Найти в Дзене
Muzik Room

В 2024-м переслушал все альбомы группы "Алиса". Делюсь впечатлениями

Оглавление

Друзья, спустя затянувшуюся паузу я снова всех приветствую в нашей Музыкальной Комнате, на связи Миша Большой)))

Я продолжаю вспоминать творчество групп, которые в какой-то период моей жизни были для меня чем-то большим и важным, и которые я сейчас по тем или иным причинам практически перестал слушать. В предыдущей статье я делился с Вами впечатлениями от переслушивания всей Арии.

Ария для меня была на стыке детства и юности. Алису же я слушал в гораздо более зрелом возрасте, в начале третьего десятка лет своей жизни. Не могу сказать, что заслушал ее до дыр, как Арию, но тем не менее...

Про группу Алиса я для себя вывел главный тезис - Кинчев умеет навести красоту!

Формат оставляю тот же - расскажу свои впечатления'2024 от каждого студийного альбома (по порядку), и выделю по одной песне, которая меня зацепила сейчас.

Энергия (1985)

-2

Первый альбом группы с песнями и вокалом Константина Кинчева был выпущен в 1985 году. Совершенно легендарная пластинка. Не могу сказать, что мне нравится звучание данного альбома. Все же я музыкально воспитывался позже, когда научились записывать четче. Скажем так, не столь лампово)))
Однако, песни на альбоме вышли легендарные.
Открывающая Мы Вместе стала лозунгом всего красно-черного движа на долгие годы.
Песня Меломан поведала миру о том, что песни в стиле рэп, оказывается, можно петь.
Мое Поколение теперь исполняется практически на каждом выступлении группы.
Ко Мне - Кинчев умеет навести красоту)))
Энергия - даже Пилот не удержался и содрал))

Но в этот раз меня зацепил Плохой Рок-н-ролл. Не хочу как все, не хочу как положено, хочу играть рок!

Блок Ада (1987)

-3

На мой вкус, Блок Ада - один из двух сильнейших по материалу альбомов Алисы. Что ни песня, то хитяра. С Песней На Том Берегу группа в то время знатно оскандалилась, пришлось даже в суде успешно отстаивать свою правоту. Да что я рассказываю? Если Вы это читаете, но наверняка слышали про Алису с косой челкой.
Особенно песни с альбома Блок Ада круто звучат на концертах в современном, плотном звучании. По крайней мере, так было, когда я посещал концерты группы в середине нулевых. И именно тогда мне запала в душу песня Земля в качестве открывающей концерт. С тех пор она для меня так и осталась любимой на альбоме. Длительная пауза, в течении которой я не слушал группу, в этом плане ничего не поменяла. Кстати, в одном из своих интервью, если не ошибаюсь, в 2008-м году, Кинчев рассказал историю создания песни Земля и альбома Пульс Хранителя Дверей Лабиринта. По сути, все это одна история. Оказывается, песня Земля - это всего лишь художественный пересказ одного из странных снов Кинчева. Вот так-то. А мы потом сидим и думаем, что же там такое автор имел в виду?...)))

Шестой Лесничий (1989)

-4

И снова - Кинчев умеет навести красоту!!!
Да, этот альбом мне далс к прослушиванию наиболее приятно.
первые две песни Новый Метод и Тоталитарный Рэп я считаю крутыми именно как явления, как некие выпады, проявления дерзости. Но вот художественно они мне никогда не нравились.

Зато дальше начинается Альбом с большой буквы. Заглавную композицию с первого раза тоже нелегко понять, но затем она начинает разрывать все больше.
Только Этот День - очень красиво написанная и исполненная медленная и тихая композиция.
Солнце За Нас - великолепный боевик, который, как я считаю, опередил свое время. Отдельно хочу отметить акустическое соло в конце, лежащее прямо на основном рифе.
Ну а фаворита на этот раз я выбирал аж из трех песен.
Аэробику я когда-то переслушал и она мне начала надоедать. Но в этот раз я очень внимательно попытался расслышать посыл, и меня зацепило. Не знаю, прав ли я, но мне показалось, что песня навеяна ветром грядущей свободы.
Стерх для меня всегда была одной из самых красивых, и в то же время загадочных песен группы. Но на альбоме Шабаш мне ее звучание нравится больше.
Театр Теней меня всегда завораживал. Каждый раз при прослушивании песни у меня в голове рисовались особые картины, которые мне трудно описать словами. Что-то темное, что-то мистическое, что-то высокохудожественное...
И меня абсолютно не смущает тот факт, что мелодию написал не Кинчев, а группа The Cure. Да и какая разница, если Театр Теней вышел куда интереснее, нежели Kyoto Song?)))

