УДДК 399.138
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА РАЗВИТИЕ КОМПАНИИ
© Литвиненко В. И., Перова А. Г.
Северо-Западный институт управления – филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург.
Арапова Л. А.
К.э.н. доцент кафедры УСТиГБ Северо-Западного института управления- филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург.
Аннотация. Сейчас всё больше компаний предпочитают активно присутствовать в социальных сетях, чтобы более эффективно реагировать на новые потребности клиентов и адаптироваться к меняющимся процессам покупки. Социальные сети рассматриваются в рамках построения эффективной стратегии выхода организации на новые целевые рынки, привлечения новых клиентов и продвижения продукции компании. Социальные медиа – не просто канал коммуникации, доступный для корпоративного маркетинга, а многофункциональная цифровая платформа, использующаяся для развития межведомственного сотрудничества, что в итоге может привести к изменениям доходов компании.
Ключевые слова: электронный бизнес, социальные медиа, бизнес-маркетинг, инновации в бизнесе.
THE IMPACT OF SOCIAL MEDIA ON COMPANY DEVELOPMENT
© Litvinenko V.I., Perova A.G.
North-West Institute of Management – Branch of RANEPA, St.Petersburg
Arapova L. A.
Ph.D. in Economics, Associate Professor of the USTiGB Department of the Northwestern Institute of Management - Branch of the RANEPA, St. Petersburg.
Annotation. Now more and more companies prefer to be actively present on social networks to respond more effectively to new customer needs and adapt to changing purchasing processes. Social networks are considered as part of building an effective strategy for an organization to enter new target markets, attract new customers and promote the company's products. Social media is not just a communication channel available for corporate marketing, but multifunctional digital plarform used to develop interdepartmental cooperation, which can lead to changes in company revenues.
Keywords : e-business, social media, business-marketing, business innovations.
Проводимые статистические исследования показывают, что в наше время особое значение социальные сети имеют в области продвижения брендов. На данный момент они являются одним из главных способов взаимодействия компаний со своими клиентами, а также продвижения услуг и товаров, поэтому в данной статье мы рассмотрим различные стороны использования социальных сетей в жизни компании. [4]
Начнем с негативных аспектов, среди которых можно рассмотреть неаккуратное ведение социальных сетей или же неготовность грамотно отвечать на негатив клиентов, что , в свою очередь, может нанести достаточно серьезный ущерб репутации и производственной эффективности компании.
Как пример возьмем фирму Volkswagen: скандал с выбросами нанес огромный удар по репутации данного бренда. EPA (агентство охраны окружающей среды) выявило, что немецкий автомобильный производитель обманывал тесты на выбросы в США, таким образом, автомобили производили примерно в 40 раз больше загрязнения, чем это разрешено. Компанию обвинили в обмане правительства США, своих клиентов, а также в создании угрозы для здоровья жителей Америки. Скандал был глобальным: в результате него пострадало около 11 миллионов автомобилей по всему миру. Из-за ложной информации на них посыпался шквал негативных отзывов от клиентов, к которым компания не была готова. Для компании данный скандал обернулся значительными многомиллионными издержками. (Рис. 1)
Рисунок 1. – Стоимость акций Volkswagen.
В результате скандала автомобильный концерн потерял около 5 млрд, и мы видим, что акции компании упали примерно на треть.
Таким образом, брендам важно осознавать, что то, как вы реагируете на своих клиентов и их отзывы, может значительно отразиться на том, насколько сильный ущерб будет нанесен вашей репутации. Тем не менее, если компания способна грамотно использовать социальные сети, то и они будут оказывать в основном положительное влияние на деятельность предприятия.
Несмотря на существование негативных сторон, большинство пользователей видят преимущества от использования цифровых технологий в социальных сетях в первую очередь именно для создания эффективной маркетинговой стратегии и грамотной рекламной кампании. Ниже на схеме 1 перечислены некоторые преимущества, которые могут быть особенно актуальны для молодых предпринимателей.
Схема 1. Основные преимущества для компаний.
Уже с 2005 года в сети Интернет стало возможным создавать новые средства для эффективной работы и коммуникации как для предприятий, так и для частных лиц, что, соответственно, и привело к такому стремительному развитию социальных сетей в дальнейшем.
Далее рассмотрим одну из самых популярных социальных сетей «Вконтакте». Недавно для этой соцсети было создано обновление, включающее в себя, например, следующие функции взаимодействия и коммуникации: раздел VK клипы, истории, а также расширенные возможности таргетированной рекламы. По некоторым данным средняя месячная аудитория выросла на 6,8 % год к году до рекордных 76,9 млн пользователей, количество новых сообществ в России увеличилось на 28 %, а охват социальной сети ВКонтакте в сентябре 2022 года составил уже 85 % интернет-аудитории.
После того, как продукты компании Meta Platforms, такие как Instagram и Facebook, были объявлены заблокированными, а ведение страниц в данных социальных сетях стало запрещено, многие стали переходить с этих площадок на использование telegram-каналов, т.к. эта площадка в итоге оказалась приоритетной для многих пользователей. В 2022 году Telegram продемонстрировал рекордные показатели: по относительному приросту авторов — 144 %, и по относительному приросту контента — 158 %.
Сегодня почти все компании стремятся дать о себе знать именно с использованием различных интернет-платформ. Компании, не использующие SMM-технологии в своей деятельности рискуют не идентифицировать себя среди большого количества пользователей социальных сетей, поскольку, согласно опросу Huffington Post, потребители чаще всего используют именно социальные сети, чтобы получить точное представление о товарах и услугах, которые они собираются приобрести.
