Найти тему
ApekSA Sattva

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ДУШИ

АБСТРАКТ

В статье «ДУША И ЕЕ МЕСТО ВО ВСЕЛЕННОЙ [1]» предлагается набор гипотез направленных на исследование свойств феномена «душа». Эти гипотезы никоим образом нельзя считать теорией поскольку феномен гипотезы отличается от феномена «теория». Тем не менее предлагаемые гипотезы можно рассматривать в качестве отправных точек исследования проблемы.

В предлагаемой статье предпринимается попытка создания доказательной базы с целью трансформации каждой из гипотез в элемент общей теории, описывающей феномен «душа» и ее связь со вселенской системой – Божественностью. Для ясности рассуждений имеет смысл привести принятые определения терминов «гипотеза» и «теория»:

Таблица 1: Определения понятий «теория (Т)» и «гипотеза (Х)»[2]

Утверждение является теорией тогда и только тогда, когда оно удовлетворяет всем следующим критериям:

Т1. утверждение точно является истиной, ибо оно было достоверно выведено из экспериментов;

Т2. утверждение экспериментально — то есть оно имеет экспериментально тестируемые последствия;

Т3. утверждение относится к измеримым и наблюдаемым свойствам вещи, а не к её «природе».

Утверждение является гипотезой, только когда оно удовлетворяет одному или нескольким следующим критериям:

Х1. утверждение является правдой с высокой вероятностью, но, возможно, не полностью;

X2. это догадка или предположение: это утверждение не основано на экспериментальных свидетельствах;

X3. это утверждение имеет отношение к «природе» вещи, а не к наблюдаемым, измеряемым её свойствам.

Гипотезы:

1. Душа является тонкой материальной структурой, которую невозможно обнаружить современными методами, используемыми в научных исследованиях. Душа находится в пространстве вселенной и является необходимым атрибутом любой формы жизни на планете.

2. Душа не вселяется в тело, а присоединяется к телу.

3. Душа бессмертна и существует вечно.

4. Предназначением души является развитие и приближение к Вселенской Божественности.

5. Тело является средой необходимой для развития души.

6. Души образуют взаимосвязанную структуру, подобную нейронной системе головного мозга. Так же как и в мозге, между душами образуются и разрушаются связи.

7. Нейронная организация душ является частью единой системы, которую можно классифицировать как высший разум, Божественность или Бог.

8. Душа выполняет функцию носителя кармы. Все действия, совершенные человеком, регистрируются кармой и определяют предрасположенность человека к совершению тех или иных поступков.

9. После смерти тела, душа отделяется и, в зависимости от накопленной кармы, либо остается на том же уровне, либо опускается на более низкий уровень, либо переходит на более высокий уровень.

10. На любом уровне, для продолжения развития или исправления кармы, душа должна вновь присоединиться к материальному носителю – телу. Тело может быть как человеческим так и любым другим.

подтверждены независимыми исследователями и можно утверждать, что наука основана на матеариалистических принципах или, иными словами, противоположна транцендентности, т.е имманентна.

Вопросы, относящиеся к душе сохраняют свою актуальность, по крайней мере четыре с половиной тысячи лет и нет сомнений, что их актуальность сохраниться еще надолго. Тем не менее искать ответы необходимо и полезно, прежде всего, для нашего собственного само-понимания.

Если начать искать ответы, то мы неизбежно обнаружим большое количество публикаций на эту тему и большинство из них утверждает, что душа имеет энергетическую природу [3,4], т.е. душа это энергия.

Автор убежден, что множество проблем в философии и во многих других сферах происходят из-за неточности формулирования или понимания употребляемой терминологии. По этой причине, представляется целесообразным детальное рассмотрение термина «энергия»:

«Эне́ргия (др.-греч. ἐνέργεια — «то, что задействует / вводит в действие», «сила», «мощь») — скалярная физическая величина, являющаяся единой мерой различных форм движения и взаимодействия материи, мерой силы перехода движения материи из одних форм в другие для приведения её в состояние покоя. Введение понятия энергии удобно тем, что в случае, если физическая система является замкнутой, то её энергия сохраняется в этой системе на протяжении времени, в течение которого система будет являться замкнутой. Это утверждение носит название закона сохранения энергии.

С фундаментальной точки зрения энергия представляет собой один из трёх (наравне с импульсом и моментом импульса) аддитивных интегралов движения (то есть сохраняющихся во времени величин), связанный, согласно теореме Нётер, с однородностью времени, то есть независимостью законов, описывающих движение, от времени.