Шабаш (1991)

-5

Данный альбом значится как Live, хотя на самом деле практически весь инструментал и вокал писались в студии, а с концертов взяли по большей части только звуки публики.
Трек-лист составлен частично из новых песен, частично из материала, уже выходившего на более ранних альбомах, но с новым звуком. Так, например, Мое Поколение зазвучало стенобитно, превратившись в настоящий боевик.
Ко Мне и Стерх, на мой вкус, стали звучать гораздо ярче. Еще меня всегда завораживал эффект звуков толпы, которая в начале песен оглушала своим ревом и свистом, а затем затихала до нуля. Возникает такой эффект, словно все резко замолкают и начинают слушать рассказы Кинчева.
Из новых песен альбома мои фавориты Шабаш, Бес Паники, Новая Кровь, Все в Наших Руках. Но на сей раз Шабаш-2 заколдовал меня своими плясками и куплетами.

Для тех, кто свалился с Луны (1993)

-6

Восемь песен, и ни одной проходной!
Упор в альбоме сделан на красоту, которую, как мы помним, Кинчев умеет навести. Практически все песни мелодичные, с украшениями. Считаю пластинку недооцененной, ведь ее мало кто называет знаковой в творчестве группы. Одна Кибитка со своей мелодией чего стоит!
В нулевых годах, когда группа активно стала создавать и исполнять на концертах бронебойные боевики в стиле одной известной Германской группы, песня Смутные Дни легла в концертный сет-лист группы как влитая. И за этот период она мне успела изрядно надоесть.
Но в 2024-м я ее услышал как-то заново. Рифы качнули, плюс, скорее всего, сыграли свою роль лампово-пленочные оттенки записи. В 93-м по-другому записаться было невозможно.

Ст. 206 ч. 2 (1994)

-7

Самый, на мой взгляд, странный, и в то же время понятный альбом группы.
Странность его заключается в материале и качестве записи. Практически все песни, за исключением нескольких, никак не вяжутся с той красивой, мелодичной Алисой, к которой все успели привыкнуть. Записывалось все, похоже, на диктофон первого айфона, до выхода которого тогда еще было аж 11 лет. Даже Все Это Рок-Н-Ролл звучит так, будто ее писали даже не на сонной кухне, а где-то в санузле.
Но если хоть немного отдалиться и попробовать увидеть всю картину альбома, то становится очевидно, что это была очередная дерзновенность группы, решившей немного (ну или много) похулиганить. Ведь в УК РСФСР от 1960 года была статья 206 ч.2 - Хулиганство.
Значительная часть тех самых, непривычных для группы песен написана и спета не Кинчевым, а бессменным басистом группы Петром Самойловым.
Однако, неплохие песни на альбоме все же имеются, а Армия Жизни, я считаю, вообще одна из самых удачных во всем творчестве группы.

Чёрная метка (1994)

-8

В том же году Алиса выпустила еще один альбом. К великому сожалению, оказался он альбомом в память о гитаристе группы Игоре Чумычкине. Не знаю как у Вас, но у меня большая часть песен альбома вызывает ассоциации с ломкой. Я ее никогда не испытывал, но почему-то она мне представляется примерно такой.Исключения, пожалуй, мощная Жги-Гуляй и медленная То Ли Про Любовь, ТО Ли Про Беду. Но в этот раз при прослушивании я понимал, что я свои ощущения буду описывать в статье, и слушать нужно с определенным осмыслением. С такой привязкой, конечно, песня Умереть Молодым слышится особо сильно.

Jazz (1996)

