Найти тему
Научные статьи

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Гречуха А. И.

Студентка 3 курса, факультета Экономики и финансов Северо-западного института управления - филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Попова В. Е.

Студентка 3 курса, факультета Экономики и финансов Северо-западного института управления - филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Арапова Л. А.

К.э.н., доцент кафедры УСТиГБ, Северо-западного института управления - филиал РАНХиГС, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в данной статье рассмотрена транспортная инфраструктура Санкт-Петербурга, ее влияние на развитие города и рассмотрены перспективы развития города.

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, инфраструктура, развитие, Санкт-Петербург, транспорт, общественный транспорт.

TRANSPORT INFRASTRUCTURE FOR THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE REGIONS

Grechukha A. I.

3rd year student, Faculty of Economics and Finance, Northwestern Institute of Management - branch of RANEPA, St. Petersburg

Popova V. E.

3rd year student, Faculty of Economics and Finance, Northwestern Institute of Management - branch of RANEPA, St. Petersburg

Arapova L. A.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Computer Science and State Security Northwestern Institute of Management - branch of RANEPA, St. Petersburg

Abstract: this article examines the transport infrastructure of St. Petersburg, its impact on the development of the city and considers the prospects for the development of the city.

Keywords: transport infrastructure, infrastructure, development, St. Petersburg, transport, public transport.

В современном мире в условиях глобализации и урбанизации транспортная инфраструктура начинает обретать все более важное значение в развитии городов и регионов, а также страны в целом. При условии грамотно выстроенной транспортной инфраструктуры будет отмечаться устойчивое развитие региона за счет того, что наладятся логистические процессы между городами, регионами и странами. Важность развития транспортной инфраструктуры региона или города состоит в том, что в большом городе остро ощущается необходимость пользования общественным транспортом для того, чтобы добраться из дома в школу, на учебу, работу и другие места. Транспортная инфраструктура напрямую влияет на качество жизни населения.

В транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и на прогнозный период до 2035 года обозначены стратегические цели, которых необходимо достичь. Они представлены на рисунке 1.

Рис. 1. – Стратегические цели транспортной стратегии РФ до 2035 года

Цели, которые необходимо достичь:
1. Цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное введение в оборот новых технологий;

2. Увеличение мобильности населения;

3. Увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий;

4. Увеличение пространственной связанности и транспортной доступности территорий.

Помимо этого, обозначены цели, достижение которых должно обеспечить повышение качества жизни:

1. Увеличение качества транспортных услуг в области скорости обслуживания;

2. Увеличение транспортной доступности для граждан;

3. Увеличение качества транспортных услуг в области комфортности и безопасности;

4. Создание транспортной инфраструктуры для развития туризма внутри региона;

5. Увеличение доступности услуг транспорта для граждан, которые проживают в удаленных и труднодоступных территориях. [1]

В нормативно-правовых актах, регулирующих транспортную инфраструктуру, не названо ее определения, а всего лишь дается список объектов, которые к ней относятся. Объектами транспортной инфраструктуры являются: автомобильные дороги, аэропорты, тоннели, эстакады, вокзалы, мосты, железнодорожные, водные и трамвайные пути.

Однако постараемся сами вывести определение транспортной инфраструктуры. Транспортная инфраструктура — это совокупность транспорта и транспортных служб в регионе, которые необходимы для нормального функционирования логистики между городами и внутри городов и обеспечения высокого уровня жизни граждан за счет высокого уровня перевозок.

Для исследования транспортной инфраструктуры был выбран город Санкт-Петербург. Санкт-Петербург - город федерального значения, в котором располагается 7 портов, 41 автовокзал, 1 пассажирский аэропорт “Пулково”, метрополитен. [9] Также в Санкт-Петербурге действует большое количество наземного транспорта: трамваи, скоростные трамваи, троллейбусы, автобусы.

