Друзья, спустя затянувшуюся паузу я снова всех приветствую в нашей Музыкальной Комнате, на связи Миша Большой)))
Я продолжаю вспоминать творчество групп, которые в какой-то период моей жизни были для меня чем-то большим и важным, и которые я сейчас по тем или иным причинам практически перестал слушать. В предыдущей статье я делился с Вами впечатлениями от переслушивания всей Арии.
Ария для меня была на стыке детства и юности. Алису же я слушал в гораздо более зрелом возрасте, в начале третьего десятка лет своей жизни. Не могу сказать, что заслушал ее до дыр, как Арию, но тем не менее...
Про группу Алиса я для себя вывел главный тезис - Кинчев умеет навести красоту!
Формат оставляю тот же - расскажу свои впечатления'2024 от каждого студийного альбома (по порядку), и выделю по одной песне, которая меня зацепила сейчас.
Энергия (1985)
Первый альбом группы с песнями и вокалом Константина Кинчева был выпущен в 1985 году. Совершенно легендарная пластинка. Не могу сказать, что мне нравится звучание данного альбома. Все же я музыкально воспитывался позже, когда научились записывать четче. Скажем так, не столь лампово)))
Однако, песни на альбоме вышли легендарные.
Открывающая Мы Вместе стала лозунгом всего красно-черного движа на долгие годы.
Песня Меломан поведала миру о том, что песни в стиле рэп, оказывается, можно петь.
Мое Поколение теперь исполняется практически на каждом выступлении группы.
Ко Мне - Кинчев умеет навести красоту)))
Энергия - даже Пилот не удержался и содрал))
Но в этот раз меня зацепил Плохой Рок-н-ролл. Не хочу как все, не хочу как положено, хочу играть рок!
Блок Ада (1987)
На мой вкус, Блок Ада - один из двух сильнейших по материалу альбомов Алисы. Что ни песня, то хитяра. С Песней На Том Берегу группа в то время знатно оскандалилась, пришлось даже в суде успешно отстаивать свою правоту. Да что я рассказываю? Если Вы это читаете, но наверняка слышали про Алису с косой челкой.
Особенно песни с альбома Блок Ада круто звучат на концертах в современном, плотном звучании. По крайней мере, так было, когда я посещал концерты группы в середине нулевых. И именно тогда мне запала в душу песня Земля в качестве открывающей концерт. С тех пор она для меня так и осталась любимой на альбоме. Длительная пауза, в течении которой я не слушал группу, в этом плане ничего не поменяла. Кстати, в одном из своих интервью, если не ошибаюсь, в 2008-м году, Кинчев рассказал историю создания песни Земля и альбома Пульс Хранителя Дверей Лабиринта. По сути, все это одна история. Оказывается, песня Земля - это всего лишь художественный пересказ одного из странных снов Кинчева. Вот так-то. А мы потом сидим и думаем, что же там такое автор имел в виду?...)))
Шестой Лесничий (1989)
И снова - Кинчев умеет навести красоту!!!
Да, этот альбом мне далс к прослушиванию наиболее приятно.
первые две песни Новый Метод и Тоталитарный Рэп я считаю крутыми именно как явления, как некие выпады, проявления дерзости. Но вот художественно они мне никогда не нравились.
Зато дальше начинается Альбом с большой буквы. Заглавную композицию с первого раза тоже нелегко понять, но затем она начинает разрывать все больше.
Только Этот День - очень красиво написанная и исполненная медленная и тихая композиция.
Солнце За Нас - великолепный боевик, который, как я считаю, опередил свое время. Отдельно хочу отметить акустическое соло в конце, лежащее прямо на основном рифе.
Ну а фаворита на этот раз я выбирал аж из трех песен.
Аэробику я когда-то переслушал и она мне начала надоедать. Но в этот раз я очень внимательно попытался расслышать посыл, и меня зацепило. Не знаю, прав ли я, но мне показалось, что песня навеяна ветром грядущей свободы.
Стерх для меня всегда была одной из самых красивых, и в то же время загадочных песен группы. Но на альбоме Шабаш мне ее звучание нравится больше.
Театр Теней меня всегда завораживал. Каждый раз при прослушивании песни у меня в голове рисовались особые картины, которые мне трудно описать словами. Что-то темное, что-то мистическое, что-то высокохудожественное...
