Нового наступления России через северо-восточную границу Украины ожидали месяцами — и все же оно удивило украинских солдат, размещенных там, пишет американская The Washington Post.
125-я бригада территориальной обороны Украины, растянутая вдоль примерно 45-километрового участка границы Харьковской области с Россией, использовала разведывательные беспилотники для ежедневного наблюдения за тем, как Москва неуклонно наращивает силы для возможного нападения. Но в то утро, когда это произошло, 10 мая, бригада потеряла все свои видеопотоки из-за российских электронных помех.
Ее устройства Starlink — спутниковый интернет, на который украинские военные полагаются для базовой связи, — вышли из строя. Впервые с момента начала СВО России в феврале 2022 года он был полностью отключен для них.
“В определенный момент мы остались совершенно слепыми”, — сказал командир подразделения беспилотников в бригаде. The Post согласилась идентифицировать его по позывному "Артист" в соответствии с украинским военным протоколом.
“Это была самая большая проблема, мы не видели, как они двигались, мы работали только по радио или телефонам, где они еще действовали”, — сказал Артист, 53-летний сержант. Записи с беспилотника, по его словам, “просто исчезли”.
В течение нескольких дней русские захватили — во второй раз — около 130 квадратных километров территории вдоль границы, воспользовавшись моментом особой уязвимости украинских военных.
Пакет помощи США, включающий финансирование ценных боеприпасов для артиллерии и противовоздушной обороны, застопорился в Конгрессе более чем на 6 месяцев, прежде чем был одобрен в апреле, в результате чего силы на линии фронта часто не могли отстреливаться, когда их позиции подвергались обстрелам.
Между тем, несмотря на то, что военнослужащие месяцами жаловались на нехватку личного состава и крайнюю усталость войск, которые воюют уже более двух лет, правительство в Киеве не спешит наращивать мобилизацию, в результате чего на некоторых участках фронта критически не хватает личного состава.
Но успехи России на поле боя в последние дни были не только результатом недостатков Украины.
Украинские военные неохотно признают, что их враг стал умнее и адаптировался, особенно благодаря технологическим достижениям, таким как радиоэлектронная борьба — резкий контраст с первым годом СВО, когда собственные ошибки России и её чрезмерная самоуверенность позволили украинцам удержать ключевые города, а затем освободить большие участки территории в ходе успешных контрнаступлений.
Новые успехи России в Харьковской и в соседней Донецкой областях вызвали вопросы о жизнеспособности обороны Украины — не только в том случае, если Киев сможет выполнить свое обещание изгнать всех захватчиков, но и в том случае, если Россия вскоре одолеет украинские силы и захватит ещё больше территории.
Последнее наступление на харьковской границе вынудило Украину перенаправить часть резервов на север, что потенциально поставило под угрозу другие позиции.
Даже наблюдая за тем, как русские наращивают силы, Артист, командир беспилотников 125-й бригады, сказал, что украинцы в значительной степени неспособны построить те укрепленные линии обороны, на которые сейчас обращают внимание правительство и военное командование.
Собственная многослойная сеть русских укреплений из противотанковых пирамидальных блоков «зубы дракона», мин и бетонированных траншей оказалась эффективной против разочаровывающего юго-восточного контрнаступления Украины прошлым летом.
Президент Украины Владимир Зеленский в апреле даже посетил границу с Харьковом, чтобы осмотреть якобы недавно усиленную оборону. Но Артист и другие солдаты заявили, что каждый раз, когда дислоцированные здесь подразделения пытались построить укрепленные линии, русские, используя свои собственные разведывательные дроны, отслеживали их деятельность и открывали по ним огонь.
Требовались экскаваторы и другое инженерное оборудование, но их не привезли, поскольку русские могли легко их уничтожить.
Украинские солдаты заявили, что, особенно учитывая отставание американской помощи, им не хватает средств для ответного огня и времени для создания более сильной обороны. Белый дом также запретил украинцам использовать предоставленное США оружие для нанесения ударов в глубине России, несмотря на то, что русские стреляли по ним из-за границы.
Артист рассказал, что солдаты его подразделения копали лопатами по ночам. «Мы пытались сделать всё, что могли, но это не то же самое, что с помощью тяжелой строительной техники, — сказал он. — Поскольку почва здесь очень тяжелая, её могут копать только машины, а также нужна техника, которая может устанавливать бетонные укрепления. Мы не смогли этого сделать вручную. Боеприпасы, артиллерия могли нас защитить... В такие моменты люди могли бы работать. Но, к сожалению, мы многое потратили. Более полугода было потрачено впустую, потому что мы не смогли этого сделать».