Согласно транспортной стратегии Санкт-Петербурга до 2025 года целью стратегии является “формирование сбалансированной транспортной системы Санкт-Петербурга, обеспечивающей высокое качество городской среды и жизни населения Санкт-Петербурга, повышение привлекательности транспортной системы Санкт-Петербурга, усиление инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной системы”. [1]

Исходя из этой цели развития транспортной инфраструктуры проведем анализ транспортной инфраструктуры города Санкт-Петербург.
К ним относятся:

1. Перегруженность автодорог в час-пик

2. Нехватка единиц общественного транспорта

3. Нехватка парковочных мест

4. Ненадлежащее качество работы дорожных служб (качество покрытия дорог и очистка дорог во время зимнего сезона). [4, с. 27-28]

Рис. 2. – Проблемы в транспортной инфраструктуре Санкт-Петербурга [4, с. 27–28]

Интересной частью транспортной инфраструктуры в Санкт-Петербурге стали перевозки по реке Неве. Речные перевозки связывают город с Ладожским озером и являются конечным отрезком волго-балтийского пути, который составляет основу перевозок водным путем.

Наземный транспорт в городе часто попадает в пробки, поэтому он не может заменить индивидуальный автомобильный транспорт. В Санкт-Петербурге действует кольцевая автомобильная дорога (КАД). Помимо этого, в городе существует: 5 линий метрополитена, 42 трамвайных пути, 44 маршрута троллейбуса, сеть железной дороги 383 маршрута.

Несмотря на большое количество наземного транспорта, основу транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга составляет метрополитен. Это наиболее удобный и надежный способ перемещения в большом городе, потому что там короткие интервалы движения (от 2 минут) и быстрое перемещение без заторов, которые часто происходят с наземным общественным транспортом.

Рассмотрим основные показатели деятельности организаций транспорта Санкт-Петербурга за 2022 год.

Таблица 1 - основные показатели деятельности организаций транспорта Санкт-Петербурга в 2022 году

Показатель

Всего

В % к 2021 году

Оказано услуг (в действующих ценах без НДС), млрд. Руб.

1357,7

124,3

Доля убыточных организаций, %

29,2

-

Сумма убытка, млрд. Руб.

15,7

2,8 р.

Источник: составлено авторами по данным [8]

Таблица 2 - перевозки пассажиров организациями автомобильного транспорта Санкт-Петербурга в 2022 году

Всего

В % к 2021

Перевезено пассажиров, млн. Человек

529,5

112,8

Пассажирооборот, млн. Пассажиров

3605,4

127,2

Источник: составлено авторами по данным [8]

По данным можно заметить, что транспортная инфраструктура в Санкт-Петербурге сильно загружена, перевозит большое количество пассажиров и увеличивает количество оказанных транспортных услуг. Однако растет сумма убытков и убыточных организаций по сравнению с предыдущим годом.

По данным с официального сайта комитета по транспорту за первую половину 2023 года общественным городским транспортом было перевезено более 800 млн. Пассажиров (327,4 млн. - метрополитен, 124,9 - трамваи и троллейбусы, 156 млн. - автобусы, 205,4 млн. - негосударственные перевозчики) было выполнено более 99% плана по объемам транспортной работы. [6]

На развитие региона оказывает влияние транспортная инфраструктура и много других факторов: географические, климатические, экологические, социальные. В контексте нашей темы необходимо рассмотреть влияние транспортной инфраструктуры на развитие региона. Развитие любого региона с протяженными территориями невозможно без слаженной транспортной инфраструктуры, без нее невозможна хорошая связь между разными регионами. [12, с. 25]

В Санкт-Петербурге, как упоминалось выше, действует 7 портов и 1 аэропорт. Это делает город важным транспортно-распределительным центром для перевозки грузов международного значения, поэтому город становится более привлекательным для других стран и регионов РФ по логистике товаров и развития туризма.

Действительно, развитая транспортная инфраструктура вокруг Санкт-Петербурга и внутри него поможет развитию туризма внутри города, потому что иногородним гражданам будет удобно перемещаться и они будут больше приезжать, что уже будет влиять на экономику региона.

Помимо туризма, Санкт-Петербург является крупным экспортером в дружественные страны. В городе работают более 6 тысяч экспортеров, поэтому за первые полгода 2023 экспорт из Санкт-Петербурга в дружественные страны вырос на 88%. Если будет развитая транспортная инфраструктура, городу можно будет еще больше наращивать внешнюю торговлю с другими странами, что будет способствовать развитию города. [5]

Рассмотрев текущее состояние транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, необходимо рассмотреть также перспективы развития транспортной сети Санкт-Петербурга.