И меня абсолютно не смущает тот факт, что мелодию написал не Кинчев, а группа The Cure. Да и какая разница, если Театр Теней вышел куда интереснее, нежели Kyoto Song?)))
Шабаш (1991)
Данный альбом значится как Live, хотя на самом деле практически весь инструментал и вокал писались в студии, а с концертов взяли по большей части только звуки публики.
Трек-лист составлен частично из новых песен, частично из материала, уже выходившего на более ранних альбомах, но с новым звуком. Так, например, Мое Поколение зазвучало стенобитно, превратившись в настоящий боевик.
Ко Мне и Стерх, на мой вкус, стали звучать гораздо ярче. Еще меня всегда завораживал эффект звуков толпы, которая в начале песен оглушала своим ревом и свистом, а затем затихала до нуля. Возникает такой эффект, словно все резко замолкают и начинают слушать рассказы Кинчева.
Из новых песен альбома мои фавориты Шабаш, Бес Паники, Новая Кровь, Все в Наших Руках. Но на сей раз Шабаш-2 заколдовал меня своими плясками и куплетами.
Для тех, кто свалился с Луны (1993)
Восемь песен, и ни одной проходной!
Упор в альбоме сделан на красоту, которую, как мы помним, Кинчев умеет навести. Практически все песни мелодичные, с украшениями. Считаю пластинку недооцененной, ведь ее мало кто называет знаковой в творчестве группы. Одна Кибитка со своей мелодией чего стоит!
В нулевых годах, когда группа активно стала создавать и исполнять на концертах бронебойные боевики в стиле одной известной Германской группы, песня Смутные Дни легла в концертный сет-лист группы как влитая. И за этот период она мне успела изрядно надоесть.
Но в 2024-м я ее услышал как-то заново. Рифы качнули, плюс, скорее всего, сыграли свою роль лампово-пленочные оттенки записи. В 93-м по-другому записаться было невозможно.
Ст. 206 ч. 2 (1994)
Самый, на мой взгляд, странный, и в то же время понятный альбом группы.
Странность его заключается в материале и качестве записи. Практически все песни, за исключением нескольких, никак не вяжутся с той красивой, мелодичной Алисой, к которой все успели привыкнуть. Записывалось все, похоже, на диктофон первого айфона, до выхода которого тогда еще было аж 11 лет. Даже Все Это Рок-Н-Ролл звучит так, будто ее писали даже не на сонной кухне, а где-то в санузле.
Но если хоть немного отдалиться и попробовать увидеть всю картину альбома, то становится очевидно, что это была очередная дерзновенность группы, решившей немного (ну или много) похулиганить. Ведь в УК РСФСР от 1960 года была статья 206 ч.2 - Хулиганство.
Значительная часть тех самых, непривычных для группы песен написана и спета не Кинчевым, а бессменным басистом группы Петром Самойловым.
Однако, неплохие песни на альбоме все же имеются, а Армия Жизни, я считаю, вообще одна из самых удачных во всем творчестве группы.
Чёрная метка (1994)
В том же году Алиса выпустила еще один альбом. К великому сожалению, оказался он альбомом в память о гитаристе группы Игоре Чумычкине. Не знаю как у Вас, но у меня большая часть песен альбома вызывает ассоциации с ломкой. Я ее никогда не испытывал, но почему-то она мне представляется примерно такой.Исключения, пожалуй, мощная Жги-Гуляй и медленная То Ли Про Любовь, ТО Ли Про Беду. Но в этот раз при прослушивании я понимал, что я свои ощущения буду описывать в статье, и слушать нужно с определенным осмыслением. С такой привязкой, конечно, песня Умереть Молодым слышится особо сильно.
Jazz (1996)
Вообще, если изучать дискографию группы Алиса, параллельно изучая по годам биографию Константина Кинчева, добавляя к этому прочтение его интервью с привязкой ко времени, становится ясно почему каждый из альбомов вышел таким, каким он вышел. Мне, и каждому из нас, какие-то повороты и изменения могут нравиться, могут не нравиться, но нельзя не признать, что творчество Алисы всегда было честным. Сравнивая с той же Арией, о которой я писал ранее, мы получаем две абсолютно разных истории. Ария - это проект с совершенно определенной музыкальной задачей. Есть цель, выбран стиль, поставлена задача - выдаем определенны материал.
Творчество же Алисы всегда напрямую отражало все изменения в жизни автора.
