Найти тему

Укротитель немецких кошек: советский тяжелый танк ИС-2.

Оглавление

Когда речь идет про танковые прорывы Красной армии в памяти всегда ряды Т-34, которые на полном ходу сближаются с противником. Но самым грозным танком к концу Великой Отечественной войны стал тяжелый танк ИС-2. В этой статье будет общая информация о разработке этой грозной машины, его технических характеристиках и боевом применении.

грозный ИС-2 рядом с поверженным противником
грозный ИС-2 рядом с поверженным противником

История разработки и описание конструкции.

ИС-2 (расшифровывается как Иосиф Сталин, «2» – соответствует второй модели танка этого семейства) был уникальной боевой машиной. Это едва ли не единственный советский танк, который был построен с нуля в годы Второй мировой войны, а не являлся развитием еще довоенных разработок. Танк ИС был абсолютно новой боевой машиной, которая не имела ничего общего с тяжелыми танками КВ за исключением некоторых деталей подвески и торсионных валов. Всего с конца 1943 по 1945 год советская промышленность сумела выпустить 3395 тяжелых танков ИС-2.

О разработке нового тяжелого танка пришлось задумываться весной 1942 года. К этому времени КВ-1 и даже КВ-1С перестали устраивать военных. Именно тогда на полях сражений наши танкисты столкнули с модернизированными PzKpfw IV и самоходные установки StuG III с усиленным бронированием и более совершенными орудиями. 76-мм пушки КВ-1 и Т-34 уже не могли поражать новую бронетехнику вермахта. Появление "Пантер" и "Тигров I" окончательно убедило командование в необходимости работ над новым тяжелым танком.

Ж. Я. Котин — советский инженер и конструктор танков. С 1937 года был главным конструктором ленинградского Кировского завода, возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-1 и КВ-2.
В годы Великой Отечественной войны был главным конструктором Челябинского тракторного завода, заместителем наркома танковой промышленности СССР.
Являлся одним из создателей танка ИС-2, самоходных установок СУ-152 и ИСУ-152
Ж. Я. Котин — советский инженер и конструктор танков. С 1937 года был главным конструктором ленинградского Кировского завода, возглавлял работы по созданию тяжёлых танков КВ-1 и КВ-2. В годы Великой Отечественной войны был главным конструктором Челябинского тракторного завода, заместителем наркома танковой промышленности СССР. Являлся одним из создателей танка ИС-2, самоходных установок СУ-152 и ИСУ-152

Проект новой боевой машину курировал Жозеф Котин. Он, как отец семейства танков КВ, уже имел огромный опыт в проектировании тяжелых танков. Непосредственно работами над ИС-2 руководил Николай Шашмурин, которого Котин очень хорошо знал еще с 1930-х годов по совместной работе на Кировском заводе в Ленинграде.

Николай Фёдорович Шашму́рин (1910—1996 — советский конструктор танков. Лауреат двух Сталинских премий) на фона памятника Ис-2
Николай Фёдорович Шашму́рин (1910—1996 — советский конструктор танков. Лауреат двух Сталинских премий) на фона памятника Ис-2

Первое время военные думали, что машины с 85-мм орудием будет достаточно. Постановление ГКО № 2943сс от 24 февраля 1943 года Челябинскому Кировскому заводу и Опытному танко-моторному заводу № 100 Наркомата танковой промышленности (так к этому времени стал именоваться Опытный ЧТЗ завод в г. Челябинске) предписывало на базе опытного тяжелого танка "КВ-13" изготовить и представить на государственные испытания два опытных образца танков "Иосиф Сталин" («ИС»). Весной – летом 1943 года в Челябинске на Кировском заводе изготовили опытный образец – "ИС-85". Его вооружение состояло из 85-мм пушки Д-5Т (варианта пушки Д-5С, разработанной для САУ СУ-85) и трех 7,62-мм пулеметов ДТ. После госиспытаний и некоторых дора­боток тяжелый танк  "ИС-85" приняли на вооружение Красной армии постановлением ГКО № 4043сс от 4 сентября 1943 года, в октябре он пошел в производство. Однако работы по совершенствованию этой машины продолжались. Первым идею вооружения танка "ИС" орудием более крупного калибра, чем 85 мм, высказал директор и главный конструктор завода № 100 Ж.Я. Котин.

ИС-85, он же ИС-1
ИС-85, он же ИС-1

Осенью 1942 года в руках советских военных и конструкторов оказался почти целый новейший немецкий тяжелый танк "Тигр". К сожалению, немцы успели демонтировать с танка часть оборудования. Позднее в январе 1943 года также под Ленинградом советские солдаты смогли захватить танк, с которого немцы не только не успели снять или уничтожили приборы,прицелы и орудие, но и оставили вместе с танком технический паспорт. Всё это очень ускорило работы над советскими тяжелыми боевыми машинами.