Главной целью развития транспортной инфраструктуры должно оставаться обеспечение эффективности, доступности и безопасности работы транспортной сети города. Транспортная сеть обязательно должна отвечать потребностям жителей города и быть безопасной для перемещения по ней.

В условиях жизни в большом городе возникает необходимость быстрого перемещения, это в Санкт-Петербурге могут удовлетворить Западный скоростной диаметр (ЗСД) и Кольцевая автомобильная дорога (КАД). ЗСД – это платная дорога, которая позволяет пересекать Санкт-Петербург за 20 минут без пробок. Данные дороги должны быть опорной сетью транспортной инфраструктуры большого города.

В связи с тем, что Санкт-Петербург имеет выход к Финскому заливу и внутри него протекает большое количество каналов, необходимо развивать систему водного транспорта для пассажиров на пути к Кронштадту.

Также необходимо развивать движение общественного транспорта, сокращать интервалы между прибытием транспорта и увеличивать шаговую доступность станций метрополитена.

Таким образом, при развитии транспортной инфраструктуры города очень важно учесть ее единство, чтобы все виды наземного, подземного и других видов транспорта были связаны друг с другом. Очень важно построить транспортную инфраструктуру таким образом, чтобы из любого района города можно было добраться в любой другой район.

Библиографический список

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р: в редакции распоряжения правительства российской федерации от 11 июня 2014 г. № 1032-р]. - Москва. - 2014. - 71с.

2. Gritsenko, S. Logistical support for sustainable development of the region / S. Gritsenko, M. Drach // Intellectualization of logistics and supply chain management. – 2021. – no. 6(6). – p. 37-47. – DOI 10.46783/smart-SCM/2021-6-3. – EDN SLNFYT.

3. Абдальразек Я. Роль инфраструктуры в устойчивом социально экономическом развитии СЗФО // РЭиУ. - 2023. - №3 (75). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-infrastruktury-v-ustoychivom-sotsialno-ekonomicheskom-razvitii-szfo (дата обращения: 12.12.2023).

4. Барабкин Д. С. Перспективы развития транспортной системы в Санкт-Петербурге / Д. С. Барабкин, А. А. Айдарханов // Alfabuild. – 2018. - №1(3). – С. 24-32.

5. В первом полугодии объем экспорта петербургских компаний в дружественные страны вырос на 88% // URL: https://www.gov.spb.ru/press/governor/267364/

6. За первое полугодие 2023 года общественным транспортом Петербурга перевезено более 800 млн. пассажиров. // URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/news/263718/

7. Маньшин Р. В., Моисеева Е. М. Влияние инфраструктуры на размещение населения и развитие регионов России // Экономика региона. - 2022. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-infrastruktury-na-razmeschenie-naseleniya-i-razvitie-regionov-rossii (дата обращения: 12.12.2023).

8. Основные показатели деятельности организаций Санкт-Петербурга по транспортировке и хранению в январе-июне 2023 года // URL: https://78.rosstat.gov.ru/folder/29080

9. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга. Транспорт. [Электронный ресурс] // URL: https://www.gov.spb.ru/helper/day/transport/

10. Смирнов А. Ю. Анализ развития транспортной системы Санкт-Петербурга // Мир новой экономики. - 2021. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-razvitiya-transportnoy-sistemy-sankt-peterburga (дата обращения: 12.12.2023).

11. Ускова Т. В. транспортная инфраструктура как фактор развития территорий и связанности экономического пространства // проблемы развития территории. - 2021. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnaya-infrastruktura-kak-faktor-razvitiya-territoriy-i-svyazannosti-ekonomicheskogo-prostranstva .

12. Шкурина, Л. В. Теоретические аспекты развития транспортной инфраструктуры для обеспечения устойчивого экономического роста регионов / л. В. Шкурина, е. К. Ли // транспортное дело России. – 2023. – № 4. – с. 25-27. – DOI 10.52375/20728689_2023_4_25. – EDN FIYRKR.