В Институте истории и государственного управления Уфимского университета науки и технологий прошла презентация коллективной монографии «Шейх Зайнулла Расулев и суфийская культура народов Евразии». Ее авторы – ученые-исследователи мусульманской культуры, философии, литературы и истории, из университетов и научных учреждений Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, Махачкалы и Челябинска. В презентации приняли участие: президент Фонда Ибн Сины (Москва) Хамид Хадавимогаддам, старший научный сотрудник Института философии РАН Андрей Лукашев, ученые, среди которых авторы и редакторы монографии, религиозные и общественные деятели, педагоги и студенты.
Уникальная книга и новый центр
Коллективная монография «Шейх Зайнулла Расулев и суфийская культура народов Евразии» подготовлена по материалам состоявшейся в мае 2023 года одноимённой научно-практической конференции, приуроченной к 190-летию выдающегося религиозного мыслителя. Она издана в Уфе достаточно солидным для современных научных изданий тиражом – 500 экземпляров и посвящена не только различным аспектам жизни и деятельности Зайнуллы Расулева (1833–1917), выдающегося башкирского богослова, педагога, просветителя, духовного наставника (шейха) суфийского братства Накшбандия, но и историко-культурному и религиозному контексту его жизни: месту суфизма в традиционной культуре башкир и других народов Евразии, судьбам российского ислама, наследию шейха Зайнуллы Расулева в ХХ веке. Междисциплинарное освещение этих вопросов позволило реконструировать контекст формирования мировоззрения Зайнуллы Расулева, понять закономерности восприятия его образа современным массовым сознанием.
Открывая презентацию, директор Института истории и государственного управления УУНиТ Амина Уразова напомнила, что состоявшаяся год назад научно-практическая конференция собрала сотни участников – всех тех, кто помнит и чтит наследие Зайнуллы Расулева.
«Значение личности шейха Зайнуллы Расулева трудно переоценить. Его влияние распространялось не только на мусульман нашего региона, но и на мусульман Сибири, Дальнего Востока, Урала и Поволжья. Последователями Зайнуллы Расулева являлись Риза Фахретдинов, Мухаметсалим Уметбаев, Шайхзада Бабич и многие другие. Сегодня, когда в мире появляются деструктивные религиозные проявления, ученым, общественным деятелям важно рассказывать о суфийской традиции ислама», - отметила Амина Уразова, назвав суфизм объединяющим фактором, позволяющим людям понимать друг друга.
Почетным гостем мероприятия стал Хамид Хадавимогаддам. Возглавляемый им Фонд Ибн Сины, созданный в 2007 году, координирует деятельность исламоведческих центров России.
«В прошлом году нам представилась уникальная возможность принять участие в конференции, посвященной шейху Зайнулле Расулеву. В связи с этим хочу поздравить с выходом монографии. У суфизма в Иране большая история и сегодня многие исследователи изучают его. Они заинтересованы исследованием суфизма в Башкирии. Мы будем рады помочь в развитии сотрудничества между российскими и иранскими исследователями, в особенности изучения наследия шейха Зайнуллы Расулева. Сегодня, на встрече с ректором Уфимского университета мы обсуждали эти вопросы. Одним из направлений такого сотрудничества станет открытие в Уфе на базе УУНиТ центра иранистики. Надеюсь, в скором времени он начнет работу», - сообщил президент Фонда Ибн Сины.
Хамид Хадавимогаддам сделал университету уникальный подарок – точную копию единственной сохранившейся рукописи «Записки» Ибн Фадлана (арабский путешественник и писатель первой половины Х века) – одного из наиболее ранних свидетельств распространения ислама среди башкир, а также её перевода на персидский язык. Издание выполнено на бумаге ручной работы, изготовленной по той же технологии, что и во времена Ибн Фадлана. Чернила, которыми написана рукопись, также приготовлены по традиционному рецепту. Эта копия рукописи - единственный в России экземпляр (в мире их всего 100). Кроме того, Хамид Хадавимогаддам подарил университету издания, посвященные Ибн Фадлану. Он выразил надежду на дальнейшее продолжение сотрудничества.
Безграничное поле для исследований
Ведущий специалист Института истории и государственного управления УУНиТ, ответственный редактор монографии Искандер Саитбатталов подробно рассказал об издании и остановился на комплексе задач, стоящих перед нынешними и будущими исследователями наследия Зайнуллы Расулева. Он рассказал, что над монографией работали представители различных научных направлений: историки, филологи, философы, этнографы, документоведы, архивоведы и другие.
«Монография охватывает новые материалы о биографии Зайнуллы Расулева и его связях с различными деятелями науки и культуры, например Мифтахетдином Акмуллой, вопросы социальной активности представителей мусульманского мистицизма, суфиев в годы Гражданской войны и первые годы Советской власти. Здесь отражена очень интересная тема – каким богословом был шейх Зайнулла Расулев. Суфии – это люди, своим примером наставляющие других на путь истины. Однако Зайнулла Расулев был еще и человеком пишущим, далеко не все его тексты осмыслены исследователями», - рассказал Искандер Саитбатталов.
По словам ученого, осмысление личности и наследия Зайнуллы Расулева невозможно без анализа той исторической эпохи, в которой он жил, и более широкого контекста. Его выдающийся талант и авторитет подготовлен развитием культуры, мысли, сформировавшейся ранее в Башкирии, обусловлен влиянием других мыслителей, просветителей, ставших его предшественниками. Все это сделало Зайнуллу Расулева «духовным королем своего народа» - именно так назвал его современник, известный ученый-востоковед Василий Бартольд.
