Найти тему
ArmInfo

Подорожание услуг, уход в тень и закрытие бизнеса - неполный список <ожиданий> от пересмотра ставки налога с оборота

АрмИнфо. Доля малого-среднего бизнеса в ВВП Армении, по последним данным составляет порядка 25%. Между тем показатель в развитых странах обычно находится в пределах 50-60%. И вместо того, чтобы выработать дополнительные инструменты поддержки МСБ, власти РА идут на ужесточение условий в виде двойного увеличения ставки налога с оборота с дальнейшим отказом от системы в целом. Это говорит об отношении властей к сфере. Об этом заявил в беседе с корреспондентом АрмИнфо президент Ассоциации <Сотрудничества МСП> Акоп Авагян.

Эксперт напоминает, что на долю микро-, малых и средних предприятий (ММСП) приходится 90% предприятий, 60-70% занятости и 50% ВВП во всем мире. Будучи основой общества во всем мире, они вносят вклад в местную и национальную экономику. ММСП обладают потенциалом для преобразования экономики, создания рабочих мест и обеспечения справедливого экономического роста, если им будет оказана соответствующая поддержка.

В 2018 году доля малых-средних предприятий в ВВП оценивался в 24% и в 2021-м году, когда правительство Никола Пашиняна утверждало программу своей деятельности на будущее 5-летие, оно закрепило цель к 2026 году нарастить показатель до 55%, заметил Авагян. Тогда кабмин РА обязался осуществить последовательные шаги по устранению препятствий на этом пути. В частности, для инновационных предпринимателей обещали расширить инструментарий поддержки МСП, повысить доступность как к финансовым средствам, так и к навыкам, знаниям и связям.

В этом ключе МСБ-сообщество положительно восприняло возврат к необлагаемому НДС годовому обороту по линии налога с оборота (заменяет НДС и налог на прибыль) до 115 млн драмов с 1 января 2020 года Армения. Однако, затем правительство пошло на закрытие региональных центров Развития МСБ (впервые с 2002 года). Теперь же решило с октября 2024 года вдвое повысить ставку налога с оборота, а с 2025 года сузить рамки бенефициаров системы микропредприятий.  <2 мая с.г. кабмин принял законопроект, касающийся более 55 тыс хозяйствующих субъектов без надлежащего обсуждения. При этом мы не раз сигнализировали о том, что нельзя принимать такое ключевое решение, основываясь исключительно на официальных данных - должны быть проведены обсуждения с фокус-группами, с представителями МСП столицы и регионов, поскольку у них совершенно иные проблемы>, - подчеркнул глава НПО.

Акоп Авагян не верит в заверения Минфина о том, что у тех, кто сможет документально подтвердить свои расходы, налоговое бремя не только не увеличится, но даже, может быть, и снизится. <Бизнес не любит эмоций. Ряд сфер добровольно бы воспользовались данным положением, а оно уже есть, если бы у них была такая возможность. Но, есть сферы, где возможность налогового вычета в принципе невозможна, к примеру для перекупщиков на продуктовом рынке <Меймандар> или на ночном рынке <Малатия>. Помимо этого, на сегодня все еще есть товары, в частности из Турции, которые завозятся в РА обходными путями и которые не проходят надлежащее таможенное оформление>, - пояснил он.

Помимо этого, еще более ухудшится положение малых торговых точек, которые и так еле выдерживают конкуренцию с крупными торговыми сетями, которые диктуют правила на рынке. <Магазины в регионах, в условиях высокого налогового бремени и где изначально невозможно полное документирование расходов, которые до сих пор ведут торговлю <по долговым тетрадям>, закроются или уйдут в <тень>, - отметил эксперт.

Более того, отметил он, данный пересмотр сулит также опосредованное дополнительное финансовое бремя для хозяйствующих субъектов. Если ранее некоторые малые предприятия сами вели свой бухучет, то теперь им придется прибегать к помощи квалифицированного бухгалтера, что предполагает новые расходы.

Законодательная инициатива ударит также по адвокатскому сообществу Армении, заявил Авагян. Так, установив налог с оборота в размере 10% от прибыли уже с октября 2024 года, и введя общую систему налогообложения, включающую НДС в размере 20% и налог на прибыль в 18%, начиная с января 2025 года, приведет к резкому росту налогового бремени адвокатов. <А за это придется платить нам - рядовым гражданам, поскольку повышение ставки неизбежно приведет к подорожанию юридических услуг, как минимум на 30-40%>, - заметил он.

Авагян скептически отнесся также к ожиданиям Минфина относительно допдоходов госказны в результате принятия проекта в виде годового прироста поступлений по линии налога с оборота примерно в 17,8 млрд драмов. <Это возможно только при успешности данной реформы, а я утверждаю, что она провалится. Подобная попытка предпринимается не впервые, но в отличие от действующего кабмина, прежний шел на диалог и отказывался от <топорных методов>, - заявил он.

В связи с этим, отметил глава Ассоциации, мир уже давно придумал такой инструмент, как оценка воздействия актов законодательства. Данный инструмент позволяет оценивать последствия новой правовой нормы, основываясь не только на цифрах Минфина. Узнают с какими проблемами могут столкнуться перекупщики агропродукции, импортеры и производители сырья и т.д. И после сопоставления и сверки всех данных выводится возможное воздействие предлагаемой инициативы.

<К сожалению, мы до сих пор не имеем понятия о том, что значит для начинающего бизнеса альтернативный режим налогообложения, а в правительстве не задаются вопросом о том, если это так плохо, почему в соседней Грузии все еще действует данный режим, и почему в развитых странах, с весомой долей МСП в ВВП, сохраняется <упрощенка> для начинающего бизнеса>, - резюмировал президент Ассоциации МСБ.

Отметим, что в настоящее время налог с оборота платят хозяйствующие субъекты, чей годовой оборот не превышает 115 млн драмов. В эту группу входят предприятия МСБ, индивидуальные предприниматели и нотариусы. Речь, в частности, идет о выплатах 5% с оборота коммерческой деятельности и 3,5% - с производственной. Согласно данным Минфина, ранние исследования ведомства свидетельствовали о том, что два бизнеса, занимающиеся одной и той же деятельностью, оказываются в неравном положении - малое и среднее предпринимательство платит налог с оборота, крупный бизнес - налог на прибыль и НДС. В результате, эффективный налог, уплачиваемый МСП, составляет 3-4%, а крупный бизнес платит в 2-2,5 раза больше - 10%. Как результат, налогоплательщики пытаются любой ценой быть и оставаться в данной системе, в том числе скрывая реальные объемы реализации, или искусственно дробя бизнес, дабы не пересечь необлагаемый налогом на добавленную стоимость порог и не перейти в общую систему налогообложения.