заметка о захвате "Тигра"
заметка о захвате "Тигра"

Советским войскам очень нужен был тяжелый танк с пушкой, которая позволяла бы поражать даже самые хорошо защищенные цели. После полигонных обстрелов захваченных «Тигров» стало ясно, что необходимо повышать калибр орудий. За это пришлось платить увеличением габаритов и массы боевой машины.

На типичной для танкового боя Великой Отечественной войны дистанции среднюю бронетехнику противника могло поразить и 85-мм орудие, но с тяжелобронированными машинами были проблемы. На дистанции 500-1000 метров калиберный бронебойный снаряд 85-мм пушки мог пробить лобовую броню "Тигра" только при углах попадания близких к прямым. Котин и команда конструкторов, решились на использование 122-мм пушки.

За базовую модель была взята 122-мм корпусная пушка А-19, которая была хорошо освоена советской промышленностью. Осенью 1943 года был готов эскизный проект нового тяжелого танка со 122-мм орудием.

пушка А-19 калибра 122 мм, которая послужила отправной точкой для танкового орудия Д-25Т
пушка А-19 калибра 122 мм, которая послужила отправной точкой для танкового орудия Д-25Т

Он впечатлил сначала наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и самого Сталина. Еще больший фурор новая боевая машина произвела на участников испытаний на полигоне. Из нового тяжелого танка расстреляли трофейную "Пантеру". С дистанции 1400 метров 122-мм тупоголовый бронебойный снаряд БР-471Б уверенно пробивал броню немецкого "хищника". Попадание такого снаряд в лоб башни не только её пробивало. но и сорвало башню "Пантеры" с погона на 500 мм относительно оси вращения.

Но танк имел недостатки. Во-первых, очень небольшая скорострельность – всего 1,5-3 выстрела в минуту из-за раздельно-гильзового заряжания. Оно не позволяло вести интенсивный огонь по противнику и ограничивала возможности танка в борьбе с вражеской бронетехникой. Другой не менее серьезной проблемой был небольшой боекомплект (всего 28 снарядов). Но даже несмотря на имеющиеся недостатки, куда лучшая по сравнению со всеми средними танками живучесть и главное – очень мощное орудие – искупали недостатки машины и в декабре 1943 года ИС-2 пошел в серию.

ИС-2 на платформах для отправки на фронт
ИС-2 на платформах для отправки на фронт

Описание конструкции.

ИС-2 имел классическую для советского танкостроения компоновку, с кормовым расположением трансмиссии. Экипажа тяжелого танка состоял из четырех человек. Но не совсем обычным, в него входили два офицера - командира танка и старший механик-водитель, и два сержанта - наводчик орудия и заряжающий (он же младший механик-водитель).

чертеж ИС-2 в разных проекциях
чертеж ИС-2 в разных проекциях

Носовую часть корпуса отдали отделению управления, в котором размещались: сиденье механика-водителя (смонтированное по центру), два топливных бака, приводы управления танком и  контрольные приборы. В боевом отделении, за отделением управления, в средней части корпуса танка, монтировались: сиденья заряжающего (справа от пушки), командира башни (наводчика) (слева от пушки), командира танка (за наводчиком), а также курсовой пулемет, основная часть боекомплекта.

-9

Над боевым отделением располагалась башня, в которой разместили вооружение, прицелы и приборы наблюдения, часть боекомплекта, радиостанция, механизмы поворота башни, вентилятор боевого отделения.

За боевым отделением, после специальной перегородки, находилось – моторное. Для удобства ремонта и обслуживания агрегатов моторно-трансмиссионной группы крышу моторно-трансмиссионного сделали съемной, а верхнюю кормовую бронеплиту можно было откинуть на петлях.

моторное, оно же силовое, отделение тяжелого танка ИС-2
моторное, оно же силовое, отделение тяжелого танка ИС-2

По центру моторного отделения на кронштейнах устанавливался двигатель. По обе стороны от него, по бортам, располагались: справа - топливный, слева - масляный баки; над ними - масляные радиаторы, а в передней части моторного отделения (по бортам) - воздухоочистители "Мультициклон".

В кормовой части танка, в трансмиссионном отделении монтировались: главный фрикцион, центробежный вентилятор, коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи.

"голый" корпус ИС-2
"голый" корпус ИС-2

Корпус танка был жесткой броневой "коробкой", сваренной из катаных бронеплит толщиной 90, 60, 30 и 20 мм. Носовая часть и подбашенная коробка корпуса это литые детали, днище, борта, корма и крыша корпуса - катаные. Литая носовая часть бронекорпуса на танках «ИС-2» образца 1943 года
была ступенчатой формы и имела толщину от 60 до 120 мм.

Боевое применение.