И я неспроста сделал такое отступление именно на Джазе, так как этот альбом, пожалуй - образец спокойствия и умиротворенности. Да, где-то в ущерб той красоте, которую умеет навести Кинчев (хотя, скорее нет).
Прослушивание альбома у меня вызывает следующую картину - за углом дома стоит и переводит дыхание персонаж, только что натворивший дел, подравшийся, ругавшийся, убегавший от погони, и участвовавший в прочих приключениях. И вот он скрылся, переводит дыхание, теперь ему ничто не угрожает, и он спокойно, никого не трогая, идет домой. Адреналина в крови не осталось.
Приятных мне песен на альбоме множество. Тут вопрос - будет или не будет попадание в настроение. К прослушиванию рекомендую в темное и спокойное время суток. В фавориты отправлю легендарную Коду. Кстати, эта полуминутная песенка среди Алисоманов действительно является легендарной. Однажды ее даже выбрали на Выборах (концерты, на которых 20 песен в сет-лист выбирают голосованием поклонников). после этого в пабликах красно-черные предлагали и спрашивали билеты не на концерт такого-то числа там-то, а билеты на Коду)))
Дурень (1997)
Можно много говорить о том, что Алиса была очень известной в стране группой, с огромной и преданной армией поклонников. Но есть нюанс - до Дурня у группы не было в репертуаре песни Трасса Е-95!
С выходом Трассы и выпуском клипа на, за ростом популярности команды было не угнаться не то, что по Е-95, но и по М-11)))
По итогам кажется 1998 года (могу ошибаться с годом, в Википедию не лезу намеренно) клип на Трассу попал в итоговый хит-парад 100 клипов года от MTV Россия, причем на достаточно высоком месте, чуть ли не около первой дестяки (опять же - умышленно не проверяю). А MTV тогда весило в Российской музыке очень и очень много. Сравнимо с Нашим Радио в нулевых)))
Если говорить про материал альбома, то мне он нравится частично. И да, я не совсем понимаю, почему в Яндекс Музыке это самый популярный альбом группы. Неужели только из-за Трассы?
Мои любимые песни на Дурне - это Дурак и Солнце и Все Решено. В этот раз больше зацепило Все Решено. Кинчев умеет навести красоту))
Солнцеворот (2000)
Вот. Новый поворот. причем самый крутой и резкий за всю историю группы. Очень сильно сомневаюсь, что в дальнейшем какие-то изменения с Алисой могут произойти более кардинальные и резкие.
Абсолютно новое звучание. Первые, но уже весьма смелые попытки в индастриал. Эксперименты с эффектами, в том числе по обработке вокала. На мой субъективный, получилось кривенько.
Тематика песен так же встала на совершенно новые рельсы. Хотя и до этого Кинчев в своих песнях нет-нет, да и Мама...)))
Все же на Солнцевороте примерно половину песен я могу слушать с удовольствием. Солнцеворот, По Барабану, Смерть, Красные Горы. Но на сей раз Три Дороги зашли больше всего. Есть в чем покопаться))
Танцевать (2001)
И снова спокойный альбом наподобие Джаза. Но на сей раз звук пожестче. Перегруженные гитары, погромче барабаны...
Но все же в первую очередь - лирика. Я бы сказал, что этот альбом у меня ассоциируется с ночью.
С этого альбома Алиса получила еще одну хитяру "из каждого утюга" - Веретено. Не знаю, быть может мне и показалось, но на московском юбилейном концерте группы в Олимпийском в 2008-м году перед выходом Алисы на сцену на экране включили нарезку клипов группы. И когда заиграл фрагмент из Веретено, почему-то из зала началось освистывание. Наверное трушные КЧ не признают эту песню, считая ее попсой. Наверное. Хотя, на одном из концертов Наш-Ваш Выбор она попала в число 20-ти треков, выбранных фанами.
На альбоме Танцевать для меня есть одна особенная песня. однажды я ехал на машине в темное время суток на участке между Московской областью и Тверью, и когда я проезжал Иваньковское водохранилище, более известное как Московское Море, в машине заиграла песня Горизонт. Тогда я очень глубоко прочувствовал композицию, и она надолго стала для меня одной из любимых в репертуаре Алисы. Ее я Вам и предложу на этот раз)
Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003)
В 2003-м стало понятно, что альбом Танцевать стал лишь передышкой в начале нового пути. Было бы логично видеть в дискографии СПЧТД сразу после Солнцеворота.
