Найти тему
РР-Новости

Анна Герасимова: Россия несет культуру безопасности АЭС по всему миру

Российская госкорпорация «Росатом» строит АЭС по всему миру – от Турции до Бангладеш. Партнером «Росатома» в сфере метрологии – одной из важнейших сфер атомной энергетики в смысле обеспечения безопасности – является компания Zanger. Вице-президент Zanger Анна Герасимова в интервью «Регионам России» рассказала о деятельности компании.

– На каком оборудовании специализируется ваша компания и кто является потребителем вашей продукции?

– Наша компания занимается в основном оснащением метрологических лабораторий под ключ для предприятий ВПК, космической отрасли, судостроительных корпораций и структур «Росатома» (это один из ключевых наших заказчиков).

До 2022 года мы являлись дилером ряда европейских производителей метрологического оборудования. Европа в данной сфере является лидером. Там производят наиболее точное и качественное оборудование. У нас есть официальные дилерские сертификаты швейцарского оборудования компаний TRIMOS, SILVAC и DIATEST, которые занимаются производством приборов, отвечающих за геометрические измерения. Мы поставляли оборудование этих производителей для российских атомных станций, а также для зарубежных, в частности на Белорусскую АЭС и АЭС «Аккую» в Турции.

После 2022 года ситуация изменилась. На самом деле европейские производители очень хотят торговать с Россией и даже сами предлагают какие-то схемы обхода собственных санкций. Однако мы стали искать новые рынки. Нашли производителей в Индии и в Китае, подписали с ними дилерские соглашения. И сейчас поставляем метрологическое оборудование из этих стран для предприятий «Росатома».

– Как проходит поверка метрологического оборудования?

– Здесь нужно говорить о двух направлениях. Первое – это поставка метрологического оборудования и измерительных приборов на строящиеся или действующие объекты на территории Российской Федерации (Ленинградская атомная станция, Курская, Ростовская и т.д.). Если мы завозим импортное оборудование на территорию России, оно должно пройти сертификацию и быть включено в государственный реестр. Для этого предусмотрены обращения в такие институты, как Ростест, во ВНИИМС или ВНИИФТРИ. Мы предоставляем им опытный образец, который они изучают, тестируют, проводят испытания и в итоге выдают нам сертификат, который позволяет легитимно применять измерительное оборудование в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений. Это достаточно дорогостоящая процедура. На нее уходит около года.

Если мы говорим о зарубежных объектах, в строительстве которых «Росатом» принимает участие (АЭС «Аккую» в Турции, АЭС «Эль-Дабаа» в Египте, АЭС «Руппур» в Бангладеше, АЭС «Бушер» в Иране и другие), то мы должны понимать, какое законодательство относительно сертификации метрологического оборудования действует на территории той страны, где возводится атомный объект. Где-то таких норм просто не существует и их приходится создавать с нуля – в процессе строительства АЭС. То есть, по сути, Российская Федерация рождает и развивает в этой стране метрологическую культуру.

Если мы говорим про такие страны, как Турция или Венгрия, то там принимают оборудование и приборы с калибровкой от завода-изготовителя по международному стандарту ISO/IEC 17025.

– Какие международные проекты вам показались наиболее интересными?

– Лично для меня самым любимым проектом является, конечно, АЭС «Аккую» в Турции. Объект находится на берегу Средиземного моря, рядом построен городок для сотрудников. Прибывшие на строительство россияне живут там годами, обучая турецких коллег. У людей завязывается дружба, общение. Это очень приятно видеть.

Кроме того, я там реализовала один из самых серьезных проектов за всю мою карьеру и за все время существования компании Zanger. Мы полностью оснастили два здания метрологической лаборатории. Это очень большая ответственность. Через три месяца проект будет завершен и, основываясь на мнении действующих метрологов на этой АЭС, я могу сделать вывод, что у нас получилось.

– После установки метрологического оборудования компания Zanger продолжает его обслуживать?

– Конечно. Как минимум раз в год требуется проводить периодическую поверку/калибровку оборудования. Мы предоставляем гарантийные обязательства, а также занимаемся обслуживанием приборов. На самом деле на метрологах лежит огромная ответственность за безопасность АЭС, ведь они должны гарантировать корректную работу всех находящихся на объекте приборов,
с помощью которых измеряется давление в энергоблоке, температура контуров охлаждения и так далее. Это серьезнейшая, ответственная задача.

– Какие специалисты требуются компании Zanger? Где вы их находите?

– Нам требуются специалисты по трем направлениям. Во-первых, это технические специалисты. У нас есть понимание, где их искать (это Бауманский институт и другие профильные вузы). Во-вторых, нужны специалисты по продажам и в-третьих – специалисты в области креативных индустрий. Ведь когда вы внедряете на российском рынке новый зарубежный продукт –
неважно, что именно – чехол для телефона или серьезное измерительное оборудование – вы нуждаетесь в его промоушене.

К примеру, я столкнулась с такой проблемой: мы заключили дилерское соглашение с Индией по поставке высокоточных длинномеров. Нужно было отрисовать модели, сделать хорошие фотографии и так далее. Так вот, было очень сложно найти специалистов: видеомейкеров, клипмейкеров, SMM-специалистов и других. Сейчас рынок полностью переходит в Интернет, в digital, и нужно соответствовать новым реалиям.

– Занимается ли компания Zanger разработкой нового оборудования?

– В настоящее время мы разрабатываем новый продукт, который называется «метрологический стенд». Дело в том, что купить «железо» и собрать его – несложно, но нужно универсальное программное обеспечение, удобное всем метрологам на планете: в России, Турции, Египте, Бангладеш. Софт должен подходить для работы на любой атомной станции мира, а также обеспечивать все нормы безопасности. Для создания такого ПО нужно приложить очень большой труд. И вот сейчас в нашей разработке находится такой метрологический стенд. Опытный образец ожидаем получить к концу 2024 года.

– Что ожидает атомную отрасль в России в будущем?

– Я уверена, что атомная отрасль в нашей стране и во всем мире будет развиваться и далее, ведь собственные энергетические мощности повышают суверенитет любой страны. Госкорпорация «Росатом» будет только набирать обороты. К слову, я в настоящее время пишу диссертацию на тему «Росатом» как успешный кейс публичной дипломатии Российской Федерации». Наша компания видит положительную динамику развития корпорации «Росатом»: подписываются новые соглашения, приходят положительные отзывы по строительству объектов от зарубежных коллег.

]]>