Найти тему
Очерки от Елены

Как я сдавала выпускной экзамен по алгебре в советские времена

Выпускные экзамены я сдавала после 10 класса, поскольку происходило это еще в прошлом веке)

В тот год нашу школу оканчивало шесть классов – А, Б, В, Г, Д. Е, Ж. Нас всех посадили по одному за парту в актовом зале, раздали экзаменационный материал по вариантам. Вариантов было несколько.

Математику в целом, и алгебру в частности, я знала хорошо, поэтому достаточно быстро все решила на черновике. Позади меня, парты за две, сидел мой одноклассник Витя К. Он умудрился выяснить, что у нас с ним один и тот же вариант и попросил меня передать ему черновик. Я передала.

-2

После того, как он его вернул, я встала, подошла к экзаменационной комиссии, которая сидела лицом к нам у сцены, оставила черновик и вышла «освежиться».

Когда я вернулась в зал и забирала свою работу, учительница по математике, которая преподавала у нас до восьмого класса, ткнула пальцем в одно из уравнений. Оказалась, что я неправильно его переписала. В одном месте перепутала знаки – написала минус, а там стоял плюс. Соответственно решение было неправильным.

Когда я решала меня ничего не насторожило. Обычно, если ставишь не тот знак, решение все идет сикось-накось, а в том случае все пошло гладко.

Делать нечего, я перерешала уравнение и послала записку с правильным вариантом Вите К.

Когда экзамен закончился, и мы вышли из зала, Витя подошел ко мне и выразил свое неудовольствие тем, что я изначально передала ему черновик с ошибкой. Ему пришлось переписывать! Виданное ли дело!

Стыдно мне не стало, да, такая я вот наглая оказалась на поверку. Но я извинилась, сказала, что я так больше не буду. Конечно, я глумилась, но Витя этого не понял. Он слегка покручивал головой из стороны в сторону, выражая свое негодование по поводу моего безобразного поступка.

Когда на следующий день после экзамена мы пришли узнать оценки, наша строгая, но справедливая математичка, вывешивала листы с оценками на стенд.

У меня, конечно, стояла пятерка, а у Вити три.

- Что? – закричал Витька, - почему у Ленки пять, а у меня три? Я же у нее все списал!

- Списывать надо уметь! – громогласно провозгласила математичка, повернулась и ушла на второй этаж по лестнице.

-3

Витька еще немного побухтел, его круглые бурундучьи щеки слегка тряслись от возмущения.

А я подумала, что ему, наверное, снизили оценку, потому что наш учитель понимала, что сам Витя К. решить ничего не мог и явно списал.

Но я ошибалась. Когда я сама начала преподавать английский, я поняла, что «двоечники» действительно не смогут списать правильно.

Они фактически не списывают, а срисовывают. Например, когда они списывают на моем предмете, могут не понять слитно или раздельно написан предлог или артикль с последующим словом, или не понять какую-то букву, и «нарисовать» что-то совсем другое.

Так и по алгебре, если человек ничего не знает, он может не так срисовать какой-нибудь косинус или синус, или предел. Видно так же произошло у Вити.

Но не все так плохо. Был момент в десятом классе, когда Витя потряс нас своими знаниями по одному предмету.

Но про это я расскажу в другой раз.