-9

Вообще, если изучать дискографию группы Алиса, параллельно изучая по годам биографию Константина Кинчева, добавляя к этому прочтение его интервью с привязкой ко времени, становится ясно почему каждый из альбомов вышел таким, каким он вышел. Мне, и каждому из нас, какие-то повороты и изменения могут нравиться, могут не нравиться, но нельзя не признать, что творчество Алисы всегда было честным. Сравнивая с той же Арией, о которой я писал ранее, мы получаем две абсолютно разных истории. Ария - это проект с совершенно определенной музыкальной задачей. Есть цель, выбран стиль, поставлена задача - выдаем определенны материал.
Творчество же Алисы всегда напрямую отражало все изменения в жизни автора.
И я неспроста сделал такое отступление именно на Джазе, так как этот альбом, пожалуй - образец спокойствия и умиротворенности. Да, где-то в ущерб той красоте, которую умеет навести Кинчев (хотя, скорее нет).
Прослушивание альбома у меня вызывает следующую картину - за углом дома стоит и переводит дыхание персонаж, только что натворивший дел, подравшийся, ругавшийся, убегавший от погони, и участвовавший в прочих приключениях. И вот он скрылся, переводит дыхание, теперь ему ничто не угрожает, и он спокойно, никого не трогая, идет домой. Адреналина в крови не осталось.
Приятных мне песен на альбоме множество. Тут вопрос - будет или не будет попадание в настроение. К прослушиванию рекомендую в темное и спокойное время суток. В фавориты отправлю легендарную Коду. Кстати, эта полуминутная песенка среди Алисоманов действительно является легендарной. Однажды ее даже выбрали на Выборах (концерты, на которых 20 песен в сет-лист выбирают голосованием поклонников). после этого в пабликах красно-черные предлагали и спрашивали билеты не на концерт такого-то числа там-то, а билеты на Коду)))

Дурень (1997)

-10

Можно много говорить о том, что Алиса была очень известной в стране группой, с огромной и преданной армией поклонников. Но есть нюанс - до Дурня у группы не было в репертуаре песни Трасса Е-95!
С выходом Трассы и выпуском клипа на, за ростом популярности команды было не угнаться не то, что по Е-95, но и по М-11)))
По итогам кажется 1998 года (могу ошибаться с годом, в Википедию не лезу намеренно) клип на Трассу попал в итоговый хит-парад 100 клипов года от MTV Россия, причем на достаточно высоком месте, чуть ли не около первой дестяки (опять же - умышленно не проверяю). А MTV тогда весило в Российской музыке очень и очень много. Сравнимо с Нашим Радио в нулевых)))
Если говорить про материал альбома, то мне он нравится частично. И да, я не совсем понимаю, почему в Яндекс Музыке это самый популярный альбом группы. Неужели только из-за Трассы?
Мои любимые песни на Дурне - это Дурак и Солнце и Все Решено. В этот раз больше зацепило Все Решено. Кинчев умеет навести красоту))

Солнцеворот (2000)

-11

Вот. Новый поворот. причем самый крутой и резкий за всю историю группы. Очень сильно сомневаюсь, что в дальнейшем какие-то изменения с Алисой могут произойти более кардинальные и резкие.
Абсолютно новое звучание. Первые, но уже весьма смелые попытки в индастриал. Эксперименты с эффектами, в том числе по обработке вокала. На мой субъективный, получилось кривенько.
Тематика песен так же встала на совершенно новые рельсы. Хотя и до этого Кинчев в своих песнях нет-нет, да и Мама...)))
Все же на Солнцевороте примерно половину песен я могу слушать с удовольствием. Солнцеворот, По Барабану, Смерть, Красные Горы. Но на сей раз Три Дороги зашли больше всего. Есть в чем покопаться))

Танцевать (2001)

-12

И снова спокойный альбом наподобие Джаза. Но на сей раз звук пожестче. Перегруженные гитары, погромче барабаны...
Но все же в первую очередь - лирика. Я бы сказал, что этот альбом у меня ассоциируется с ночью.
С этого альбома Алиса получила еще одну хитяру "из каждого утюга" - Веретено. Не знаю, быть может мне и показалось, но на московском юбилейном концерте группы в Олимпийском в 2008-м году перед выходом Алисы на сцену на экране включили нарезку клипов группы. И когда заиграл фрагмент из Веретено, почему-то из зала началось освистывание. Наверное трушные КЧ не признают эту песню, считая ее попсой. Наверное. Хотя, на одном из концертов Наш-Ваш Выбор она попала в число 20-ти треков, выбранных фанами.
На альбоме Танцевать для меня есть одна особенная песня. однажды я ехал на машине в темное время суток на участке между Московской областью и Тверью, и когда я проезжал Иваньковское водохранилище, более известное как Московское Море, в машине заиграла песня Горизонт. Тогда я очень глубоко прочувствовал композицию, и она надолго стала для меня одной из любимых в репертуаре Алисы. Ее я Вам и предложу на этот раз)

Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003)