За счет публичности социальные сети играют ключевую роль для бизнеса, большинство пользователей могут использовать их как некую книгу жалоб и отзывов о той или иной организации, и почти каждый опубликованный пост могут увидеть тысячи пользователей, что определенным образом скажется на электронной репутации компании. Ниже приведена некоторая статистика о публикации постов в различных социальных сетях, которые, соответственно, формируют какое-либо общественное мнение (Рис.2).
Рисунок 2. – Социальные медиа в России (Brand Analytics).
В подтверждение того, что социальные сети представляют собой идеальную платформу для обслуживания клиентов, рассмотрим Twitter как инструмент маркетинга в деятельности компании Apple: для Apple социальные сети как инструмент обслуживания клиентов оказались одним из главных аспектов современного маркетинга. Профиль их компании (@Apple Support) в такой социальной сети как Twitter был создан, чтобы иметь возможность предоставлять рекомендации и полезную информацию для потребителей в любое время. Несмотря на то, что эта учетная запись ориентирована на США, она позволяет получить ответы любому пользователю по всему миру.
Потребители часто обращаются к социальным сетям раньше традиционных каналов из-за более быстрого реагирования, то есть, разработав план обслуживания клиентов, который будет включать в себя минимальное время отклика на запрос, клиенты будут чувствовать себя услышанными и чаще будут прибегать к услугам вашего бизнеса.
Использование социальных сетей может также стать эффективным источником продаж, поскольку они содержат множество функций для данных задач, способных помочь даже начинающим предпринимателям. На рисунке 3 можно увидеть процент использования наиболее распространенных функций на онлайн-платформах среди торговцев.
Рисунок 3. – Функции социальных сетей, которые используют продавцы.
Таким образом, можно сделать вывод, что соцсети являются одним из самых быстрых подходов к распространению вашего бренда по всему миру без особых на то средств и затрат. Например, используя социальные сети и размещая там ссылки на веб-сайт вашей компании, вероятнее всего, вы сможете повысить позиции вашей компании в поисковых системах.
Подводя итоги данной работы, важно отметить, что развитие цифровых технологий и работа в социальных сетях обладают большим потенциалом для ведения компетентного бизнеса, в отличие от традиционных методов. Опираясь на тот факт, что в современное время количество зарегистрированных пользователей в социальных сетях стремительно растет, а сервисы и возможности постоянно улучшаются, можно сделать вывод, что маркетинг в социальных медиа на данный момент – один из самых эффективных инструментов для продвижения и развития своей компании.
Список использованной литературы
1. Аннушкина О. Е. Стратегия интернационализации: выбор российских компаний // Вестн. Российского государственного гуманитарного ун-та. 2022. No 18. С. 183–201/ [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13422384/ (дата обращения: 18.04.2024).
2. Алекса С. В., Володин Ю. В. Подходы к формированию методологии оценки эффективности разработки и внедрения мобильных приложений // Стратегии бизнеса. 2017. No 4(36). С. 15–22/ [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29009397/ (дата обращения: 19.04.2024).
3. Бервайз, П., Михан Ш. Просто лучше. Завоевывать и удерживать потребителей, предоставляя самое существенное / П. Бервайз, Ш. Михан. — Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики, 2005. — 218 c.
4. Гурцкая Б. Т. Продвижение продуктов с помощью SMM / Б. Т. Гурцкая, П. А. Меренкова // E-Scio. – – No 1 (40). – С. 294–303/ [Электронный ресурс].
– UR: https://elibrary.ru/item.asp?id=42500977/ (дата обращения: 02.05.2024).
5. Рыков Е. А., Кадина А. П. SMM и социальные сети: влияние на экономику и продвижение бизнеса // Экономика и бизнес: теория и практика. 2022. No 11–2: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smm-i- sotsialnye-seti-vliyanie-na-ekonomiku-i-prodvizhenie-biznesa (дата обращения: 26.04.2024).
6. Табашникова, К. С. Социальные сети как инструмент продвижения бизнеса на территории Российской Федерации в реалиях 2023 года / К. С. Табашникова, А. А. Яговцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — No 4 (451). — С. 436–438. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99462/ (дата обращения: 05.05.2024)
7. Широкова Г. В., Арепьева М. А, Молодцова М. Ю. Влияние социальных сетей на разных этапах развития предпринимательской фирмы: результаты анализа данных «Глобального мониторинга предпринимательства в России» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. Менеджмент. 2016. Вып. 3. С. 3–31/ [Электронный ресурс]. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12887330/ (дата обращения: 25.04.2024).
8. Василий, Чёрный Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2022 / Чёрный Василий. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://br- analytics.ru/blog/social-media-russia-2022/ (дата обращения: 29.04.2024).
9. Василий, Чёрный. Как изменились соцсети в марте 2022 года / Чёрный Василий. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://br- analytics.ru/blog/social-media-march-2022/ (дата обращения: 20.04.2024).
10.Анализ развития технико-экологического скандала в концерне // КиберЛенинка — Текст: электронный //: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-tehniko-ekologicheskogo- skandala-v-kontserne-volkswagen/viewer (дата обращения: 04.05.2024)
11. Влияние социальных сетей на рост компаний малого и среднего бизнеса // КиберЛенинка — Текст: электронный //: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sotsialnyh-setey-na-rost-kompaniy- malogo-i-srednego-biznesa?ysclid=lqjq7fuh36863518184 (дата обращения: 08.05.2024)
12.Социальные сети в России: цифры и тренды // brand analytics — Текст: электронный //: [сайт]. URL: https://brandanalytics.ru/blog/social-media- russia-2020/ (дата обращения: 24.04.2024)
13. Volkswagen: The scandal explained — Текст: электронный [сайт] // URL: https://www.bbc.com/news/business-34324772 (дата обращения: 01.05.2024).