Страдаете от "синдрома отличника"? Ждете очередной "пятерки", похвалы, одобрения? Боитесь, что люди подумают про вас плохо? Как оценят? А что, если у вас вообще ничего не получится? Провалиться сквозь землю, как стыдно, противно. Когда же это закончится? Неопределенность только все ухудшает. Рассказываю, откуда "растут ноги" у "синдрома отличника" и, конечно, что с этим делать. Реальные практики для тех, кто готов перестать страдать и почувствовать свою силу.
Как развивается "синдром отличника"?
В основе синдрома отличника лежит страх отвержения. Как правило, этот страх приходит от матери с ощущениями «Я люблю и принимаю тебя определённым». Впервые отвержение ребенок испытывает при рождении. У матери есть определённое представление о том, каким будет этот ребёнок. Как картинка: пухлявый ангелочек с кудрявыми локонами с рождественских открыток. Когда первый раз мать берет ребенка на ручки, что она видит? Нечто другое. Сморщенного, красно-синенького, вовсе не ангелочка, каким она себе его представляла, моделировала его образ в голове. И она невербально в этот момент выражает своё отвержение ребенка. Затем у мамы происходит послеродовая депрессия, в связи с тем, что ребёнок родился. Происходит изменение образа жизни, в первые недели после выхода из роддома появляется усталость, бесконечные бессонные ночи, физическое недомогание, гормональные перестройки, озлобленность, раздражительность. В определенный момент она перекладывается на ребенка, ведь он всему виной. Происходит отвержение определённых черт ребёнка, например, его беспокойного характера, он же постоянно кричит, не дает спать, его нельзя спустить с рук, он ни с кем, кроме мамы не остается.
А дальше, по мере взросления, амбициозные родители начинают ожидать от ребёнка реализации определённых целей в учёбе, в творчестве, в спорте. И тут проявляется принцип "кнута и пряника", пряником является "пятерка".
Если ребёнок не получил, не принёс заслуженную пятёрку, что-то хорошего не сделал и не выиграл, то родители начинают отворачиваться от него, всячески показывая своё недовольство.
Подсознательно родители, чаще мама, ставят внутреннюю двойку своему ребенку, тем самым, отвергая любые действия, начинания и активность своего чада.
А дальше включается механизм сравнения. Он работает вербально и невербально. Мама, если чувствует, что её ребёнок не столь крутой, как у соседа или у подруги, начинает сравнивать их и своего малыша, за этим следует осуждение, недоверие, разочарование и, в итоге, это недовольство перерастает в отчуждение. Даже если она не высказывает вслух свои претензии, то на уровне мыслей и энергии запускает эти процессы.
Таким образом, происходит принятие матерью ребёнка, но не целиком и полностью, а только частично. "Да, я тебя принимаю только с хорошими оценками, с пятёрками". То есть, если ребёнок делает что-то хорошо, это её устраивает, тогда мама говорит «я тебя принимаю». А если что-то идёт не так, то «я тебя отвергаю».
Получается, что ребёнок подсознательно "отрезает" от себя эту плохую часть, за которую стыдно, за которую ему неловко. Таким образом, он делает себя неполноценным, то есть формирует у себя «ложное Я».
Другими словами, глубинная причина "синдрома отличника" - это комплекс неполноценности, то есть когда человек все время стремится к идеалу, чтобы получить чужое одобрение.
Как использовать практики осознанности, чтобы избавиться от синдрома отличника?
Спасательным кругом является осознанный подход и наблюдение за собой. В этом случае мы можем увидеть: ага, вот здесь сейчас сработал синдром отличника. И это первый шаг к решению проблемы.
На самом деле, когда мы это увидели, мы можем сразу попробовать уменьшить оценочный подход к себе, не включать внутреннего критика, а просто изучать и наблюдать, узнавать себя.
Когда мы узнаем себя, раскроем себя, мы начнем видеть все подводные камни, и дальше с помощью телесных практик отрабатывать проявляющиеся напряжения в теле, то есть энергетические блоки.
У отличников очень много энергетических блоков и зажимов в теле. Все они формировались в детстве, когда происходил процесс становления личности: за что-то было стыдно, неудобно, стрёмно, не правильно себя повел, способностей не хватило чего-то достичь, неправильно поступил. И ребенок все время боялся, что его поругают, включат кнут, поставят двойку.
