре I
Граф Петр Шереметев удивил своей усадьбой , летней резиденцией, которой она была для него, всех своих гостей. Екатерина II была здесь 8 раз и укрывалась в зной в гроте, основным назначением которого он является. Любимым местом и для других царей он тоже был, по приезду в усадьбу Кусково.
Была здесь в апреле, когда было холодно на улице и внутри грота, но я этого не замечала, т.к. восторгалась красотой этого здания и его убранством.
До новых встреч на моём канале!
Об усадьбе Кусково будет продолжение рассказа, сообщаю для тех, кого это место заинтересовало.