Найти тему

Тенденции развития экономики туризма в России

УДК 338.48

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ТУРИЗМА В РОССИИ

Палитова Д.А.

Студентка 3 курса, факультета Экономики и финансов Северо-западного института управления – филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Арапова Л.А.

К.э.н., доцент кафедры УСТиГБ Северо-западного института управления – филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Аннотация: Процессы развития туризма в Российской Федерации представляют собой важнейшее направление экономического развития и усиления конкурентных позиций регионов и формирование большей привлекательности туризма в обществе. В научной статье представлены результаты исследования основных тенденций развития туризма в России. Рассмотрены факторы, формирующие барьеры и проблемы туристической деятельности. Определены перспективы развития туризма в российской экономике.

Ключевые слова: туризм, туристическая отрасль, внутренний туризм, экономика туризма, туристические услуги.

 

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM ECONOMY IN RUSSIA

Palitova D.A.

3rd year student, Faculty of Economics and Finance, Northwestern Institute of Management - branch of RANEPA, St. Petersburg

Arapova L.A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and State Security Northwestern Institute of Management - branch of RANEPA, St. Petersburg

Abstract: The processes of tourism development in the Russian Federation represent the most important direction of economic development and strengthening the competitive positions of regions and the formation of greater attractiveness of tourism in society. The scientific article presents the results of a study of the main trends in the development of tourism in Russia. The factors that form barriers and problems of tourism activities are considered. The prospects for the development of tourism in the Russian economy are determined.

Keywords: tourism, tourism industry, domestic tourism, tourism economics, tourism services.

 

Актуальность научного исследования на рассматриваемую нами тематику обусловлена тем, что экономика туризма в России за последние года пережила немалые потрясения, которые вывели прежние тенденции с четкой траектории, вынуждая руководителей туристических организаций проводить мероприятия, направленные на совершенствование управления бизнесом и повышения качества предоставляемых туристических услуг.

Проблематика, которая рассматривается в данной научной статье, связана с тем, что происходит трансформация экономики туризма России, где вместо туристических услуг для туристов на зарубежных курортах все большую популярность обретают внутренние туристические потоки. Это все формирует необходимость развития внутренней инфраструктуры сферы туризма, чтобы обеспечить соответствующее качество предоставляемых услуг российским и иностранным туристам.

Анализ научной литературы и публикаций свидетельствует об увеличения внимания к вопросам развития локального туризма и, как следствие, формирования новых идей в сфере создания туристских направлений. В связи с этим, туристические организации принимают решения, которые направлены на реализацию данного потенциала.

По этой причине, целью научной статьи выступает проведение анализа характеристики основных тенденций развития туризма в России за период последних лет.

Для этого необходимо решение таких задач:

− рассмотреть факторы, формирующие барьеры и проблемы туристической деятельности;

− определить перспективы развития туризма в российской экономике.

Методы решения задач научного исследования: в рамках научного исследования применялись такие методы, как системный анализ, логический анализ, экономико-статистические методы исследования.

Объектом исследования выступает экономика туризма в России. Предметом исследования выступают закономерности и тенденции развития сферы туризма в экономике России.

Е.Г. Леонидова в своей научной работе проанализировала тенденции и перспективы развития туризма в России в условиях Covid-19. Была дана оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов. В России туристический сектор оказался одним из самых пострадавших из-за введения карантинных ограничений, что обусловило принятие государством ряда мер по его поддержке для смягчения последствий коронавируса и восстановления спроса на туристские услуги [7].

Н.В. Рубцова Н.В. и К.С. Солодухин провели исследование по анализу состояния внутреннего и выездного туризм в России с учетом прогноза развития в условиях пандемии Covid-19. Согласно представленным прогнозам, тенденция превышения внутреннего туристического потока над въездным сохранится лишь в случае пессимистичного сценария, предполагающего незначительные изменения или ухудшение ситуации, связанной с распространением коронавирусной инфекции [8].

