Найти тему
Дневник кинозрителя

Выпуск 71. «Закрытый показ», «Велга» и спектакль Константина Богомолова.

Я уже писала, что смотрю передачу «Закрытый показ», которая возобновилась после долгого перерыва. Захотелось чуть подробней высказаться об этой значимой для меня как кинолюбителя передаче. Прежде всего, мне очень понравилось новое оформление заставки. Большинство букв в названии белые, и только две первых и две последних выделены красным. На них, конечно же, сразу обращаешь внимание: получается «за аз», то есть за каждое индивидуальное «я», за то, чтобы каждый человек мог свободно высказать личное мнение о фильме. Здорово.

Нравится мне и то, что Александр Гордон в начале обсуждения всегда первым даёт высказаться зрителю. Это, безусловно, правильно. Только почему-то высказывается всегда лишь один человек. На мой взгляд, этого мало. Ведь кино, даже и артхаусное, сложное, делается, прежде всего, для зрителей. Нужно дать им чуть больше времени для высказываний, чтобы прозвучало не одно мнение, а хотя бы два или три. Экспертов это, я думаю, не слишком бы потеснило, а интерес телезрителей к передаче точно бы возрос.

Александр Гордон стал за эти годы более статичным внутренне, что, мне кажется, выразилось в усилении его всегдашней категоричности. Ведущий несколько раз подчеркнул, что не считает кино искусством. С этим утверждением я не согласна. Конечно, не все фильмы можно назвать произведениями искусства, но кино в целом, безусловно, искусство. Творцы кинокартин, как правильно заметил К. Г. Шахназаров, создают различными средствами художественный образ, который стоит за видеорядом. Это внутренняя суть фильма, его смысл, его подтекст. Цельный художественный образ заставляет зрителей сопереживать, думать, запоминать и побуждает пересматривать фильмы. Именно так воздействует искусство.

-2

Фильм «Велга» Анастасии Нечаевой, который представлялся в «Закрытом показе» перед Пасхой, безусловно, произведение искусства. Захотелось высказаться о нём чуть подробней. Юная девушка Велга (О. Бодрова) живёт вместе с отцом в небольшом рыбацком посёлке на берегу Северного моря. Отец девушки (А. Гуськов) замкнут и молчалив, он всё ещё переживает смерть жены, случившуюся несколько лет назад.

-3

Велга любит отца и очень сочувствует ему, но главное место в её сердце занимает Кирилл (А. Федосеев) – соседский парень, который на два-три года старше. Велга влюблена в Кирилла с детства и смотрит на него восхищёнными глазами. Она уверена, что проживёт вместе с любимым всю жизнь в родном посёлке. Велга счастлива ожиданием счастья. Но тут из города приезжает погостить её старшая сестра, Снега (А. Тулинова), и события развиваются неожиданным драматическим образом.

-4

У сестёр такие необычные имена, потому что фильм снят по мотивам одноимённого рассказа И. А. Бунина. Рассказ этот настроенчески не совпадает с фильмом – он очень короткий и суровый. Бунинский рассказ похож на песню скальда, которого уставшие от битв викинги попросили спеть о любви. Но у скальда, привыкшего к песням боя, рассказ о любви получился холодновато-суровым. Анастасия Нечаева сняла совсем другое кино, очень поэтичное и светлое. Она показала зрителям невероятную красоту Русского Севера, которая находит горячий отклик в моей душе. Для меня Русский Север лучше любой Италии, притягательней любого пальмоватого юга. Я смотрела это кино с особым эстетическим удовольствием, впитывая в себя каждую секунду.

-5

А. Гордон сказал во время обсуждения, что фильм можно было бы сократить до короткометражки. Я категорически с этим не согласна. Картина получилась очень цельная, из неё ничего нельзя убрать. Вот, например, история судьи, которому Велга помогла своим неравнодушием возродиться к жизни. Вспомните, как герой Сергея Шакурова вышел из дома под небо, украшенное северным сиянием, и спел частушку. Он заменил в тексте одно слово, потому что шёл рядом с Велгой. И всё это: новый текст частушки, пение, морозный свежий воздух – говорило о том, что душа человека ожила.

-6

О работе Ольги Бодровой надо, конечно, сказать отдельно. Она создала прекрасный образ своей героини. Велга очень красива. Эта красота гармонирует со всей показанной в фильме природой. Велга естественная, как волны и ветер, и вместе с тем красота её наполнена внутренним содержанием. Так выглядит воспетый поэтом «огонь, мерцающий в сосуде».

-7

И вот сейчас хочу высказать свою главную претензию к создателям фильма «Велга». На мой взгляд, главная героиня должна была остаться собой и остаться в своём посёлке. Она очень там нужна. Я понимаю, что Анастасия Нечаева хотела высказаться о любви и жертвенности, но раз уж действие перенесено в наши дни, то и финал должен был быть другим. Нужно было обязательно отступить от Бунина. Чайка могла бы просто сесть на плечо Велги, когда она стояла на берегу моря. И потом, разве могла Велга, такая, какой она показана в фильме, оставить отца?

-8

Талантливый человек может просто оттолкнуться от классического произведения, взять у классика идею и на её основе создать что-то своё. Хочу сказать несколько слов о спектакле, который я увидела 30 апреля на канале «Культура». Это был спектакль «Дачники на Бали, или «Асса» 30 лет спустя» Константина Богомолова. Режиссёр использовал пьесу Горького как фундамент, на котором выстроил новое здание своего спектакля. Богомолов высказался о людях, которые уехали из России после февраля 2022 года. Они не интеллигенция, конечно же, а вот именно дачники, которые больше всего любят релакс, ну и себя, разумеется. Страшно далеки они от народа. Такие люди не меняются, сколько бы времени ни прошло, и грех было Константину Богомолову не воспользоваться очень точным определением Горького. В итоге замечательный спектакль получился. Мне понравилось абсолютно всё: игра актёров и декорации, монологи, понятные в устах героев и в то же время раскрывающие подтекст, общая атмосфера и музыка, острая актуальность пьесы и сильная оптимистическая нота, прозвучавшая в финале. Я как будто бы побывала в театре.

-9

Объединила в одной публикации рассказ о дебютном фильме молодого режиссёра и спектакле зрелого мастера, потому что захотелось сказать о разных подходах к классике. Если интересно, посмотрите.