История событий Первой Мировой на Кавказском театре боевых действий, несмотря на наличие материала, вообще тема... "мутная", где многое происходило не совсем так, как принято писать. Очень уж многое не сходится в материалах. Но мы (пока) берем только один эпизод этой эпопеи, связанный с высадкой десанта.
Трапезундская операция, это продвижение русского отряда генерала В.Ляхова вдоль берега Черного моря, закончившееся захватом турецкого порта Трабзон (Трапезунд). Принято писать о некой "Трпезундской десантной" операции (которой в принципе и не было). Написано очень много пафосных слов, но в сути ее мало кто разобрался, и... там не все ясно и понятно.
В чем загадка? Цитирую "Вики...":
Рано утром 20 февраля корабли с войсками (тральщики №№18 [батальон пехоты, 1150 чел.] и 65 [батальон пехоты, 815 чел.] и транспорт «Корнилов»[взвод артиллерии, 2 взвода пулеметной команды, всего 150 чел. и 104 лошади]) под охраной миноносцев «Жаркий» и «Строгий» подошли к Атине и высадили десант восточнее (тральщик №18) и западнее (тральщик №65) города.
Есть описание того, как наши "эльпифоры" лихо высадили десант. Но есть нюанс. Тральщиков с такими номерами в Русском Императорском флоте... не было.
Разберемся? Начинаем по порядку (придется сделать введение, но постараюсь очень коротко)
Северный берег Турции (ее Черноморское побережье) очень похож на Южный берег Крыма: узкая полоса берега, вдоль которой в ту пору шла одна единственная дорога. С одной стороны море, с другой, горы. Горный массив изредка прорезан ущельями горных рек, которые и служили естественными оборонительными рубежами турок. К этому времени 3-я турецкая армия, затеявшая зимнее наступление 1915 года, уже понесла серьезные потери. Поначалу туркам сопуктствовал успех, но, наступать в горах, да еще и зимой... (это отдельная история).
Согласно отправленной в Ставку 25 января 1916 года телеграмме великого князя Николая Николаевича цель перехода в наступление заключалась в
следующем: «По сложившейся обстановке придаю особое значение действиям Приморского отряда на его фронте, находящегося под командованием
генерала Ляхова. Последнему дано указание самым энергичным образом наступать, имея конечной целью овладение Трапезундом».
В это время в составе Приморского отряда всего было 11 батальонов пехоты, 3 арт. батальона, 8 ополченских дружин, 1 добровольческая дружина, 2 конных сотни, 1 добровольческая и конная сотня, 24 орудия и 4 инж. роты. Но есть нюанс. Ополченцы, конница и часть артиллерии находились в составе гарнизона Михайловской крепости (она же крепость Батум) отряд который начал наступление вдоль берега моря с рубежа реки Архави (Аркаби) в турецкой провинции Артвин, насчитывал всего 7,2 тыс. человек. Принято писать:
"Специально созданный Приморский отряд под командованием генерала В.П. Ляхова двигался в сторону Трапезунда по береговой полосе. Действия отряда поддерживал флот. Батумский отряд в составе линейного корабля «Ростислав», двух эсминцев, двух миноносцев и двух канонерских лодок под командованием капитана I ранга М.М. Римского-Корсакова открыл огонь по турецким позициям".
Корабельный отряд капитана 1 ранга (на тот момент) Михаила Михайловича из славного рода Римских-Корсаковых, имел следующий состав...
"Ростислав"
Про "Ростислав" мы уже рассказывали в предыдущих стстьях. Броненосец (простите) линейный корабль родился устаревшим. Перед Первой мировой войной были выдвинуты два плана модернизации корабля . В 1907 году Генеральный штаб военно-морского флота предложил крупную реконструкцию, направленную на уменьшение осадки и поднятие броневого пояса выше над водой. Его надводные торпедные аппараты, торпедные сети, вспомогательные котлы и 47-миллиметровые орудия были бы сняты, надстройка срублена, а такелаж сведен к одинарной мачте. Эти изменения позволили бы уменьшить его водоизмещение на 254 т, но план был отклонен из-за нехватки денег. Но Гочкисы и надводные торпедные аппараты поснимали. Вместо них (потом) поставили 75-мм Канэ. Второй вариант предусматривал снятие малокалиберной артиллерии и установку дополнительных средств управления огнем. В 1906 году, он был оснащен 15-футовыми (4,6 м) дальномерами Барра и Струда.
