Найти тему

Как похищение «Моны Лизы» сделало её знаменитой.

22 августа 1911 года в Лувре обнаружили, что исчезла знаменитая «Джоконда» Леонардо да Винчи. Это заметил художник Луи Беру, который хотел снять с неё копию. Впрочем, он не очень испугался: музейная жизнь идёт своим чередом, и картину могли временно снять.
«Когда женщины не находятся рядом с влюбленными в них мужчинами, значит, они в этот момент позируют фотографам», – пошутил он.
Но когда не увидел картину несколько часов спустя, художник решил всё-таки уточнить у фотографа, когда можно будет увидеть портрет. Фотограф же заявил, что к нему «Джоконда» и не попадала. Тогда-то и воцарилась паника. «Джоконда» пропала! Вызванная в музей бригада полиции в шестьдесят человек стала прочёсывать музей. Но прошла неделя, а поиски так и не увенчались успехом.

Единственное, что удалось найти полицейским, это отпечаток пальца на недавно установленном защитном стекле. Стали проверять всех работников музея. Но также тщетно. Правда, проверить отпечатки изготовителя стёкол никто не догадался...

Разгорелся дикий скандал! Директору Лувра пришлось уйти в отставку. Газеты предлагали десятки версий вплоть до мирового заговора. Назначались крупные премии тому, кто разыщет шедевр. В парижских кабаре девушки танцевали, надев на лица маски «Моны Лизы». А следственный судья тем временем клялся, что у него нет ну ничего!

Вырезка из газеты о пропаже
Вырезка из газеты о пропаже

В какой-то момент появилась новость: производится обыск в доме поэта Гийома Аполлинера, сам он посажен в тюрьму. Там же мог оказаться и художник Пабло Пикассо. Им обоим несколькими годами ранее некий сомнительный персонаж продал африканские статуэтки, по слухам тоже похищенные из Лувра. Но тогда авангардисты думали, что слова про похищение были шуткой...

Всё же следователи пришли к выводу, что поэт и художник к похищению «Джоконды» непричастны. Что, конечно, очень огорчало – ведь других вариантов по-прежнему не было.

И вдруг, спустя уже два года, картина появилась... во Флоренции. Причем, также неожиданно, как и исчезла. Один продавец итальянского искусства получил письмо с предложением купить «Мону Лизу». Изумлённый, он вызвал директора флорентийской Галереи Уффици, чтобы вместе осмотреть предлагаемый шедевр. И вот они видят картину Леонардо да Винчи! Тут же была вызвана полиция, и похититель был арестован. Им оказался Винченцо Перуджиа, который устанавливал защитные стёкла на произведения Лувра.

Возвращение картины.
Возвращение картины.

Перуджиа настаивал на том, что он совершил акт патриотизма: он восстановил справедливость, вернув шедевр туда, откуда его в своё время «украл» Наполеон. К тому же улыбка девушки так напоминала улыбку подруги детства стекольщика... Поэтому Перуджиа решил, что огромный парижский музей не достоин этой картины. И любовался «Джокондой» два года один на один.

Стекольщика приговорили к году тюрьмы, но освободили уже через несколько месяцев. Многие соотечественники считали его национальным героем. Но Италия всё же не решилась оставить шедевр себе и передала его в Лувр обратно.

4 января 1914 года «Мона Лиза» повисла на своем привычном крючке. Окончательно став самой известной картиной мира.

Лист из уголовного дела.
Лист из уголовного дела.