Найти тему
Moscow Meltdown

Рецензия: NO-MAN - Swagger (2024)

Автор: Николай Чувиков

Ах, да, "Swagger" - редкая и интригующая кассетная демка от No-Man - совместного проекта Тима Баунесса (как раз-таки известен миру по этой уникальной группе, но также может похвастаться знатным сольным творчеством и участием в таких коллективах как Memories Of Machines, Postcards From Space, Plenty, Slow Electric, Always The Stranger и т.д.) и Стивена Уилсона (Porcupine Tree, Blackfield, Storm Corrosion, Continuum, Bass Communion... список можно долго продолжать, а ещё нельзя забывать про то, что нынче он считается самой видной личностью в мире прогрессивного рока). Если уж так говорить, то No-Man появилась на год раньше чем прославленная на весь свет Porcupine Tree, а сам Уилсон часто называет её своей "первой настоящей группой". Правда, на момент 1986 года коллектив носил другое название, No Man Is An Island, и играл совсем другую музыку.

Хотя, не будем забывать про то, что такое понятие как "жанр" очень слабо относится к No-Man. На протяжении своей дискографии группа играла то гипнотический дрим-поп ("Loveblows & Lovecries – A Confession"), то стильный трип-хоп ("Flowermouth), то изобретательный арт-рок ("Wild Opera"), то полноценный нео-прог ("Schoolyard Ghosts"), то даже экспериментальную электронику ("Love You To Bits"). Так что нет ничего удивительного, что и на своих первых демках музыканты играли отличную от своего основного творчества музыку.

Говоря о "Swagger", Стивен Уилсон не раз утверждал, что на тот момент No-Man находились в своеобразном "переходном периоде", не решаясь сделать шаг в сторону экспериментальной музыки и стараясь записать синтипоп-хит. Во время моего посещения концерта No-Man в Кёльне (ох, это был 2010 год...) Стивен прямо со сцены заявил, что в конце восьмидесятых они с Тимом мечтали записать новый прог-поп-хит в духе Asia, и именно поэтому ранние песни дуэта были "коммерчески привлекательными". Честно говоря, я в этом не особенно уверен, ибо ознакомление с демкой "Swagger" как раз-таки убеждает меня в обратном - да, эта запись пропитана духом синтипопа и нью-уэйва, но в ней также можно найти богатый пласт неординарных аранжировок и сложные меланхоличные мелодии, требующие от слушателя своеобразной музыкальной подготовки.

Как бы там ни было, но до настоящего времени демо "Swagger" было недоступно массовому слушателю, а посему нельзя не порадоваться её переизданию 2024 года. Альбом был перевыпущен вместе с релизом бокс-сета "Housekeeping: The OLI Years", и включает в себя не только оригинальную демку, но и три песни, записанные No-Man в период с 1989 по 1990 годы в личной студии Уилсона. Так что если вы любите творчество Тима Баунесса или Стивена Уилсона, то этот релиз просто обязателен к ознакомлению.

Что касается песенного материала, то тут есть чему порадоваться и что покритиковать. "Flowermouth" (не имеет никакого отношения к альбому 1994 года с таким же названием; если уж так говорить, то в итоге эта песня была переработана в "Lovecry" с лонгплея "Loveblows & Lovecries – A Confession" - как говорится, запутаться и не распутаться) радует своим осенним меланхолическим настроением, "Life Is Elsewhere" (исходно написана Тимом для его прошлой группы Plenty) завораживает своими олдскульными аранжировками и гипнотическими ритмами, а "Bleed" цепляет очевидным подражанием модному в то время нью-уэйву и романтичной скрипичной партией. "Learn To Fear" тоже интересна для прослушивания, так как именно здесь можно услышать ту группу, что потом прославится на весь мир своим неординарным подходом к написанию музыки и аранжировкам. Правда, нельзя не отметить, что вокал Тима Баунесса ещё не окреп и зачастую он звучит как любитель. Серьёзно, некоторые его маньеризмы, особенно когда он эмоционально распаляется, звучат даже комично. В другие же моменты начинается казаться, что он подражает вокалистам ранних пост-хардкор-групп, а это... скажем мягко, не есть хорошо.

-2

Оставшиеся три трека, "See No Angels", "Sit Silent" и "Swirl", также чрезвычайно интересны и демонстрируют нам поступательную эволюцию группы. Временами кажется, что No-Man образца 1989 года не хватало чувства мелодии, но вот аранжировки просто волшебны - особенно когда в игру включается скрипка.

"Swagger". На самом деле я рад каждому релизу от No-Man, и этот не является исключением, даже если я считаю, что золотой период группы начался с момента выпуска "Flowermouth". Стивен Уилсон и Тим Баунесс - одни из наиболее видных и талантливых представителей современного интеллектуального рока, а посему искренне интересно наблюдать за началом их карьеры и их самыми ранними идеями и наработками. Если уж так говорить, то "Swagger" кажется мне гораздо более интересной записью, чем их дебютник 1993 года...

__________________________________________________________________________________________
Понравилась рецензия? - а я ещё и книги пишу!

-3

НОВЫЙ ТИРАЖ романа "Сквозь Бесконечность, акт 1: Эра Отверженных" наконец поступил в магазины:

Черновик моей новой книги, "Безымянный", уже доступен для прочтения ТУТ.

__________________________________________________________________________________________

#noman #swagger #artpop #synthpop #artrock #Англия