3,2K подписчиков

Феномен старообрядческой книжности конца XIX — начала ХХ веков — гектографированные издания

Кроме ценных коллекций, в фонде Научной библиотеки Музея истории религии хранится немало редких книг. Например, вот эта - богословский трактат старообрядцев-беспоповцев поморского согласия "Апология о причащении тела и крови Христовой". Одна из особенностей этой книги заключается в том, что отпечатана она была на гектографе.

Гектографированные издания занимают как бы промежуточное положение между печатной и рукописной книгой. С печатной книгой эти издания роднит наличие тиража. Отличие же их состоит в том, что экземпляры, отпечатанные таким способом, не идентичны, так как техника печатания на гектографе позволяла печатнику вносить в каждый экземпляр любые изменения и исправления. Гектограф дает до 100 оттисков (отсюда и его название, "εκατό" (греч.) - "сто"), но только первые 30—50 отчётливы. От рукописной книги сохраняется полууставное письмо и безнаборное производство.

Гектографическая печать была изобретена в России в 1869 г. Михаилом Ивановичем Алисовым (1830–1898). Гектограф — особый печатный прибор для размножения текста и иллюстраций. Он состоит из плоского ящичка, заполненного ровным слоем студенистой массы толщиной около 5 мм. Масса образуется из смеси желатина, глицерина и воды. Технику работы с гектографом можно проиллюстрировать данной схемой.

Техника работы на гектографе
Техника работы на гектографе

Сначала текст или иллюстрацию, подлежащие размножению, наносят пером на бумагу специальными гектографическими чернилами, в состав которых входят анилиновый краситель, глицерин и спирт. Затем изготовленный таким образом оригинал прижимают к поверхности массы в гектографе. Изображение с оригинала переходит на желатиновый слой. Потом лист оригинала убирают, а желатиновый слой превращается в матрицу для копирования. При последующем прижимании чистой бумаги к поверхности матрицы на бумаге получаются отпечатки текста или иллюстрации. С помощью гектографии можно получить и многокрасочное изображение, для чего оригинал должен быть выполнен различными по цвету гектографическими чернилами.

Изобретение М. И. Алисова было востребовано в России для бесцензурного размножения небольших по объему текстов. Им воспользовались русские революционеры для размножения антиправительственных прокламаций, а также старообрядцы для тиражирования своей публицистики.

С самого возникновения церковного раскола в 1653 г. старообрядцы были отстранены церковью, обладавшей монополией на книгопечатание, от печатного станка, что вынуждало их распространять создаваемые ими сочинения рукописным способом. Трудоемкость и дороговизна этого способа вынуждала староверов искать возможности нелегального издания необходимых им книг богослужебного, учительного и полемического содержания.

Старообрядческие гектографированные издания часто сохраняли древнюю рукописную традицию: копировался рукописный текст, часто без титульного листа, иногда с послесловием и датой издания, проставленной в конце издаваемого текста. В начале XX в. оригиналы ряда гектографированных изданий стали иногда печатать на пишущей машинке, чаще в изданиях стал использоваться титульный лист.

Тираж таких изданий редко превышал сотню экземпляров. Многие из них уничтожались политическими или идеологическими оппонентами, либо, изданные в мягком переплете, а часто и вообще без него, погибали от времени и неправильного хранения, так что теперь большинство гектографических изданий являются библиографической редкостью.

Наибольшее число бесцензурных старообрядческих гектографированных изданий появилось в свет в конце XIX в. – начале XX в. Среди наиболее известных предприятий можно упомянуть типографии Д. В. Батова, А. Т. Мельнова, И. И. Зыкова, П. М. Безводина, А. В. Швецова и епископа Феодосия. С 1905 года, после выхода правительственного манифеста о веротерпимости, разрешившего старообрядцам легально печатать свою религиозную литературу, количество новых гектографированных изданий сильно уменьшилось. После 1917 г. гектографированные издания продолжают подпольно печатать бегуны или скрытники. Бытование таких изданий в скрытнической среде (в скитах Каргопольского уезда) можно проследить по материалам БАН вплоть до 1925 г.

К сожалению, данных об авторах и составителях изданных сочинений крайне мало. Еще меньше данных об издателях гектографов. Этот факт можно объяснить нежеланием авторов и издателей лишний раз «светиться» перед цензурой и подвергать опасности себя и свое дело. Также большинство гектографированных изданий не содержит выходной даты издания и сведений о местонахождении книгопечатни (мастерской), где они были напечатаны, так как место издания, по мотивам безопасности, на изданиях не указывалось.

Поэтому мы можем лишь приблизительно датировать наш экземпляр «Апологии о причащении тела и крови Христовой» началом XXвека. При печати книги использовались чернила фиолетового цвета – для текста, и сиреневого – для виньеток, буквиц и заставок. Титульный лист украшен орнаментальной рамкой. Цельнокожаный переплет с золотым тиснением и латунными застежками выполнен петербургским мастером Ф.М. Марасаевым. Об этом свидетельствует его подпись: «Переплет работы Федора Михайловича Марасаева. Им же сделан и чеканен штамп. Жил на Коломенской при часовне в д. Киржакова». Владельцем книги был Антипа Федорович Глебов, о чем имеется соответствующая надпись. По-видимому, и Марасаев, и Глебов принадлежали к петербургской общине староверов-беспоповцев филипповского согласия, группировавшейся вокруг моленной на Коломенской ул.

Дом на Коломенской ул., 12 был построен в 1911-1912 годах по проекту архитектора П. Павлова на участке, совладельцами которого были купцы-старообрядцы И.В.Киржаков и А.С.Семенов. В одной из комнат дома была устроена моленная филипповцев на 150 человек, которая была освящена во имя Владимирской иконы Божией Матери. При этой моленной жил иконописец Н. Рачейсков, беседы с которым вдохновили писателя Н.Лескова на написание рассказа "Запечатленный ангел".

В 1911-1913 гг. флигель дома на Коломенской был специально перестроен для моленной и квартир служителей по проекту архитектора Ф. Ф. Лумберга. На его первом этаже находился большой молитвенный зал, на втором — малый молитвенный зал и квартиры служителей, на третьем жили призреваемые общины. По имени одного из хозяев дома, Павлина Ивановича Киржакова, моленная стала называться в народе Киржаковской.

В 1919 г. община при Киржаковской моленной была официально зарегистрирована и просуществовала до мая 1935 г. В конце 1920-х гг. начались массовые репрессии против старообрядцев. Советские власти закрывали храмы и моленные. Из-за отказа объединяться в колхозы, ведения агитации против выборов в Верховный совет и проведения переписи населения многие староверы оказались арестованы и сосланы, большинство наставников расстреляны. Последней в Ленинграде оказалась закрыта моленная Вознесения Господня и Владимирской Пресвятой Богородицы филипповского согласия на Коломенской ул. В мае 1946 г. ее здание частично было возвращено староверам. Тогда здесь молились все беспоповцы Ленинграда: поморцы, федосеевцы, филипповцы. Во время хрущёвских гонений моленная вновь была закрыта, а община в 1961 г. переведена в Рыбацкое. В 1994 г. здание на Коломенской было возвращено староверам-поморцам.