Во время Первой Балканской войны "Ростислав" отплыл в Мраморное море, чтобы защитить российское посольство в Стамбуле от толпы. "Ростислав" случайно выпустил боевой снаряд в турецкие укрепления. Во время инцидента никто не пострадал, и капитан разрядил ситуацию, лично извинившись перед правительством Османской Империи. В войну он вступил после ремонта, получив новые прицелы, и использовался он очень активно.
"Донец"
Канонерская лодка «Донец» строилась по чертежам дальневосточного «Манчжура». Она была заложена 21 мая 1886 года на эллинге Николаевского адмиралтейства в Николаеве и спущена на воду 30 ноября 1887 года. (вступила в строй в далеком 1889 году).
Уже в 1901 году "Донец" был переведен в разряд учебных судов, т.к. его артиллерия к этому времени уже устарела (он имел два 8-дм 35-калиберных орудия в бортовых спонсонах, одно 152-мм в 35 калибров в корме, шесть 47-мм "противоминных" Гочкисов и один 37-мм "салютный" Гочкис. В 1912 году корабль прошел модернизацию и перевооружение. Вместо старых восьмидюймовок корабль получил 152-мм Канэ, вместо 6-дм старого орудия 120-мм орудие Канэ.
В июне 1912 года канонерка "Донец" сменила канонерскую лодку «Хивинец» в Греции, откуда вернулась в 1913 году. Началась война для "Донца" не очень удачно. «Донец» находился в Одессе. Атаковавшие порт турецкие миноносцы «Гайрет» и «Муанвет» в 3 часа 20 минут вошли в гавань и были замечены вахтенным начальником русской канонерской лодки, который лично бросился к орудию. В этот момент «Гайрет» выпустил со 100 метров торпеду, взорвавшуюся в носовом котельном отделении, при этом образовалась пробоина около 3,5 квадратных метров, с сильным разрывом прилегающих листов обшивки. «Донец» быстро осел носом и, накренившись на левый борт, стал быстро погружаться.
Затонувшая канонерка была поднята, отремонтирована и вернулась в строй. В 1915 году ее командиром стал Александр Васильевич Немитц (тот самый).
"Кубанец"
Канонерка однотипная "Донцу", строившаяся на верфи РОПиТ в Севастополе. После вступления в строй канонерская лодка «Кубанец» в разное время входила в Практическую эскадру Чёрного моря и Средиземноморскую эскадру. Прошла капитальный ремонт в 1900 году, и с 1901 года использовалась в качестве учебного судна. В 1912 году «Кубанец» был перевооружен и отремонтирован. Вооружение такое же как и на "Донце".
В ночь на 20 октября 1914 года «Кубанец» оказался единственным боевым кораблём, сумевшим принять участие в отражении атаки турецких миноносцев на Одессу, открыл огонь по неприятелю и по докладу экипажа, добился попадания в один из миноносцев; сам получил попадание снаряда в носовое орудие, заклинившее его (в экипаже было 2 раненых)
Про эскадренные миноносцы «Строгий», «Жаркий», «Стремительный», «Заветный», «Завидный» сказ уже был. «Строгий» — старый угольный миноносец типа «Сокол». Был еще в этой операции и сам "Лейтенант Пущин" (о котором почему-то забывают)
"Стремительный" тоже "угольщик" типа "Сокол". Прославился тем, что в июне 1905 года командование Черноморского флота решило использовать миноносец для потопления восставшего броненосца, но так как были опасения, что матросы «Стремительного» могут попытаться перейти на сторону восставших, экипаж для похода был набран исключительно из офицеров (за исключением нескольких кочегаров). «Стремительный» искал «Потемкина» в Одессе и Ялте, но так и не смог обнаружить восставший броненосец.
«Жаркий», «Заветный», «Завидный» это... такие же "угольщики". Эскадренные миноносцы типа «Лейтенант Пущин», известные также как «тип Ж» и «тип З» (корабли, названия которых начинались на буквы Ж и З, относились соответственно к «типу Ж» или к «типу З») — тип эскадренных миноносцев, построенных для пополнения состава Черноморского флота Российской империи. Являлись дальнейшим развитием миноносцев типа «Буйный», одной из модификаций 350-тонного контр-миноносца. Вооружение 1 × 75-мм пушки Канэ, 5 × 47-мм орудия Гочкиса (в 1909—1913 годах заменены на одну 75-мм пушку Канэ и 4—6 × 7,62-мм пулемётов).
В принципе, все. Можно начинать рассказ...