Архитектурная графика Якова Чернихова больше похожа на кадры из фантастических фильмов. Но создал их не компьютер, а мастер, вооруженный карандашом и цветной тушью. Эти постройки хочется увидеть в современных городах, но, увы, они навсегда остались только на бумаге. Как нереализованные архитектурные проекты прославили Чернихова? Разберемся в этом материале.
Архитектору нужно не только строить. Ему нужно мечтать
Сам Яков Чернихов мечтать никогда не забывал. Это началось еще в юности. Он был недоволен профессией, которую подобрал ему отец — подмастерье фотографа. Чтобы избежать этого прибыльного и надежного, по мнению отца, места, Чернихов бежал из дома в Павлограде в Одессу. Он хотел поступить в художественное училище. Все сбылось. Только во время учебы пришлось зарабатывать чем придется: грузовыми работами в порту и по иронии судьбы фотографированием.
Студенческие дороги привели Чернихова в архитектурный факультет Академии художеств в Санкт-Петербурге. Диплом он получил в 1916 году. Через год началась революция, Империя развалилась, закончилась Первая мировая война, началась другая — Гражданская. Чернихова мобилизовали. К любимому делу архитектора он вернулся снова студентом, теперь Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН).
После учебы у Чернихова было достаточно практики. Он трудился бригадиром на стройке, дорос до проектировщика. Но ему не хватало творчества: он всегда находился в жестких рамках методов, целей и средств. Мечту о свободе Чернихов воплотил на педагогическом поприще. Свой первый курс для студентов он написал еще в Одессе, а спустя годы продолжил преподавать в Ленинграде, потом в Москве.
Чернихов учил студентов графике. Говоря его терминами, «искусству начертания» — универсальному языку образов, доступному каждому так же, как и обычная грамотность. Чернихов стремился научить будущих архитекторов мечтать, не бояться создавать новые формы, экспериментировать, отходить от привычных правил. Он говорил: «Везде заменяйте слово графикой!» — и всегда дополнял архитектурную теорию своими архитектурными фантазиями. Они и прославили Чернихова.
Не всякая фантазия становится шедевром
Воображаемые пространственные композиции — те самые архитектурные фантазии — Чернихов считал просто иллюстрациями для студентов. Но его виртуозно выполненная графика на первой же выставке поразила публику. Она открылась в 1932 году. С этого момента о Чернихове, который не брал больших проектов и не выигрывал конкурсов, заговорил весь архитектурный мир.
«Бумажная архитектура», которая существовала только в голове художника и на рисунке, не была причудой Чернихова. Постройки, которые даже не планировалось воплощать в жизнь, рисовали еще архитекторы 18 века. Самый известный из них — Пиранези. За его архитектурной графикой почти всегда нет реальных сооружений. Зато они стали вдохновением для других архитекторов. Например, «Виды Рима» Пиранези использовали для проектирования молодого Санкт-Петербурга при Екатерине Великой.
Но архитектурные фантазии Якова Чернихова другие. Он создавал их в духе передового советского искусства. Полную беспредметность, свободную от реальной материи, Чернихов взял из супрематизма. Его работы похожи на проекты из будущего. Так, на его графике рубежа 1920–1930-х годов появились космические станции, небоскребы и производственные комплексы с бесконечными лестницами и дымящимися трубами. Некоторые из них до сих пор кажутся фантастикой. Причем той, которую отрисовал компьютер, а не архитектор, вооруженный карандашом и цветными чернилами.
Тяжело фантазировать, когда ты архитектор Гипрохима
Преподавание и создание архитектурной графики Чернихов сочетал с проектной деятельностью. С 1928 по 1933 год он занимал должность главного архитектора Ленинградского отделения Химстроя «Гипрохим». Начальство требовало от него малоинтересных, утилитарных проектов: заводских корпусов, общежитий, складов. Но даже их Чернихов всегда сопровождал планами не менее фантазийными, чем иллюстрации в его книгах.
Производственные постройки Чернихова не поражают воображения: слишком много правок пережили подготовленные им планы. Но увидеть эти здания можно, хотя осталось от них немного — большая часть грубо реконструирована или, наоборот, превратилась в руины. Список такой: канатный цех и водонапорная башня «Красного гвоздильщика», заводы «Красный химик» и «Клейкость» и жилой корпус на Шлиссельбургском проспекте, 33 — все в Санкт-Петербурге.
Бумажные фантазии оживают
Яков Чернихов умер в 1951 году. До конца 20 века его наследие было почти забыто: в СССР сменилась архитектурная мода, место конструктивизма занял сталинский ампир. Но в начале нового века научно-технический прогресс заставил архитекторов обратиться к поискам нового облика развивающейся цивилизации, фантази Чернихова оказались подходящим вдохновением для постмодернистов.
Некоторые композиции Чернихова ожили в виртуальной реальности, а современный российский архитектор Сергей Чобан (среди его проектов и реставрация бывшего хлебозавода, в котором теперь расположен Центр «Зотов») вдохновлялся идеями Чернихова при создании павильона России на «Экспо-2020» в Дубае.
Потерянный интерес вернулся не только к работам Якова Чернихова: стиль конструктивизм, позабытый в поздние советские годы, сейчас набирает популярность у современных исследователей и любителей искусства. В Центре «Зотов», филантропическом проекте банка ВТБ, проходит выставка-исследование «Работать и жить. Архитектура конструктивизма. 1917–1937». Здесь можно заглянуть в лабораторию конструктивистов, которые стремились создать архитектуру для жизни нового советского человека. А чтобы поддержать дальнейшее изучение и популяризацию конструктивизма, Центр «Зотов» запустил грантовую программу для исследователей конструктивизма.