Прослушивание альбома в 2024-м для меня стало скучнейшим занятием. В песне Родина Кинчев, конечно, напомнил, что умеет навести музыкальную красоту. Но в дальнейшем по музыкальной составляющей я считаю альбом очень слабым. Безусловно, признаю всю хитовость Неба Славян и в принципе значимость данной песни для группы. Но музыкальности я в этом не нахожу.
Да и тексты... может в 2004-м данный тренд только задавался, но сейчас я в них актуального ничего не услышал.
С большим трудом я все же нашел песню, которую отмечу. Это Антихрист, исключительно за плотный гитарный риф.
Изгой (2005)
Алису я начал слушать как раз перед выходом Изгоя. И первый сольный концерт группы, который я посетил, был концерт-презентация альбома Изгой в ДС Лужники в ноябре 2005-го.
Тогда я, конечно, был потрясен и заворожен плотностью и тяжестью звучания.
И по сей день звук альбома не режет уши, все плотно, четко, агрессивно.
Вообще материал группы мне с каждым альбомом обсуждать все сложнее и сложнее, ведь рассматривать песни Алисы, не касаясь текста и затрагиваемых тем ну прям сложно.
Тогда мне все это было близко, все темы действительно откликались во мне.
Много с тех пор всего поменялось, и теперь я предпочитаю рассматривать подобное творчество исключительно как музыкальный продукт.
Что же касается прослушивания Изгоя, то занятие это мне в этот раз показалось весьма непростым. Ровно посередине трек-листа расположились Солнце-Иерусалим и Слово, совокупно занимающие аж 14 минут времени! Песню Слово я считаю крайне тягучей и тяжелой к прослушиванию, ну а Солнце-Иерусалим, как я понял, по идее должна была стать той самой красотой, которую Кинчев умеет навести. На мой взгляд, не совсем получилось.
И на эти самые 14 минут я как будто вылетел из настроения альбома. Наверное решение поставить две эти песни друг за другом было сомнительным с точки зрения конструирования альбома как продаваемого продукта.
Но я не смею за это осуждать никого, так как уважаю право автора делать свое творчество таким, каким он сам его видит, без оглядки на слушателей, маркетинг, и прочее. Тем более, Алиса давно заслужила право выпускать все, что группе заблагорассудится,
Я раньше никогда не уделял особого внимания песне Рок-Н-Ролл Крест, считая ее простоватой, в какой-то мере даже попсовой. Но почему-то на этот раз она для меня сыграла совершенно новыми красками, и того самого рок-н-ролла я в ней услышал в полной мере. Теперь это одна из моих любимых песен в репертуаре Алисы.
Стать Севера (2007)
До выхода альбома мне довелось живьем услышать песни Старые Раны (кавер Зоопарк) и Рок-Н-Ролл. Скажу честно, они произвели на меня впечатление. Абсолютно разное. Рок-Н-Ролл - гимн с упоминанием практически всех рок-героев страны.
А вот Старые Раны меня заворожили, и даже немного испугали. Кавер мне понравился больше оригинала.
В целом альбом мне показался простоватым. Не провальный, но и не яркий.
Стать Севера - очень крепкий боевик с острыми рифами. На Пороге Неба - семиминутный героический эпос. Ветер - та самая красота.
А вот Жизнь Струны в этот раз почему-то спровоцировала те самые мурашки.
Пульс хранителя дверей лабиринта (2008)
А вот это уже была яркая вспышка!
Честно сказать, я в 2008-м обалдел с ПХДЛ!
И не я один. Поклонникам группы альбом зашел на ура. Считаю, что альбом вообще без слабых песен, слушается на одном дыхании, при этом и смысловой нагрузкой совершенно не обделен. Единственное, что отмечу - песня Власть записана, как мне кажется, вяловато. Впервые я ее услышал, если правильно помню, на презентации альбома Стать севера, то есть еще до выхода ПХДЛ. Тогда она прозвучала очень отчетливо, упруго, напористо. На записи же она оказалась бледной тенью самой себя. И было бы оно понятно, если бы в принципе весь альбом звучал подобным образом. Но нет, про остальные песни я такого сказать никак не могу.
Свежее прослушивание альбома мне так же далось легко, и фаворита для себя я выбирал тяжело. Пускай это будет Апрель. Мне всегда нравилась возникающая у меня в голове картина ночного заснеженного поля ранней весной.
