Все знают, что мир не особенно приспособлен для леворуких людей. По-хорошему, им требуются специальные прописи в школе, бытовые инструменты "под левую руку", другое освещение при работе и т. п. Мне самой, например, повезло быть мягко переученной в раннем детстве, и теперь левой рукой я не умею только писать и рисовать. Всё, с чем я могу столкнуться по этому поводу со стороны окружающих, - любопытство, когда что-то делаю "одной левой". Но если бы я жила в Гане, мне было бы гораздо сложнее (хотя в других аспектах порой веселее).
Местное население недолюбливает и опасается леворуких. По этой самой причине один из ныне действующих ганских королей, Сефас Коси Банса, унаследовал трон в обход своих старших родственников: у него была ведущая правая сторона. Казалось бы, для королей подобные суеверия не должны быть важны. Но именно в королевских семьях это не суеверие!
Ганская газета Pulse дает следующие разъяснения (почему они сейчас остро нужны, мы поймем дальше):
В Гане, столетия назад, когда кто-то хотел отравить короля или другую видную персону, яд прятали под ногтем большого пальца левой руки. Чтобы реализовать коварный замысел, достаточно было будто случайно окунуть большой палец в еду, подавая миску. Поскольку левой рукой большинство людей пользуется меньше, вероятность потерять яд по ходу дела была невелика.
Со временем действия, совершенные левой рукой, стали ассоциироваться с предательством и опасностью, а леворукие люди - с интриганством и заговорами. В результате левая рука стала считаться нечистой, и возникло правило - передавать пищу только правой рукой.
Сейчас многие считают, что это простые гигиенические соображения, пришедшие вместе с исламским этикетом: правой рукой мусульманам запрещено совершать нечистые действия. Но предубеждение против левой руки возникло в Западной Африке еще в доисламские времена и сохраняется до сих пор.
Кстати, король Сефас Коси Банса постоянно проживает в Германии, имеет там собственный автосервис и варит пиво, а своим народом правит онлайн. А что? Мало ли и у нас после пандемии начальства, которое подобным же образом руководит, чем африканский король хуже? Главное, чтобы не левой рукой!
Для справки:
Сефас Коси Банса, 1948 г. рождения, — правитель области Гби в Гане, представитель народа эве, родственного народам фон, га, уачи и аджа. Численность эве составляет более 3 млн человек. Среди эве есть мусульмане, христиане, последователи традиционных культов.
Сефас Коси Банса уехал в Германию в ранней юности, в 1970 г., учился и работал там, а королем стал через 17 лет, в 1987 г. и правит до сих пор.
Получив королевский титул, Банса начал активно улучшать благосостояние своего народа: благодаря его деньгам и руководству в области Гби появляются школы, мосты, больницы, колодцы, водяные насосы и автомобили. Раз в два месяца он обязательно посещает Гану в личном порядке, часто - со своей женой-немкой. У них двое детей.
На досуге король выпускает диски со своей музыкой, время от времени участвует в шоу талантов и спортивных состязаниях - в общем, ввязывается в любую движуху. Деньги от этой деятельности он отправляет в Гану на благотворительность. Он говорит, что спорт был важен для него не только в плане физического здоровья, занятия помогали ему найти новых друзей.
Внимание мировой общественности король привлек в 2014 году, когда его немецкий дом ограбили и унесли четыре золотых короны общей стоимостью около 20 тысяч евро. Тут-то всем и стало очень интересно, кто он такой, и о нем даже вышла книжка "Король в синем комбинезоне".
А вот что рассказывает на своем сайте уважаемый в Гане доктор медицины Кофи Эффа:
Мой четырнадцатилетний сын леворукий. Этим вечером, когда я уезжал из Аккры в Баттор, чтобы начать новую рабочую неделю, он сказал мне, что ему на что-то нужны деньги. Я дал ему деньги. Он подсознательно взял это левой рукой. Я спросил его, почему он так сделал. Он почувствовал себя неловко и хотел правой рукой вернуть мне деньги и снова взять их правой рукой. Я остановил его. Он спросил меня, почему он не может взять что-то у меня (или у кого-то другого, особенно у пожилого человека) левой рукой. Я сказал, что мы обсудим это на следующей неделе. Я с нетерпением жду интересной дискуссии.
Культура Ганы неодобрительно относится к использованию левой руки. В Акане даже есть поговорка, которая переводится как “Ты не должен указывать на родной город своего отца левой рукой”. Есть много вещей, для выполнения которых использование левой руки в нашей культуре считается оскорблением. На самом деле, если вы используете левую руку ‘неправильно’ в некоторых дворцах, вас могут попросить принести жертву [чтобы умилостивить какого-нибудь бога (богинь)]. Оправдано ли все это?
Я несколько раз писал о леворукости, подчеркивая несправедливость, с которой сталкиваются левши в нашей части мира.
Мы живем в мире, где главенствует правая рука. Гладильные доски, дверные ручки и многие другие вещи в домах размещают, думая только о правшах. Типичные ножницы сделаны таким образом, что ими трудно резать левой рукой.
Несколько лет назад мой сын представлял свою школу на конкурсе. Сначала им приходилось использовать счеты, а затем пальцы, чтобы очень быстро выполнять вычисления. Ему было трудно, потому что его заставляли держать карандаш правой рукой. Это замедлило его, и это было соревнование, основанное на скорости. В конце концов, ему разрешили держать карандаш левой рукой.
Мой сын хочет стать врачом, как его отец. Я желаю ему всего наилучшего. Я вижу, что в этой области он станет намного лучше, чем я. Многие врачи Ганы (я не исключение) с трудом выполняют некоторые медицинские процедуры, потому что мы с трудом пользуемся левыми руками. Наша ‘культурная ориентация’ сделала наши левые руки ‘неживыми’. Когда вы наблюдаете, как типичный врач из Ганы, например, выполняет лапароскопию, вы видите большой недостаток. Мы с трудом пользуемся левыми руками. Именно здесь леворукие врачи из Ганы, которые вынуждены пользоваться правой рукой, имеют преимущество, потому что многие из них подсознательно становятся двурукими.
На следующей неделе у меня запланирован разговор с моим сыном. Что я собираюсь ему сказать – что он может пользоваться левой рукой при общении со старейшинами и вождями? Что я ему скажу, если он спросит о причинах возникновения нашей культуры? Я должен сказать ему, что нашим предкам и богу (ам) это просто не нравится?
Возвращаясь к разъяснениям, данным газетой Pulse, можно было бы успокоить доктора и его семью: предкам и богам абсолютно все равно, какой рукой и что делается, лишь бы людям во благо!
С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)