К современному образовательному процессу активно подключаются цифровые решения. Все они призваны служить дополнением традиционного, живого обучения. Мы решили выяснить, как к этому относятся родители школьников.
В чем выражается цифровизация образовательного процесса?
Например, сегодня в российских школах уже применяется государственная информационная система (ГИС) «Моя школа». С помощью нее можно проверять домашние задания детей, следить за их оценками и успеваемостью, видеть их сильные и слабые стороны в школе, заказывать школьные завтраки и обеды.
На занятиях педагоги, а вне школы и ученики могут использовать ресурсы образовательных платформ, чтобы исследовать дополнительные источники информации. Для школьников возможность самостоятельно подать заявку на участие в образовательных мероприятиях и олимпиадах, записаться на дополнительные уроки позволяет сэкономить время на решение организационных задач и посвятить его учебе и увлечениям.
Что думают родители?
Папа 13-летнего подростка Николай Родичев понимает, что внедрение цифровых решений влияет на профессию педагога:
Меняется пространство и логика всего образования. Есть инструментальная трансформация и системная трансформация. Это совсем разные вещи, их то и дело путают. Меняются модели, технологии, средства построения образовательного процесса. Появляетсяцифровое поколение, новый рынок цифровых технологий, связанных с образованием, новая педагогическая роль,или профессия, – цифровой методист. Наконец, появляются новые направления научных исследований, которых всегда не хватает для понимания того, что происходит.
Это мнение поддерживает и Дмитрий Селезнев, папа из Саратовской области:
Относительно вопроса цифровизации в школах стоит разделять то, что касается непосредственно образовательного процесса, и то, что относится к обслуживанию смежных процессов.
Образовательные ресурсы и платформы используются для получения знаний, навыков, умений, развития абстрактного мышления.
Учетные информационные системы помогают сопровождать учеников, следить за их успеваемостью, вести учебные планы, приказы, воинский учет, учет документов об образовании и прочее.
А если учитывать связь между различными государственными информационными системами, то открываются достаточно широкие возможности по профориентации, трудоустройству, развитию талантов, корректировке и доработке в живом формате образовательных программ, поведения обучающегося.
Мама ученицы 11-го класса Ирина Борисова из Белгорода прекрасно знает, что значит использовать дистанционные технологии обучения, когда привычный живой контакт со школой ограничен, и рассказывает:
Цифровизация мира, даже вне условий ЧС, – это нормальное явление, которое позволяет получать образование и работать на престижных специальностях, находясь в любой точке земного шара. Поэтому этот опыт обязан быть у детей, преподавателей и родителей учащихся.
Нужно внедрять специальную дисциплину – навыки онлайн-обучения, знать особенности работы с разными образовательными онлайн-платформами и развивать не только учебный онлайн-процесс, но и умение социализироваться через онлайн-занятия. Это как минимум позволяет уравнять в правах детей с ОВЗ и детей с основной группой здоровья.
А что, если все цифровые технологии будут отменены? Как изменится наш мир тогда?
Пока мы чертим детали сложных машин и станков на кульмане, приверженцы технологий без особых усилий будут пожинать плоды автоматизированного проектирования нейронными сетями и искусственным интеллектом, – считает Дмитрий. – Пока наши дети будут искать информацию в библиотеке, разбираясь в растущих в геометрической прогрессии объемах информации, приверженцы технологий будут находить любую информацию по одному голосовому упоминанию ключевых слов интересующего раздела. Пока наши работники будут пахать землю плугом, привязанным к старой доброй лошадке, приверженцы технологий будут контролировать полный цикл автоматического производства продуктов питания.
Важно понимать, что цифровизация, в том числе и в школе, вовсе не призывает нас забыть о традициях земледелия или животноводства, отринуть классические методики образования, разорвать нить эмоционального общения учителя и ученика и пересесть на диван с телефоном в руках. Как и любые другие инструменты для создания комфортной жизни, цифровые технологии должны служить, а не порабощать. Поэтому наравне с ГИС «Моя школа» в образовательном процессе сегодня используются адаптированные федеральные образовательные программы.
На что жалуются родители, когда разговор заходит о цифровизации?
Внедрение цифровой системы – сложный процесс, и это означает, что цифровое решение не сразу будет работать корректно.
А иногда из-за с учебной нагрузки учителя не успевают вовремя выкладывать в электронные дневники домашние задания. Время от времени с перебоями работают различные сервисы, а выдача ссылок на электронные ресурсы не всегда учитывает их доступность для всех. Кроме того, в некоторых населенных пунктах по-прежнему нет стабильного интернета и не все ученикимогут пользоваться тем, что дает цифровизация.
При этом важно понимать: все эти минусы – повод запастись терпением на пути к идеальной модели, когда цифровые решения будут повсеместно служить подспорьем в образовании, способом сэкономить время на организационные процессы, и перенаправить все силы на само обучение!