С.Г. Пьянкова, О.Т. Ергунова, И.В. Митрофанова и Н.Г. Глазкова проанализировали развитие внутреннего туризма в России в контексте реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». В результате анализа состояния и тенденций развития межрегионального рынка туристских услуг России представлен ряд технологий, инструментов и организационных структур продвижения территорий на межрегиональном рынке туристских услуг с учетом особенностей деятельности ее субъектов в условиях пандемии Covid-19 и эффективности использования туристского потенциала[9].

С.А. Буторов и О.М. Каныгина проанализировали состояние и перспективы развития внутреннего туризма в России. В работе обосновывается необходимость для страны проекта, аналогичного запущенному полвека назад одному из самых известных и коммерчески успешных туристических маршрутов «Золотое кольцо» [10].

Современная туристическая отрасль российской экономики столкнулась с последствиями двух непрогнозируемых кризисов.

Сперва произошла пандемия Covid-19, которая с весны 2020 г. свела туристическую деятельность к нулю, поскольку границы были закрыты, а карантинные ограничения не позволяли вести в целом экономическую деятельность туристическим операторам и предприятия сферы гостеприимства и коллективного размещения туристов.

Далее произошел кризис международных санкций в 2022 г., из-за чего против России были приняты торгово-экономические санкции, меняющие подход туристических компаний к ведению экономической деятельности и бизнеса.

Как итог, в экономике туризма России за последние 3 года произошли кардинальные изменения, включая положительные трансформации, позволяющие вести туристическим агентствам за клиентов. При этом туристические услуги российского внутреннего туризма становятся все более конкурентоспособными и привлекательными на международном рынке туризма.

Анализируя структуру мирового рынка туристских услуг, обратимся к рис. 1, где будут отражены международные доходы от туристских услуг.

 

 

Рисунок 1 – Объем международных доходов от туристских услуг в странах мира, в млрд долл. США [10].

 

Однако, все равно можно систематизировать следующие проблемы, с которыми сталкивается российская сфера туристических услуг в периоде последних лет [2]:

1) увеличение численности туристических фирм, прекративших свою бизнес-деятельность;

2) рекордный объем отмен бронирований по туристическим путевкам;

3) прекращение туристического потока из других стран более, чем в половину.

А.Б. Левина, Е.Ю. Трофименко и Ю.С. Якунина из Южно-Уральского государственного университета провели социологический опрос населения, где установлено, что, по мнению граждан, развитию внутреннего туризма препятствуют факторы [1]:

− плохое качество сервиса и обслуживания (57% респондентов);

− высокие цены на туристические путевки (72% респондентов);

− неразвитая инфраструктура (43% респондентов);

− плохое состояние экологии и загрязнение природы (27% респондентов);

− недостаточного уровня качества места размещения и проживания (24% респондентов).

Все причины формирования низкого уровня удовлетворения российских туристов после потребления туристических услуг, изображены на рис. 2.

 

 

Рисунок 2 – Основные проблемы, по мнению туристов в обеспечении качества туристических услуг в России, в % от количества респондентов [1].

 

Систематизировав научные исследования авторов и экспертов, можно отметить следующие актуальные вызовы для туристических компаний и сферы туризма России:

− низкий уровень эффективности межрегионального взаимодействия при развитии туристических направлений;

− неравномерное развитие мест прибытия туристов, что делает многие территории неконкурентоспособными;

− недостаток высококвалифицированных кадров и специалистов в туристическом обслуживании;

− дефицит финансового капитала и инвестиций для обновления основных фондов предприятий сферы гостеприимства и коллективного размещения.

Подтверждением кризиса в развитии туризма в годы пандемии выступало сокращение продажи туристических пакетов (см. рис. 3).

 

 

Рисунок 3 – Динамика числа туристических пакетов, проданных в России, в тыс. [5].

 

В итоге, в 2020 г. число туристических пакетов было продано более, чем на 2,2 млн меньше, чем в 2019 г.

Как мы уже заметили во введении научной работы, единственным положительным фактором при влиянии пандемии на туристическую сферу экономики России является то, что вместо выездного туризма начал развиваться внутренний. А это означало увеличение деловой активности в сфере гостеприимства и приток капитала для развития в регионах туристической инфраструктуры.