-13

В 2003-м стало понятно, что альбом Танцевать стал лишь передышкой в начале нового пути. Было бы логично видеть в дискографии СПЧТД сразу после Солнцеворота.
Прослушивание альбома в 2024-м для меня стало скучнейшим занятием. В песне Родина Кинчев, конечно, напомнил, что умеет навести музыкальную красоту. Но в дальнейшем по музыкальной составляющей я считаю альбом очень слабым. Безусловно, признаю всю хитовость Неба Славян и в принципе значимость данной песни для группы. Но музыкальности я в этом не нахожу.
Да и тексты... может в 2004-м данный тренд только задавался, но сейчас я в них актуального ничего не услышал.
С большим трудом я все же нашел песню, которую отмечу. Это Антихрист, исключительно за плотный гитарный риф.

Изгой (2005)

-14

Алису я начал слушать как раз перед выходом Изгоя. И первый сольный концерт группы, который я посетил, был концерт-презентация альбома Изгой в ДС Лужники в ноябре 2005-го.
Тогда я, конечно, был потрясен и заворожен плотностью и тяжестью звучания.
И по сей день звук альбома не режет уши, все плотно, четко, агрессивно.
Вообще материал группы мне с каждым альбомом обсуждать все сложнее и сложнее, ведь рассматривать песни Алисы, не касаясь текста и затрагиваемых тем ну прям сложно.
Тогда мне все это было близко, все темы действительно откликались во мне.
Много с тех пор всего поменялось, и теперь я предпочитаю рассматривать подобное творчество исключительно как музыкальный продукт.
Что же касается прослушивания Изгоя, то занятие это мне в этот раз показалось весьма непростым. Ровно посередине трек-листа расположились Солнце-Иерусалим и Слово, совокупно занимающие аж 14 минут времени! Песню Слово я считаю крайне тягучей и тяжелой к прослушиванию, ну а Солнце-Иерусалим, как я понял, по идее должна была стать той самой красотой, которую Кинчев умеет навести. На мой взгляд, не совсем получилось.
И на эти самые 14 минут я как будто вылетел из настроения альбома. Наверное решение поставить две эти песни друг за другом было сомнительным с точки зрения конструирования альбома как продаваемого продукта.
Но я не смею за это осуждать никого, так как уважаю право автора делать свое творчество таким, каким он сам его видит, без оглядки на слушателей, маркетинг, и прочее. Тем более, Алиса давно заслужила право выпускать все, что группе заблагорассудится,
Я раньше никогда не уделял особого внимания песне Рок-Н-Ролл Крест, считая ее простоватой, в какой-то мере даже попсовой. Но почему-то на этот раз она для меня сыграла совершенно новыми красками, и того самого рок-н-ролла я в ней услышал в полной мере. Теперь это одна из моих любимых песен в репертуаре Алисы.

Стать Севера (2007)

-15

До выхода альбома мне довелось живьем услышать песни Старые Раны (кавер Зоопарк) и Рок-Н-Ролл. Скажу честно, они произвели на меня впечатление. Абсолютно разное. Рок-Н-Ролл - гимн с упоминанием практически всех рок-героев страны.
А вот Старые Раны меня заворожили, и даже немного испугали. Кавер мне понравился больше оригинала.
В целом альбом мне показался простоватым. Не провальный, но и не яркий.
Стать Севера - очень крепкий боевик с острыми рифами. На Пороге Неба - семиминутный героический эпос. Ветер - та самая красота.
А вот Жизнь Струны в этот раз почему-то спровоцировала те самые мурашки.

Пульс хранителя дверей лабиринта (2008)

-16

А вот это уже была яркая вспышка!
Честно сказать, я в 2008-м обалдел с ПХДЛ!
И не я один. Поклонникам группы альбом зашел на ура. Считаю, что альбом вообще без слабых песен, слушается на одном дыхании, при этом и смысловой нагрузкой совершенно не обделен. Единственное, что отмечу - песня Власть записана, как мне кажется, вяловато. Впервые я ее услышал, если правильно помню, на презентации альбома Стать севера, то есть еще до выхода ПХДЛ. Тогда она прозвучала очень отчетливо, упруго, напористо. На записи же она оказалась бледной тенью самой себя. И было бы оно понятно, если бы в принципе весь альбом звучал подобным образом. Но нет, про остальные песни я такого сказать никак не могу.
Свежее прослушивание альбома мне так же далось легко, и фаворита для себя я выбирал тяжело. Пускай это будет Апрель. Мне всегда нравилась возникающая у меня в голове картина ночного заснеженного поля ранней весной.