Слово «энергия» введено Аристотелем в трактате «Физика», однако там оно обозначало деятельность человека. [5]

«Масса покоя тела – определённое количество материи, содержащейся в теле, которая несотворима и неуничтожаема. Энергия же «... скалярная физическая величина, являющаяся мерой различных форм движения...»[3]. Так что говорить о превращении массы в энергию, могут себе позволить лишь уж очень далёкие от физики дилетанты.
Энергия возникает в результате перехода материи из одного состояния в другое, а не потому, что материя как-то превратилась в энергию. Знак равенства в формуле (E = mc*c) следует понимать лишь как знак количественного, а отнюдь не качественного тождества.
[6]»

«…энергия – это не объект. Атом – объект, энергия – нет. Энергией могут обладать объекты и группы объектов – это свойство объектов, описывающее их поведение и их связи между собой.»[7]

«…Что имеется в виду под «чистой энергией»? Чаще всего так описывают фотоны, и обычно – в контексте электрона и позитрона (или другой массивной частицы и античастицы). Но так делать очень плохо. Энергия – это то, чем обладают фотоны, а не то, чем они являются. У меня есть рос и вес – но это не означает, что я – это рост и вес…»[7]

Выше-преведенные цитаты позволяют обоснованно утверждать, что «душа» является материальным объектом и гипотеза №1 удовлетворяет условию Х1 Таблицы 1.

Душа не может быть энергией и по этой причине душа является материальным объектом.

На этом этапе анализа представляется целесообразным обратиться к определениям материи и энергии:

«…• Материя и энергия не принадлежат к одному классу понятий и не должны образовывать в представлении человека какую-то пару.
• Материя – термин неоднозначный. Для неё существует несколько разных определений, использующихся как в научной литературе, так и в научно-популярной. Каждое определение охватывает определённое подмножество частиц. То есть, материя – это всегда какое-то вещество, но какое именно – зависит от контекста.
• Энергия – термин однозначный (по крайней мере, в физике). Но энергия – это не вещество. Это то, что есть у вещества.
• Термин «тёмная энергия» вносит путаницу, поскольку это не только энергия. Это и не вещество. Какое-то вещество может частично отвечать за её присутствие, но детали нам неизвестны.
• Фотоны не нужно называть «энергией», или «чистой энергией». Все частицы – это возмущение полей, и у них есть энергия. Фотоны ничем особенным не выделяются. Фотоны – это вещество, а энергия – нет.
• Всё вещество Вселенной состоит из полей (простейших составляющих Вселенной) и их частиц. Это точка зрения относится ко времени после 1973 года.» [
7]

И тут возникает необходимость в целом спектре определений: что такое материя и каковы ее свойства:

«…Мате́рия (от лат. materia «вещество») — философское понятие, которое обычно означает нечто, что формирует окружающую реальность, из чего образовано всё существующее в мире. С развитием физики трансформировалось и понятие материи. Различные философские школы противопоставляют материи дух, разум, сознание, идею, Бога[9].

В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает объективную реальность, которая существует вне зависимости от наблюдателя и первична по отношению к сознанию (субъективной реальности)[10]: материя отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

В идеалистической философской традиции материальный мир является проекцией (отражением, порождением) мира идей, который считается первичным относительно всего материального…»

«…Универсальными свойствами материи являются:

· несотворимость и неуничтожимость;

- Душа обладает этими свойствами; гипотеза №1.

· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

- Душа существует вечно (Буддизм) и являясь частью вселенской нейронной системы также бесконечна в пространстве; гипотеза №3.

· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

- Душа непрерывно развивается и изменяется, переходя от одного телесного субстрата к другому; гипотеза №4.

· детерминированность всех явлений;

(Детерминированность (от лат. determinans — определяющий) — определяемость. Процесс, исход которого полностью определен алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы. Под жёсткой детерминированностью процессов в мире понимается однозначная предопределённость, то есть у каждого следствия есть строго определённая причина.[11]

- Процесс развития души определяется накопленной кармой. Причинно-следственные связи является фундаментом буддиской теории реинкарнации; гипотеза №8.

· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий.

- Поскольку душа играет роль отдельного нейрона во вселенской структуре (нейронного типа) то и зависимость явлений, связанных с душой имеет совершенно определенную причинность; гипотеза №6.

· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры, взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления.

- Это свойство полностью воплощено в феномене «душа»; гипотеза №8

· качественная неисчерпаемость свойств материи — материю невозможно определить путём перечисления некоторой конечной совокупности её свойств.

- Поскольку душа является частью бесконечной структуры нейронного типа то и возможные качества, которыми душа может обладать бесконечны; гипотезы №7, 9 и10.

Универсальные законы существования и развития материи:

· Закон единства и борьбы противоположностей[12]

· Закон перехода количественных изменений в качественные[13]

· Закон отрицания отрицания.[14,15]

Универсальные законы существования и развития материи полностью применимы к феномену «душа».

«…Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временны́ми свойствами[16]…»

В этой же статье приводится диаграмма, иллюстрирующая диалектическое понимание материи:

                                                                      Рис.1.
Рис.1.

Ранее было доказано, что душа не может быть энергией и по нашему мнению доказано достаточно убедительно. Выше представленная диаграма употребляет два вида материи – вещество и поле. Если с веществом более-менее понятно то феномен «поле» требует отдельного анализа – а вдруг душа является полем?[16]

Определение:

По Фарадею: Поле это такое состояние пространства, когда на помещенные туда заряды или массы действуют силы.

Принимая предложенное определение, становится очевидным, что феномен «душа» не согласуется с феноменом «поле».