Ъ (2010)
К моменту выхода Ъ я уже перестал плотно слушать группу Алиса, хотя этот альбом я купил в формате лицензионного CD в красивой коробке. Послушал я тогда его раза два, может три от силы. Мне не понравилось. Совсем не понравилось.
В группе Алиса меня привлекали всегда либо красота мелодий и форм, либо забойные боевики с плотнейшим звучанием. На Ъ я нашел и то, и другое, но буквально по одному экземпляру.
Отличный боевик Работа. Все как надо. Плотный звук, быстрый темп, без единой запинки.
А вот следующая за ней в трек-листе лирическая Дождь И Я, пожалуй, моя самая любимая песня Алисы ever. А в акустике, да еще и с гитарой Зелицкого - вообще бриллиант!
20.12 (2011)
А вот эту работу я, пожалуй. недооценивал. Сейчас я понял, что в альбоме есть что послушать. Песня Шейк с участием приглашенной великолепной Люси Маховой является главным хитом альбома. Слушается она и в правду весьма приятно. Она после первых прослушиваний и осталась у меня в голове единственным светлым пятном с альбома. Не очень хорошо запомнилась заглавная 20.12.
В принципе основная масса песен данного альбома для меня мало чем отличается от большинства композиций с Ъ.
На данный момент я отмечу песню Вода И Вино,
Саботаж (2012)
И снова альбом, который мне практически ничем не запомнился. Я даже уже и не знаю чего нового написать про очередной одинаковый альбом Алисы. Есть на нем Ангел, Левша, может быть Саботаж. Мне всегда , и в этот раз, нравилась необычная песня Нальем. Все остальное - какое-то остальное.
Не мне, конечно, учить легенд, но кто мне помешает высказаться?)))
Можно было в период с 2010 по 2012 годы выпустить не три альбома, а один, но из интересных песен. Да, я знаю, когда я буду писать альбомы, тогда и буду решать сколько, когда и как выпускать)))
Так выпьем же...)))))))))
Цирк (2014)
Друзья, не знаю, может со мной что-то не так, но альбом Цирк я слушал, и мне он нравится!
Наверное потому, что в нем немалая доля панк-рока. А панк-рок я люблю))
Но, как я понял, Цирк - это далеко не самая любимая работа группы среди ценителей творчества.
Приятно порадовала песня Такие Дела, Хозяин, написанная Кинчевым еще в прошлой жизни.
Что бросается в глаза при прослушивании Цирка, так это лексикон, который использует Кинчев. В какие-то моменты можно сказать, что автор перешел на феню)))
Но меня это не смущает совершенно, хоть я и не любитель всяких шансонов и блатняков))
Сейчас пишу, и вижу тенденцию - выделяю песню Прыг-Скок. Наверное, меня легко можно подкупить быстрым, прямым панковатым битом)
Эксцесс (2016)
В 2016-м, когда Эксцесс только вышел, я пытался заставить себя послушать его второй раз. Не вышло, увы.
в 2024-м, при подготовке данной статьи, я действительно послушал Эксцесс всего второй раз.
На сей раз картина мне показалась не столь печальной. Но и не восторг, конечно.
Но песня Дети Последних Дней отличная, чего я не могу не отметить. Больше не знаю чего добавить.
Посолонь (2019)
Спустя три года после Эксцесса вышел, пожалуй, самый интересный альбом Алисы после ПХДЛ. Кинчев решил сделать максимальный упор на ту самую красоту. На альбоме преобладают медленные, мелодичные композиции. С первого раза заходит мало что, требуется неоднократное переслушивание.
Но есть одна песня. которая в меня попала сразу и в цель - это Окаянные Дни
Дудка (2022)
Этот альбом в 2024-м году я слушал впервые. Так что впечатления складывал по одному прослушиванию. Честно говоря, в какой-то момент альбом для меня скомкался в одну песню, где-то в разных темпах. Отметить могу лишь Волчий Rock-n-roll.
Все, Друзья, на данный момент это последний/крайний (выбирайте сами кому как больше нравится) альбом группы Алиса.
Сразу скажу, что мнение автора может не совпадать вообще ни с чем, так что не рассматриваете все выше написанное как какую-то глубокую аналитику))
Если Вы желаете еще статей подобного рода и формата, жду Вашего актива)))
Всем спасибо за внимание, и до новых скорых встреч)))