К концу Великой Отечественной войны полководцы уже четко понимали, как именно использовать тяжелые танки. Эти грозные боевые машины первоначально объединяли в отдельные тяжелые танковые полки. Учитывая важность решаемых ими задач, им часто "авансом" присваивали звание гвардейских. В наступательных операций тяжелый танковый полк ИС-2 можно назвать тузом в рукаве командира танкового корпуса. Каждый такой полк состоял из 4-х рот по 5 боевых машин и танка командира полка (всего 21 танк).

В декабре 1944 года начали формировать отдельные гвардейские тяжелые танковые бригады. Они отвечали за прорыв сильно укрепленных оборонительных рубежей и борьбы с танковыми группировками противника.

реконструкция танкового десанта на броне ИС-2
реконструкция танкового десанта на броне ИС-2

В наступлении ИС-2 прикрывали фланги и боролись с контратаками немецких танков. Как правило, они двигались позади боевых порядков либо отдельными группами, либо колонной. Еще одной важной задачей был захват важный узлов дорог и отдельных опорных пунктов противника. Обычно для этих целей танковой бригаде придавался взвод или даже рота ИСов, которая поддерживала машины первого эшелона. Тяжелые танки двигались линией в 200-300 метрах от «тридцатьчетверок», которые шли первыми. Для немецких танков, пытавшихся контратаковать Т-34 или обстрелять их из засады, встреча с ИС-2 могла обернуться неприятным сюрпризом. Даже осколочно-фугасный пушки Д-25Т при удачном попадании мог вывести из строя немецкий танк или его экипаж.

После взлома немецкой обороны более подвижные "тридцатьчетверки№ шли вглубь прорыва, а "исы" вместе с пехотой перемалывать противника.

ИС-2 с пехотой на броне
ИС-2 с пехотой на броне

В обороне тяжелые танки ИС-2 отражали атаки немецкой бронетехники, подавляли его артиллерию и огневые точки. Обычно танки выдвигались в район вероятной атаки немцев и выстраивались в шахматном порядке на участке от 1,5 до 2-х километров в ширину и до 3-х километров в глубину. Иногда использовали иную тактику: несколько тяжелых танков ИС располагались на переднем крае вместе с Т-34, а основные силы держали в тылу, чтобы контролировать все возможные пути и направления атаки противника.

Залогом успешных действий тяжелых танков ИС-2 в боевых условиях была постоянная и тщательная разведка местности. Перед боем танкисты тщательно к нему готовились, все офицеры получали карты, с нанесенной на них известной обстановкой, а экипажи боевых машин, вплоть до каждого механика-водителя, знакомились с передним краем неприятельской обороны и местности. Экипаж каждого танка ИС-2 должен был знать схему действий своей боевой машины и полка во время прорыва обороны. Танкисты отмечали, что новый тяжелый танк был достаточно надежной машиной. При умелом уходе он мог пройти без происшествий до 100 километров в сутки, существенно перекрывая гарантию 520-сильного дизельного двигателя В-2ИС по моточасам.

ИС-2 хорошо показали себя во время городских боев в Европе. Расчистка городских улиц и подавление огневых позиций противника, по словам историков, представляли для обороняющихся гитлеровцев настоящий Армагеддон.

-14

ИС-2 мог на полном ходу врезаться в уличные баррикады, давить гусеницами наспех составленные укрепления и позиции, а там где мощности его двигателя не хватало, в дело вступал главный аргумент – 122-мм пушка. Особенно с расчетами обнаруженных противотанковых орудий противника и ствольной артиллерией советские танкисты не церемонились. А верхние этажи зданий, на которых засели обороняющиеся, могли стать для них братской могилой после попадания 122-мм осколочно-фугасного снаряда. Одного выстрела из пушки Д-25Т обычно хватало, чтобы закрыть вопрос с продвижением вперед небольшой группы из одного-двух танков и пехоты сопровождения вглубь города.

Заключение.

До конца войны советская промышленность выпустила 3385 штук ИС-2, что сделало эту машину самым массовым тяжелым танком прорыва Второй мировой войны. Для сравнения: «Тигров» Германия успела построить всего 1347 штук, а «Королевских тигров» и того меньше – 489 единиц. Британский «Черчилль» был выпущен в большем количестве – более 5500 экземпляров, но он был пехотным танком, несопоставимым по своим возможностям с «исами».

ИС-2 в сборочном цеху
ИС-2 в сборочном цеху

На вооружении армии СССР, а потом и России модернизированные ИС-2 стояли до 1995 года. И пусть в последние годы свое службы, им отвели роль долговременных пушечных или подвижных огневых точек, но сам факт такой долгой службы танка говорит о многом. И прежде всего о том, что осенью 1943 года советским танкостроителям удалось создать машину, отвечавшую требованиям не только Второй мировой, но и будущих войн.

ИС-2 перед парадом Победы в 1945 году
ИС-2 перед парадом Победы в 1945 году

***************************************************************************************

P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:

Донат на карту: 2200 7001 4990 8369

Или оформите ежемесячную подписку

Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!