Ъ (2010)

-17

К моменту выхода Ъ я уже перестал плотно слушать группу Алиса, хотя этот альбом я купил в формате лицензионного CD в красивой коробке. Послушал я тогда его раза два, может три от силы. Мне не понравилось. Совсем не понравилось.
В группе Алиса меня привлекали всегда либо красота мелодий и форм, либо забойные боевики с плотнейшим звучанием. На Ъ я нашел и то, и другое, но буквально по одному экземпляру.
Отличный боевик Работа. Все как надо. Плотный звук, быстрый темп, без единой запинки.
А вот следующая за ней в трек-листе лирическая Дождь И Я, пожалуй, моя самая любимая песня Алисы ever. А в акустике, да еще и с гитарой Зелицкого - вообще бриллиант!

20.12 (2011)

-18

А вот эту работу я, пожалуй. недооценивал. Сейчас я понял, что в альбоме есть что послушать. Песня Шейк с участием приглашенной великолепной Люси Маховой является главным хитом альбома. Слушается она и в правду весьма приятно. Она после первых прослушиваний и осталась у меня в голове единственным светлым пятном с альбома. Не очень хорошо запомнилась заглавная 20.12.
В принципе основная масса песен данного альбома для меня мало чем отличается от большинства композиций с Ъ.
На данный момент я отмечу песню Вода И Вино,

Саботаж (2012)

-19

И снова альбом, который мне практически ничем не запомнился. Я даже уже и не знаю чего нового написать про очередной одинаковый альбом Алисы. Есть на нем Ангел, Левша, может быть Саботаж. Мне всегда , и в этот раз, нравилась необычная песня Нальем. Все остальное - какое-то остальное.
Не мне, конечно, учить легенд, но кто мне помешает высказаться?)))
Можно было в период с 2010 по 2012 годы выпустить не три альбома, а один, но из интересных песен. Да, я знаю, когда я буду писать альбомы, тогда и буду решать сколько, когда и как выпускать)))
Так выпьем же...)))))))))

Цирк (2014)

-20

Друзья, не знаю, может со мной что-то не так, но альбом Цирк я слушал, и мне он нравится!
Наверное потому, что в нем немалая доля панк-рока. А панк-рок я люблю))
Но, как я понял, Цирк - это далеко не самая любимая работа группы среди ценителей творчества.
Приятно порадовала песня Такие Дела, Хозяин, написанная Кинчевым еще в прошлой жизни.
Что бросается в глаза при прослушивании Цирка, так это лексикон, который использует Кинчев. В какие-то моменты можно сказать, что автор перешел на феню)))
Но меня это не смущает совершенно, хоть я и не любитель всяких шансонов и блатняков))
Сейчас пишу, и вижу тенденцию - выделяю песню Прыг-Скок. Наверное, меня легко можно подкупить быстрым, прямым панковатым битом)

Эксцесс (2016)

-21

В 2016-м, когда Эксцесс только вышел, я пытался заставить себя послушать его второй раз. Не вышло, увы.
в 2024-м, при подготовке данной статьи, я действительно послушал Эксцесс всего второй раз.
На сей раз картина мне показалась не столь печальной. Но и не восторг, конечно.
Но песня Дети Последних Дней отличная, чего я не могу не отметить. Больше не знаю чего добавить.

Посолонь (2019)

-22

Спустя три года после Эксцесса вышел, пожалуй, самый интересный альбом Алисы после ПХДЛ. Кинчев решил сделать максимальный упор на ту самую красоту. На альбоме преобладают медленные, мелодичные композиции. С первого раза заходит мало что, требуется неоднократное переслушивание.
Но есть одна песня. которая в меня попала сразу и в цель - это Окаянные Дни

Дудка (2022)

-23

Этот альбом в 2024-м году я слушал впервые. Так что впечатления складывал по одному прослушиванию. Честно говоря, в какой-то момент альбом для меня скомкался в одну песню, где-то в разных темпах. Отметить могу лишь Волчий Rock-n-roll.

Все, Друзья, на данный момент это последний/крайний (выбирайте сами кому как больше нравится) альбом группы Алиса.

Сразу скажу, что мнение автора может не совпадать вообще ни с чем, так что не рассматриваете все выше написанное как какую-то глубокую аналитику))

Если Вы желаете еще статей подобного рода и формата, жду Вашего актива)))

Всем спасибо за внимание, и до новых скорых встреч)))