К архитектурным творениям финского национального романтизма относится Дом Лаллукки в Выборге.
Юхо Лаллукка был купцом из Выборга и одним из значимых меценатов в истории Финляндии. Юхо прошел путь от мальчика при лавке до успешного оптового торговца. Был председателем общества промышленников (фин. Pamaus) с 1902 по 1912 год и несколько лет служил в администрации города Выборга. Юхо и его жена Мария повлияли и на культурную жизнь Выборга: спонсировали местный театр, финансово помогали художникам, на средства Юхо был построен дом художников в Хельсинки.
Строительство дома Лаллукки началось в 1904 году по проекту архитектора Аллана Шульмана, а летом 1906 года оно было открыто. В этом четырехэтажном здании располагались торговые помещения, а на втором этаже жили сами хозяева.
Архитектором была продумана отделка фасада, гармонирующая с гранитной мостовой. Сегодня в полной мере эту задумку представляется возможным оценить только на фотографиях, потому что дорогу рядом с домом заасфальтировали.
Окна и порталы здания отличаются наличием вокруг них примечательных и традиционных для национального романтизма зооморфных мотивов, а также сюжетов из Калевалы. Среди изображений можно найти зайцев, мышей, арлекинов. Эти орнаменты разработаны по рисункам художника Эмиля Халонена. Он же разрабатывал украшение фасада скульптурами в виде женских фигур, которые располагались симметрично по обе стороны входной группы здания.
Дом Лаллукки сильно пострадал во время советско-финских войн: здание горело, интерьеры были утрачены. В послесоветские годы его восстанавливали, но фрески были зацементированы и значительная часть декора не сохранилась. А в 2006 году была произведена качественная реставрация здания, и сегодня мы можем увидеть его близко к изначально задуманному варианту: с восстановленными гранитными украшениями наличников, острой формой крыши и даже с частью гранитной мостовой.
В 2006 году была произведена качественная реставрация здания, и сегодня мы можем увидеть его близко к изначально задуманному варианту: с восстановленными гранитными украшениями наличников, острой формой крыши и даже с частью гранитной мостовой.
А с женскими фигурами со входной группы развернулась менее благополучная история. В 1950-х годах часть городской скульптуры была снята, и две скульптуры оказались в Выборгском замке, а часть - на складах комбината благоустройства. В то время в парке Монрепо находилось подразделение комбината – городская оранжерея.
О судьбе этих скульптур долгое время было неизвестно. В 1997 году в парке Монрепо скульптуру “Крестьянка” случайно обнаружил школьник, который увидел, что выступающий из земли камень, очень напоминает руку.
В 2018 году скульптуру захотели вернуть к дому и отлить копию, чтобы частично восстановить входную группу. Эта инициатива была организована совместно с Финляндией. Но задумку реализовать не успели и теперь скульптура, еле накрытая палетами и досками, лежит во дворе дома, где когда-то красовалась на входной группе.