Россия умело выбирала точки атаки, перемещаясь между реками, которые можно было использовать в качестве естественного укрытия.
Нападение на Волчанск, небольшой город, который российские войска уже практически взяли, может дать России возможность продвинуться к Купянску, городу, отбитому украинскими войсками в сентябре 2022 года. Второй фланг атаки, направленный на село Липцы, может придвинуть силы Москвы к зоне досягаемости для обстрела Харькова, второго по величине города Украины.
Около 8000 мирных жителей были эвакуированы — волна перемещения, не наблюдавшаяся с первых дней СВО.
Масштаб и цель нового наступления России на Харьков остаются неясными, но эксперты говорят, что на данном этапе захват Харькова недостижим, отчасти из-за нехватки собственных солдат у России. Россия увеличила набор контрактников и значительно увеличила вступительные бонусы для мужчин, желающих воевать — почти до 10 000 долларов в некоторых регионах, что примерно в 15 раз превышает среднюю зарплату.
«Россия назвала это ограниченным вторжением в «буферную зону», а не попыткой одновременно захватить весю Харьковскую область, — сказала Дара Массикот, старший научный сотрудник программы «Россия и Евразия» Фонда Карнеги для международных организаций. — Однако это может быть первым этапом более масштабного долгосрочного плана».
Буферная зона призвана защитить граничащую с Харьковской Белгородскую область России от повторных ударов Украины. Это один из немногих регионов России, где жители ощущают постоянное и прямое воздействие войны.
Выступая сегодня в Китае во время государственного визита, президент России Владимир Путин заявил, что операция была направлена только на создание буферной зоны для защиты Белгорода после неоднократных нападений на город. «Что касается Харькова, то на сегодняшний день таких планов нет».
Российские войска, сражающиеся в Харьковской области, похоже, набираются из новых подразделений, которые были обучены или восстановлены внутри России, сказала Массикот, добавив, что приоритетом России остается захват Донецкой области. Примечательно, что Москва не вывела войска из Донецка для поддержки нового наступления на Харьковщину, сказала она.
Однако для отражения штурма Харькова Украине пришлось отправить подкрепление из Донецкой и Луганской областей. Одна из перенаправленных бригад — «Хартия» Нацгвардии — теперь имеет подразделения на границе.
Военное командование Украины утверждает, что ситуация в Харьковской области стабилизировалась. Но в своем сообщении в социальных сетях в четверг Зеленский назвал это положение «чрезвычайно трудным».
Командир «Хартии» полковник Игорь Оболенский сообщил, что в среду российские войска шесть раз пытались штурмовать позиции его солдат. «Это только на одном участке», — сказал он.
Применяя тактику, аналогичную той, которую российские войска использовали при захвате украинского города Бахмут в прошлом году, группы пехоты атаковали волнами. Но сейчас в группах более 15 солдат, сказал Оболенский, — в два раза больше, чем в Бахмуте.
«Раньше они ходили и растягивались, по три человека, и совершали небольшие атаки, — сказал он. — Сейчас они добиваются больших успехов. По двадцать человек в каждой пытаются подбежать и бросить гранаты».
Русские также сбрасывают планирующие бомбы, иногда весом в полтонны, каждые 15-20 минут, сообщил командир разведывательного подразделения в «Хартии», которого The Post идентифицирует по позывному «Навигатор». В отличие от ракет, эти бомбы не могут быть перехвачены средствами ПВО после их сброса с российских самолетов. Это одна из причин, по которой украинцы просят предоставить истребители F-16, которые смогут бросить вызов наступающим бомбардировщикам.
Частые авиаудары означают, что украинским силам приходится постоянно менять свои позиции как минимум на 300 метров, иногда несколько раз в день. Если их заметят, за ними обязательно последует бомба. Навигатор сообщил, что перед нанесением удара над районом пролетит российский беспилотник с возможностями радиоэлектронной борьбы, чтобы нарушить связь.
«Я думаю, они попытаются пробраться сюда как можно дальше, пока их не остановят, — сказал Навигатор. — А если и закрепятся, то с бетонными укреплениями. А по нашему опыту мы знаем, что у них это неплохо получается. Они очень быстро выстраивают свои линии обороны, поэтому мы сделаем все возможное, чтобы им помешать».
© Перевод с английского Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».