Вместе с тем, вопросы финансовой безопасности туристических операторов стояли остро, ведь за 2020 г. их доходы и прибыль снизились более, чем на 30-40%.

Общая структура доходов в экономике туризма изображена на следующей диаграмме (рис. 4).

 

 

Рисунок 4 – Распределение выручки предприятий туристической отрасли по видам экономической деятельности в России в 2021 г., в % от общей доли [5].

 

Несмотря на все эти аспекты, экономика туризма в России продолжает переориентироваться на внутренние туристические услуги.

Благодаря переориентации предприятий туристской индустрии на внутренний туризм повышается численность граждан, отправленных в туры по России. Так, если в 2019 г. число таких туристов было 4,373 млн чел., а в 2020 г. – 4,126 млн чел., то в 2021 г. был установлен рекорд в 5,994 млн чел. Благодаря данной тенденции формируется экономический потенциал стратегического развития туристических организаций.

Поскольку в структуре продаж более 51% выручки приходится на пассажирские перевозки, то соответственно важным направлением внедрения новых форм услуг среди предприятий туристской индустрии является появление новых транспортных маршрутов в отдаленные регионы страны, что позволяет расширить не только места размещение туристического отдыха, но и увеличить финансовые результаты от перевозок туристов. Кроме того, появляются новые виды автомобильного транспорта, предлагающие более комфортные пассажирские перевозки, что позволяет совершенствовать обслуживание клиентов.

Таким образом, главным направлением доходов являются пассажирские перевозки, за которыми следуют услуги предприятий общественного питания.

В виду всех сложностей, с которыми сталкиваются туристические организации России в нынешний период, необходимо рекомендовать следующие мероприятия по формированию стимулирующих факторов и условий по развитию экономики туризма, как:

1. Развитие механизма межотраслевого и межрегионального сотрудничества, где, к примеру, можно объединить усилия туристических операторов и предприятий сферы гостеприимства для развития интересующих их туристических направлений.

2. Использование инструмента маркетинга территории и брендинга территории, что позволит увеличить интерес населения к туристическим услугам, связанных с ее посещением.

3. Продвижение идеи активной и полной интеграции информационно-коммуникационных технологий и цифровых систем в работе туристических операторов для повышения клиентоориентированности и сервисного обслуживания туристов.

4. Предоставление налоговой и финансовой помощи органами государственной власти в целях развития альтернативных направлений туристической деятельности, как сельский туризм, агротуризм, зеленый туризм, спортивный туризм и другие.

5. Предоставление экономическим субъектам сферы туризма и гостеприимства инструментов государственной поддержки в создании экономического потенциала роста масштабов коммерческой деятельности.

Важным дополнением в определении рекомендаций развития экономики туризма в России является применение креативных решений, которые позволяют определить перспективные точки роста туристической сферы и дать возможность туристамучаствовать не только в процессе потребления туристической услуги, но и в определенной степени вовлечены в процесс ее производства [4].

Также при формировании перспективы развития туристических направлений в современной России необходимо рекомендовать одну из четырех российских подходов к разработке стратегии – точечную [3]. Это аргументируется следующими ее преимуществами, как:

− высокая эффективность для территорий, которые имеют удаленность от центров политической, экономической и социальной власти;

− возможность охвата большой части национальных ресурсов и потенциально востребованных среди туристов объектов туристского спроса.

Также среди основных направлений развития экономики туризма в России – это разработка и предложение туристических продуктов «зеленого туризма». Данный термин впервые получил широкое распространение в западноевропейской научной литературе первой половины 1980-х гг. Появление нового, специфического вида туризма отражало рост популярности идеи о достижении гармонии между рекреационной деятельностью и окружающей природной средой.

Идея зеленого туризма включает в себя следующие принципы:

− минимальный уровень негативного воздействия на окружающую среду;

− бережное отношение к ландшафту и экосистемам;

− снижение выбросов отходов в окружающею среду;

− обеспечение роста экологической культуры населения и приезжающих туристов.

