Найти тему

Эй, кто там кричит о правой? Левой, левой, левой!

Все знают, что мир не особенно приспособлен для леворуких людей. По-хорошему, им требуются специальные прописи в школе, бытовые инструменты "под левую руку", другое освещение при работе и т. п. Мне самой, например, повезло быть мягко переученной в раннем детстве, и теперь левой рукой я не умею только писать и рисовать. Всё, с чем я могу столкнуться по этому поводу со стороны окружающих, - любопытство, когда что-то делаю "одной левой". Но если бы я жила в Гане, мне было бы гораздо сложнее (хотя в других аспектах порой веселее).

Фото pulse,com.gh
Фото pulse,com.gh

Местное население недолюбливает и опасается леворуких. По этой самой причине один из ныне действующих ганских королей, Сефас Коси Банса, унаследовал трон в обход своих старших родственников: у него была ведущая правая сторона. Казалось бы, для королей подобные суеверия не должны быть важны. Но именно в королевских семьях это не суеверие!

Ганская газета Pulse дает следующие разъяснения (почему они сейчас остро нужны, мы поймем дальше):

В Гане, столетия назад, когда кто-то хотел отравить короля или другую видную персону, яд прятали под ногтем большого пальца левой руки. Чтобы реализовать коварный замысел, достаточно было будто случайно окунуть большой палец в еду, подавая миску. Поскольку левой рукой большинство людей пользуется меньше, вероятность потерять яд по ходу дела была невелика.

Со временем действия, совершенные левой рукой, стали ассоциироваться с предательством и опасностью, а леворукие люди - с интриганством и заговорами. В результате левая рука стала считаться нечистой, и возникло правило - передавать пищу только правой рукой.

Сейчас многие считают, что это простые гигиенические соображения, пришедшие вместе с исламским этикетом: правой рукой мусульманам запрещено совершать нечистые действия. Но предубеждение против левой руки возникло в Западной Африке еще в доисламские времена и сохраняется до сих пор.

Кстати, король Сефас Коси Банса постоянно проживает в Германии, имеет там собственный автосервис и варит пиво, а своим народом правит онлайн. А что? Мало ли и у нас после пандемии начальства, которое подобным же образом руководит, чем африканский король хуже? Главное, чтобы не левой рукой!
Для справки:

Сефас Коси Банса, 1948 г. рождения, — правитель области Гби в Гане, представитель народа эве, родственного народам фон, га, уачи и аджа. Численность эве составляет более 3 млн человек. Среди эве есть мусульмане, христиане, последователи традиционных культов.

Сефас Коси Банса уехал в Германию в ранней юности, в 1970 г., учился и работал там, а королем стал через 17 лет, в 1987 г. и правит до сих пор.

Получив королевский титул, Банса начал активно улучшать благосостояние своего народа: благодаря его деньгам и руководству в области Гби появляются школы, мосты, больницы, колодцы, водяные насосы и автомобили. Раз в два месяца он обязательно посещает Гану в личном порядке, часто - со своей женой-немкой. У них двое детей.

Король с женой, фото из немецкой газеты "Африканский курьер"
Король с женой, фото из немецкой газеты "Африканский курьер"

На досуге король выпускает диски со своей музыкой, время от времени участвует в шоу талантов и спортивных состязаниях - в общем, ввязывается в любую движуху. Деньги от этой деятельности он отправляет в Гану на благотворительность. Он говорит, что спорт был важен для него не только в плане физического здоровья, занятия помогали ему найти новых друзей.

Король танцует в Берлине в Национальный день Ганы, фото из немецкой газеты "Американский курьер"
Король танцует в Берлине в Национальный день Ганы, фото из немецкой газеты "Американский курьер"

Внимание мировой общественности король привлек в 2014 году, когда его немецкий дом ограбили и унесли четыре золотых короны общей стоимостью около 20 тысяч евро. Тут-то всем и стало очень интересно, кто он такой, и о нем даже вышла книжка "Король в синем комбинезоне".

Фото - Ulrich Steudel, немецкие СМИ
Фото - Ulrich Steudel, немецкие СМИ

А вот что рассказывает на своем сайте уважаемый в Гане доктор медицины Кофи Эффа:

Мой четырнадцатилетний сын леворукий. Этим вечером, когда я уезжал из Аккры в Баттор, чтобы начать новую рабочую неделю, он сказал мне, что ему на что-то нужны деньги. Я дал ему деньги. Он подсознательно взял это левой рукой. Я спросил его, почему он так сделал. Он почувствовал себя неловко и хотел правой рукой вернуть мне деньги и снова взять их правой рукой. Я остановил его. Он спросил меня, почему он не может взять что-то у меня (или у кого-то другого, особенно у пожилого человека) левой рукой. Я сказал, что мы обсудим это на следующей неделе. Я с нетерпением жду интересной дискуссии.

Одна из больниц в Гане, где практикует Кофи Эфа, фото из ганских СМИ
Одна из больниц в Гане, где практикует Кофи Эфа, фото из ганских СМИ

Культура Ганы неодобрительно относится к использованию левой руки. В Акане даже есть поговорка, которая переводится как “Ты не должен указывать на родной город своего отца левой рукой”. Есть много вещей, для выполнения которых использование левой руки в нашей культуре считается оскорблением. На самом деле, если вы используете левую руку ‘неправильно’ в некоторых дворцах, вас могут попросить принести жертву [чтобы умилостивить какого-нибудь бога (богинь)]. Оправдано ли все это?

Я несколько раз писал о леворукости, подчеркивая несправедливость, с которой сталкиваются левши в нашей части мира.

Мы живем в мире, где главенствует правая рука. Гладильные доски, дверные ручки и многие другие вещи в домах размещают, думая только о правшах. Типичные ножницы сделаны таким образом, что ими трудно резать левой рукой.

Доктор Эффа дает интервью, фото asaaseradio.com
Доктор Эффа дает интервью, фото asaaseradio.com

Несколько лет назад мой сын представлял свою школу на конкурсе. Сначала им приходилось использовать счеты, а затем пальцы, чтобы очень быстро выполнять вычисления. Ему было трудно, потому что его заставляли держать карандаш правой рукой. Это замедлило его, и это было соревнование, основанное на скорости. В конце концов, ему разрешили держать карандаш левой рукой.

Мой сын хочет стать врачом, как его отец. Я желаю ему всего наилучшего. Я вижу, что в этой области он станет намного лучше, чем я. Многие врачи Ганы (я не исключение) с трудом выполняют некоторые медицинские процедуры, потому что мы с трудом пользуемся левыми руками. Наша ‘культурная ориентация’ сделала наши левые руки ‘неживыми’. Когда вы наблюдаете, как типичный врач из Ганы, например, выполняет лапароскопию, вы видите большой недостаток. Мы с трудом пользуемся левыми руками. Именно здесь леворукие врачи из Ганы, которые вынуждены пользоваться правой рукой, имеют преимущество, потому что многие из них подсознательно становятся двурукими.

Доктор Эффа (справа) с коллегами, источник - LinkedIn
Доктор Эффа (справа) с коллегами, источник - LinkedIn

На следующей неделе у меня запланирован разговор с моим сыном. Что я собираюсь ему сказать – что он может пользоваться левой рукой при общении со старейшинами и вождями? Что я ему скажу, если он спросит о причинах возникновения нашей культуры? Я должен сказать ему, что нашим предкам и богу (ам) это просто не нравится?

Возвращаясь к разъяснениям, данным газетой Pulse, можно было бы успокоить доктора и его семью: предкам и богам абсолютно все равно, какой рукой и что делается, лишь бы людям во благо!

С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)