На уровне тела это отражалось в виде энергетических следов, отпечатков, причем капитальных, долгоиграющих, определяющих дальнейшее поведение в течение жизни.
Но мы можем это проработать. К примеру, я слушаю свои подкасты, и мне кажется, что я говорю неуверенно, это не понравится моему слушателю, меня за это осудят, мне скажут, что я неграмотно строю обоснования точки зрения психологии и так далее. И я где ловлю напряжение в своём теле?
Обнаруживаю его в нижней челюсти, начинаю работать, разотождествляться с этой энергетической болью. И вот через пару минут я уже чувствую, что напряжение уходит, мои границы становятся шире, мне становится легко и беззаботно. И мне совсем не страшно и даже безразлично, кто и что скажет, и как меня оценят.
Фокусировка на процессе, а не на достижении результата
Хороший лайфхак - это фокусировка на процессе, а не на результате. То есть отличник изначально нацелен на получение пятёрки, чтобы его одобрили, похвалили, поддержали.
А если мы не будем ставить себе целью получения этой самой пятёрки, что произойдет? Мы начинаем вести себя естественным образом, не зацикливаясь на результат, у нас появляется большая свобода. А вместе с ней и возможность творчества. Мы наслаждаемся самим процессом и в какой-то момент, если мы энергетически проточны, нам становится безразлично, похвалят нас или нет.
Кроме того, когда мы фокусируемся на процессе, а не на результате, есть ещё один момент – наша ответственность. Нам в этот момент проще взять ответственность на себя за все, что мы делаем, и неважно, дадут нам эту "пятёрку" или нет. "Я сделала свой выбор. Я хочу этим заниматься. Я горю. От этого я получаю удовольствие, и поэтому я спокойно беру ответственность за все последствия того, что я делаю, на себя".
В этот момент именно чувство ответственности за всякую мысль, за любое собственное действие, позволяет нам абстрагироваться от оценочных суждений, от ожиданий хороших оценок.
Снижение значимости события
Можно снизить важность и значимость этой "пятёрки". С точки зрения транссерфинга, если мы убираем значимость какого-либо события, то Вселенная к нам поворачивается другим боком и благоволит нам. Здесь также работает снижение значимости в достижении конкретного результата, у отличника - это получение пятёрки.
"А что случится, если я не получу эту пятёрку? Если я не буду отличником и не получу новую должность? Не продвинусь и не стану известным блогером или психоаналитиком? Что произойдет?"
Прежде всего, меньше ответственности и ещё больше свободы. Это регулярный отпуск, более спокойная, не такая эмоционально накалённая жизнь. Разве это не плюсы от того, что я не получу пятёрку?
Открываем "внутреннего ребенка"
Психологи советуют реализацию практик работы с "внутренним ребёнком". И я могу сказать по своему опыту, что это про Любовь к себе.
В одном из своих подкастов «С НОГ, НО НЕ НА ГОЛОВУ» https://apple.co/3UNpeTw я рассказывала, что главный ключевой принцип, на который указывал Будда – «Люби и наблюдай». Потому что, если мы будем просто наблюдать, мы увидим в себе много нехорошего, что нас оттолкнёт и, возможно, сыграет против нас.
Но если мы включаем Любовь, то ситуация меняется коренным образом. Открытие внутреннего ребёнка становится спасением в любой сложной ситуации. Происходит что-то невероятное, когда мы вдруг впервые встречаем своего забытого, забитого, испуганного ребёнка, который "еле-еле выглядывает из-под кровати, боясь показать маме дневник с оценками".
Если мы выпустим его на свободу, дадим ему почувствовать вкус жизни и впервые получить радость от собственных решений, поверьте мне, наши действия, наши начинания, вся наша активность пойдут совсем по-другому пути.
#синдромотличника #свобода #любовь #осознанность #изменения #вкусжизни #сногноненаголову #change #awareness #mindfulness
Читайте и слушайте меня и на других ресурсах:
INSTAGRAM instagram.com/egenkak?igsh=dHB2YnM3YmlxemV4&utm_source=qr
INSTAGRAM https://www.instagram.com/s_nog_nonena_golovu?igsh=aDliMjVidW5hdWg5&utm_source=qr
TELEGRAM t.me/youunlockawarenessnow
Podcast YandexMusic music.yandex.ru/album/31235959