Наиболее популярными примерами зеленого туризма в России являются:

1. Байкал – самое глубокое пресное озеро мира и самое известное направление для зеленого туризма. Для путешественников доступны пешие прогулки вдоль побережья Байкала, сафари по Танжеранскимстепям, сплав на байдарках, наблюдения за лежбищами байкальской нерпы, знакомство с бурятскими традициями и национальной кухней.

2. Природный парк «Вулканы Камчатки – комплекс из пяти природных парков с невероятным природным разнообразием. Здесь можно увидеть действующие вулканы, термальные и минеральные источники и ледники.

Популярной формой «зеленого туризма» в российской практике является сельский туризм. Его специфической характеристикой является то, что он проводится с использованием сельской территории в форме ресурсной базы, позволяя создавать для туристов комфортную и спокойную атмосферу отдыха. При этом экономическая форма ведения такого туризма позволяет оптимизировать традиционные расходы, обеспечив безопасность инвестиций и экономическую эффективность предпринимательства [6].

На стратегию развития туризма России в период 2011–2018 гг., сельский туризм относился к числу приоритетных видов туристских продуктов и услуг.

Таким образом, современное состояние туризма в экономике России характеризуется наличием ряда актуальных проблем, решение которых требует уверенных действий, государственной поддержки и мотивации предпринимателей вкладывать ресурсы и финансы в развитие соответствующей инфраструктуры. Только так будут созданы условия, формирующие перспективы развития туризма в России.

Прошедший кризис пандемии, к примеру, имел серьезные негативные последствия для туристической сферы. Многие компании обанкротились и оставили рынок туризма. Считается, что это наиболее крупный системный кризис в экономике туризма России. Однако конкурентоспособные игроки остались и предложили альтернативные продукты российским туристам, пользующиеся большой популярностью в 2023 г. Улучшилось качество обслуживания, повысилось внимание к вопросам цифровой трансформации бизнес-модели, бизнес-процессов, системы управления и туристических продуктов.

Таким образом, на сегодняшний день среди приоритетных направлений развития туристической сферы российской экономики будут выступать такие действия, как:

1) строительство новых объектов инфраструктуры, способствующих повышению доступности туристов к удаленным туристическим маршрутам;

2) повышение качества сервиса и обслуживания гостей в местах коллективного размещения;

3) развитие альтернативных направлений туризма, как экологический туризм и сельский туризм.

Всё это поспособствует дальнейшему развитию экономики туризма в России, а также внутренней инфраструктуры сферы туризма, чтобы обеспечить соответствующее качество предоставляемых услуг российским и иностранным туристам.

 

Библиографический список

1. Левина А.Б., Трофименко Е.Ю., Якунина Ю.С. Проблемы и перспективы развития внутреннего туризма в России // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23. № S1. С. 175-187.

2. Рубцова Н.В. Пандемия Covid-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2021. № 3 (49). С. 88-95.

3. Гончарук Н.А. Концептуальные основы формирования туристических дестинаций в условиях устойчивого развития экономики // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D. Экономические и юридические науки. 2022. № 13. С. 46-52.

4. Мосензон Т.М. Оценка креативного потенциала туристической дестинации // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. 2020. Т. 10. № 1. С. 47-56.

5. Туризм в России // Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/turizm/publications (дата обращения: 20.12.2023).

6. Логвина Е.В. Сельский туризм как фактор влияния на развитие туристской отрасли Российской Федерации // Геополитика и экогеодинамикарегионов. 2021. Т. 7. № 3. С. 247-254.

7. Леонидова Е.Г. Туризм в России в условиях Covid-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 59-74.

8. Рубцова Н.В., Солодухин К.С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии covid-19 // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 301-314.

9. Пьянкова С.Г., Ергунова О.Т., Митрофанова И.В., Глазкова Н.Г. Развитие внутреннего туризма в России в контексте реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2021. Т. 11. № 9-1. С. 34-50.

10. Буторов С.А., Каныгина О.М. Внутренний туризм в России: современное состояние и перспективы // Сервис plus. 2021. Т. 15. № 4. С. 12-19.

2