Найти в Дзене
Киноман

«Планета обезьян: Новое царство» — это эпичный постапокалиптический «Аватар»

Более 300 лет назад вирус выкосил почти всё человечество, а его место заняли мутировавшие обезьяны. Ной — шимпанзе из маленького клана, который разводит орлов и боится «голокожих» людей. А стоило бояться других обезьян. Деревенька Ноя оказывается на пути великого завоевателя Проксимуса, который огнём и электрошоком объединяет приматов под знаменем великого Цезаря.
Более 300 лет назад вирус выкосил почти всё человечество, а его место заняли мутировавшие обезьяны. Ной — шимпанзе из маленького клана, который разводит орлов и боится «голокожих» людей. А стоило бояться других обезьян. Деревенька Ноя оказывается на пути великого завоевателя Проксимуса, который огнём и электрошоком объединяет приматов под знаменем великого Цезаря.

«Новое царство» стоит на плечах гиганта: трилогии Цезаря с Энди Серкисом. Эти фильмы совершили прорыв в технологии «захвата движения» и просто были хорошей фантастикой. Но новый фильм — не «четвёртая часть». Мудрый Цезарь давно мёртв — фильм начинается с его похорон, которые увязывают сюжет с трилогией и напоминают, что она закончилась. Новый режиссёр и сценаристы сделали кино про новую эпоху и новых героев, которых играют новые актёры. У фильма определённо есть собственный дух — и это дух дорогого, эпичного, зрелищного блокбастера типа «Аватара».

До сих пор режиссёр Уэс Болл был известен только по трилогии «Бегущий в лабиринте» — одной из бесчисленных подростковых антиутопий, которая особой славы ему не принесла. Но уже в этих фильмах было заметно, в чём главный талант Уэса. Он отлично показал постапокалиптический мир, все эти заросшие зеленью развалины, гулкие ржавые железки, сырые техногенные подземелья, тяжёлые бетонные плиты. В «Новом царстве» он выкрутил подобную эстетику на максимум. После этого фильма Уэса наверняка перестанут путать с его даже-не-однофамильцем Уве.

Такой красивый постапокалипсис нам нечасто показывали на большом экране. Многие кадры сразу хочется утащить в подборки артов на тему «Земля, освобождённая от людей». Природа и руины сливаются в гармоничное целое, и не отличить, где графика, а где что-то сняли на натуре. После гибели человечества прошли столетия, и разрушенные города уже превращаются в часть природных ландшафтов. К примеру, племя Ноя живёт в городке на деревьях, словно эльфы или на’ви, и только когда этот «Лориэн» горит, понимаешь, что всё это время вместо деревьев были мачты ЛЭП!

«Новое царство» хочется назвать фэнтези-эпосом, хоть формально никакой магии тут нет. Просто по духу фильм ощущается именно как история некоего фэнтезийного народа, живущего среди артефактов древности. Обезьяны похожи не на умненьких животных, а на гордое варварское племя: они ведут философские диалоги на английском, скачут верхом, соблюдают традиции, почитают природу. Даже сюжетная завязка словно взята из старого доброго «Конана-варвара»: враги сожгли родную хату, и герой отправляется по следу тирана, устроившего себе культ личности.

Проксимусу не хватает харизмы Кобы. Зато он цитирует «Дорогу ярости»!
Проксимусу не хватает харизмы Кобы. Зато он цитирует «Дорогу ярости»!

Центральный конфликт тут попроще, чем в фильмах про Цезаря, хотя совсем без социальных тем не обошлось. Преемственность с трилогией заметна в чередовании злодеев: после неэтичных дельцов (люди), радикала Кобы (обезьяны) и фашиста-полковника (люди) у нас снова злодей-обезьяна. Проксимус Цезарь объявил себя преемником того самого Цезаря и, прикрываясь его именем, ведёт завоевания, порабощая и людей, и обезьян. Он подаёт пример того, как даже самое благое учение можно вывернуть для оправдания войны и тирании. Цезарь учил: «Обезьяны вместе сила»? Так заставим их быть под властью одного вождя, то есть вместе! Силой!

Однако дальше этой простой идеи сценаристы не углубляются. Герои вслух разглагольствуют о том, удастся ли людям и обезьянам сосуществовать или они обречены на конфликт, потому что люди — алчные гады. Но в самом сюжете всё довольно просто. Есть хорошие — клан Ноя и его друзья; есть плохие — Проксимус и его приспешники; с обеих сторон по одному человеку. Нет тут конфликта людей и обезьян и никакой особой неоднозначности.

Девушку нарекают именем Нова — потому что «такая традиция». Действительно, героинь с таким именем в серии уже было несколько
Девушку нарекают именем Нова — потому что «такая традиция». Действительно, героинь с таким именем в серии уже было несколько

«Новое царство» меньше похоже на социальную фантастику и больше — на эпический блокбастер с красочной вселенной и роскошными декорациями. И, уподобляясь эпосу, тянется два с половиной часа. Зря! В фильме нет столько сюжета, чтобы их заполнить. Это особенно заметно в третьем акте, когда герои попадают в плен и невольно становятся пассивными наблюдателями. Какое-то время нет ни приключений, ни странствий по красивым местам — лишь пустые диалоги, в которых злодеи зачем-то агитируют героев. Ну вот с чего Проксимус зациклился на Ное, пытался привлечь на свою сторону, а потом обиделся, что не удалось? Разве Ной чем-то выделялся из десятков шимпанзе?

Главная же проблема финального акта — непонятно, что стоит на кону, каковы ставки в борьбе. В попытке сохранить интригу сценаристы слишком о многом умалчивают. Вместо простой и понятной мести за убитого отца нам вдруг подсовывают «коробку с тайной» и якобы очень ценный артефакт. В центре внимания оказывается человеческая девушка, нам изо всех сил намекают, что у неё важная миссия, — но лишь на финальных кадрах мы узнаём, какая именно (и не такая уж важная оказалась). А великий и ужасный вождь в финале почему-то дерётся совсем один, и схватка вышла скорее забавной — хотя явно предполагалось, что это символичный и эмоциональный момент. В общем, финал слабо продуман, будто его переписывали несколько раз, и после мощного начала может разочаровать.

Но пусть мелкие придирки к логике не кажутся разгромной критикой. «Новое царство» — не идеальный, но всё ещё увлекательный, зрелищный блокбастер. Хотелось бы, чтобы он преодолел «проклятие обезьян» в умах зрителей. Я постоянно сталкиваюсь с этим проклятием, когда уговариваю знакомых посмотреть что-то из «Планеты обезьян», — никто не хочет глядеть на «тупых мартышек». Даже трилогия Цезаря не смогла этого изменить. Может, именно «Новое царство» с его красотами и фэнтезийным флёром заставит наконец относиться к этим фильмам всерьёз?

Дивно красивый фильм на тему «мира после людей» с сюжетом фэнтези-эпоса, приключениями, загадками и парой-тройкой мудрых мыслей. Несколько затянутый и провисающий под конец — но к тому времени уже хочется ему это простить.