Выводы по выше-приведенным рассуждениям:

Как не выглядит смехотворно, но основные положения диалектического материализма в отношении материи неопровержимо совпадают с свойствами души при условии принятия ее к качестве материального объекта. Таким образом свойства души, изложенные в гипотезах 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, совпадающие со свойствами материи являются доказанными в той же степени как и соответствующие свойства материи.

Нетронутыми в выше приведенных рассуждениях остаются гипотезы 2 и 5.

Гипотеза №2: Душа не вселяется в тело, а присоединяется к телу:

Гипотеза присоединения души к телу вместо вхождения души в тело имеет очевидное преимущество поскольку упрощает всю систему «тело-душа».

Если душа «входит/вселяется» в тело то возникают вопросы о ее место нахождении в этом теле. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. У каждого из народов преобладает одна из частей души: разум – у греков, мужество – у северных варваров, влечение к низкой корысти – у финикиян и египтян[17].

Если применить принцип сохранения энергии, который в данном случае сводится к утверждению, что менее затратное (простое) решение с большой вероятностью будет и наиболее правильным, то идея присоединения души к телу будет более вероятностной, чем вселение души в тело.

С другой стороны, принимая гипотезу, что душа имеет материальную природу, то душа должна иметь массу покоя. В этом случае, душа должна иметь вес, который должен быть добавлен в весу тела, выполняющего роль субстрата. Попытки зарегистрировать потерю веса человеческого тела в момент смерти до сих пор не увенчались успехом, что является аргументом в пользу гипотезы присоединения души к телу.

Комбинацию «тело-душа(присоединенная)» можно представить как дипольную конструкцию и подобная организация потенциально обладает большим комплексом уникальных свойств чем «тело-душа(внутренняя)» также как дипольная молекула воды обладает большими свойствами по сравнению с атомами кислорода или водорода по отдельности или атома аргона, имеющего такой-же вес.

5. Тело является средой необходимой для развития души:

Поскольку душа является трансцендентным феноменом, то прямое взаимодействие души с материальным миром, в котором телесность имеет удовольствие пребывать, невозможно по определению. Современная и весьма продвинутая наука отрицает возможность самого существования души и это совершенно обосновано, поскольку методологический аппарат современной науки не направлен на исследования трансцендентных феноменов.

Необходимость существования системы «душа-тело» может обосновываться с точки зрения второго закона термодинамики[18]:» Энтропия неравновесной изолированной имеет тенденцию увеличиваться с течением времени, приближаясь к максимальному значению в равновесии»[19].

Таким образом, если отдельно взятые феномены «тело» и «душа» представляют собой замкнутые системы, то развитие отдельной части практически невозможно. С другой стороны, комбинация «тело-душа» представляет собой открытую систему, и следовательно, подобная система неравновесна и концепция баланса между материальными и духовными потребностями приобретает логическое обоснование, как и говорил Платон две с половиной тысячи лет назад.

Когда процесс перерождения прекращается и души более не присоединяются к телам то, по Платону, душа далее вместе с богами пребывает в царстве эйдосов (идей), а по буддизму наступает состояние нирванны. Иными словами дальнейшее развитие души утрачивает свою необходимость.

Выводы

· Строго говоря, универсальные свойства материи, утверждаемые диалектическим материализмом, все еще находятся в группе гипотез Х3.

· Постулаты диалектического материализма неожиданно убедительно подтверждают правомочность предложенных гипотез о свойствах души в той степени, в которой правомочны и самые постулаты диалектического материализма.

· Приведенные аргументы в пользу гипотез 2 и 5 представляются достаточно убедительными.

ССЫЛКИ

1. https://dzen.ru/a/Zh0h9qbbOnv6DDJQ

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0

3. https://dzen.ru/search?query=%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B0&sid=107393844428953146

4. https://reminder.media/post/soznanie-materialno-bezumnaya-teoriya-zainteresovavshaya-uchenykh-1

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F#%D0%AD%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%8D%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F

6. https://proza.ru/2014/09/23/275

7. https://habr.com/ru/articles/404625

8. https://habr.com/ru/articles/404625/

9. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)#cite_note-1

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F)#cite_note-2

11. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0#%D0%95%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_%D0%B8_%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%B9

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5

14. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%8F_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F

15. https://reminder.media/post/soznanie-materialno-bezumnaya-teoriya-zainteresovavshaya-uchenykh-1

16. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B5_(%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0)#%C3%90%C2%A4%C3%91%C6%92%C3%90%C2%BD%C3%90%C2%B4%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%BC%C3%90%C2%B5%C3%90%C2%BD%C3%91%E2%80%9A%C3%90%C2%B0%C3%90%C2%BB%C3%91%C5%92%C3%90%C2%BD%C3%91%E2%80%B9%C3%90%C2%B5_%C3%90%C2%BF%C3%90%C2%BE%C3%90%C2%BB%C3%91%C2%8F

17. https://pikabu.ru/story/filosofiya_platona_chast_ii_dusha_po_platonu_4822845

18. http://ispu.ru/files/u2/book2/TD1_19-06/ttd9.html

19. https://science.fandom.com/ru/wiki/%D0%AD%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F