Искандер Саитбатталов обратил внимание на то, что разговор о шейхе Зайнулле Расулеве невозможен без понимания того, что было после его кончины в начале 1917 года. Исследования осложняются относительной закрытостью архивов, отсутствием в их фондах некоторых документов, которым ранее, возможно, не придавали значения. Не все направления духовной жизни башкирского и других народов нашли отражение в архивных фондах.
«Страницы развития суфизма в Башкирии в советское и постсоветское время мы только открываем. Шейх Зайнулла Расулев все еще продолжает задавать нам, ученым, множество вопросов. Первое, что бросается в глаза – отсутствие крупного монографического исследования о его жизни и деятельности. Есть лишь книга, изданная 20 лет назад, посвященная одному из эпизодов его деятельности в 1870-е годы. Полной биографии и исследований о том, как формировался его духовный авторитет, пока нет. У нас нет трудов о том, как выстраивался образовательный и воспитательный процесс в медресе «Расулия» и др.», - рассказал Саитбатталов.
Ученый обратился к присутствующим в зале студентам, призвав их посвятить свою деятельность в будущем изучению наследия шейха Зайнуллы Расулева. Он подчеркнул, что масштаб его личности таков, что «работы хватит на всю жизнь и даже гораздо больше».
Кроме того, Искандер Саитбатталов отметил, что, несмотря на государственную политику атеизма в советский период, в Башкирии исламские традиции продолжали передаваться от дедушек и бабушек к внукам и правнукам, в том числе и знание об идеях Зайнуллы Расулева, что делает республику уникальным регионом в плане сохранения религиозности и духовности и опровергает некоторые господствующие в мировой науке теории.
Идеи, не теряющие актуальности
Время идет, но идеи Зайнуллы Расулева живы в памяти башкирского народа. О значимости наследия этого духовного лидера для нас, живущих в XXI веке, рассказал «Башинформу» ведущий специалист Института истории и государственного управления Салават Хамидуллин.
«Зайнулла Расулев определил жизненный путь многих современников, в том числе известных людей. Он был не просто религиозным деятелем, а просветителем, выступал за переход от характерной в те годы для учебных заведений схоластики к широкому разностороннему образованию. Он хотел, чтобы в медресе изучали светские предметы, изучали русский язык. О результатах его деятельности можно судить по выпускникам его медресе «Расулия», среди которых Мажит Гафури и многие другие известные люди, - рассказал Салават Хамидуллин. – Сегодня на фоне развития ислама в мире и в нашей стране, изучая наследие Зайнуллы Расулева, принимая его идеи, мы говорим о приверженности традиционному исламу, который против конфликтов, направлен на познание бога, просвещение, выступает за уважение к другим конфессиям».
Совместными усилиями ученых, исследования столь актуальной для республики и страны проблематики будут продолжаться. В этом оказывают содействие такие организации, как Фонд Ибн Сины.
«Мы сотрудничаем с Уфимским университетом уже 5 лет. Работаем по разным направлениям: исследовательская, издательская, образовательная деятельность. Поддерживаем тесные связи с российскими и иранскими центрами образования и науки, устанавливаем контакты между университетами. Готовы активно развивать сотрудничество с УУНиТ и дальше», - поделился видением перспектив Хамид Хадавимогаддам.
Говоря о научном сотрудничестве ученых из Москвы и Башкирии в области исследования суфизма, Андрей Лукашев рассказал «Башинформу», что при поддержке Фонда Ибн Сины вышли две книги, посвященные суфизму в Башкирии, а ученые проявляют к этой теме большой интерес.
«В Институте философии РАН трудится мой коллега, замечательный ученый Ильшат Насыров, который является ведущим исследователем творчества Зайнуллы Расулева. Благодаря ему я познакомился с творчеством Расулева и использовал его идеи в своих работах, посвященных суфизму. Многие мои коллеги признают большое значение Зайнуллы Расулева как одного из классиков суфизма в России и изучают его наследие. Мы видим, что со стороны Башкирии есть заинтересованность в сотрудничестве в этой сфере с Ираном и столичными учеными. Это приятно и дает надежду на дальнейшую плодотворную работу», - рассказал Андрей Лукашев.
Справка
Шейх Зайнулла Расулев (1833–1917) – выдающийся башкирский богослов, педагог, просветитель, духовный наставник (шейх) суфийского братства Накшбандия. Родился в деревне Шарипово (ныне Учалинский район РБ), происходил из башкирского клана Кувакан. Был настоятелем 5-й соборной мечети города Троицка (ныне Челябинская область), основал при ней медресе «Расулия», в программе которой сочетались новые методы обучения и сохранение традиционной духовности, а среди студентов были не только башкиры, казахи и татары, но и жители Центральной Азии и Кавказа. С деятельностью Зайнуллы Расулева связано духовное возрождение башкирского народа на рубеже XIX—XX веков, духовное становление национальной интеллигенции Башкортостана и Казахстана, формирование облика традиционного ислама народов России.
Дело Зайнуллы Расулева было продолжено его сыном Габдрахманом (1881–1951), занимавшим в 1936–1951 годах пост муфтия Центрального духовного управления мусульман России. Он возглавил духовное управление в пору жесточайших гонений против религии и смог не только сохранить его, но и умножить число мечетей в стране, возобновить мусульманское книгопечатание, добиться регулярного направления мусульман в хадж. Именно он был инициатором ряда обращений к мусульманам страны с призывом встать на защиту Родины от нацистских захватчиков, объявлением священной войны германскому фашизму и лично пожертвовал 50 тысяч рублей на строительство танковой колонны. Духовные преемники Габдрахмана Расулева продолжали наставническую деятельность в Башкирии и сопредельных регионах до новейшего времени.