Найти в Дзене
Школьный двор

Не будем портить аттестат? Как натягивают отметки в школе

Оглавление
Иллюстрация от Fusion Brain.
Иллюстрация от Fusion Brain.

Схема, когда отличникам и хорошистам отметки по отдельным предметам натягивают искусственно, практикуется давно. Подобные ситуации помнит даже моя мама. Чаще всего учителя стараются не испортить аттестат отличникам. Количество отличников в выпуске указывает на качество обучения в отдельно взятой школе. И между образовательными учреждениями часто идет негласное соревнование.

Ситуации с оценками могут быть разные. Не вижу ничего зазорного в том, чтобы дать сильному ученику возможность исправить отметку. Ребенок может подготовиться дополнительно, ответить на уроке, набрать недостающие баллы. Менее приятно, когда отметка просто завышается с учетом заслуг ученика по другим предметам.

Я закончила среднюю школу в 1989 году. В 9 классе у нас был экзамен по истории. История была моим любимым предметом, знала я намного больше школьной программы. По билету ответила безупречно, получила массу дополнительных вопросов по событиям 1905 года. Учительница у нас была злопамятная и принципиальная. Все равно поставила мне «четверку». Отомстила за то, что я забыла явиться на экскурсию по ее музею Боевой Славы в качестве экскурсовода. Пока я готовилась к ответу, эта самая учительница принимала экзамен у моей одноклассницы. Девочка претендовала на серебряную медаль. Отвечала слабо, но получила «пятерку». Вот вам и принципиальный учитель. Не высказать словами, как мне было обидно. «Четверка» по истории общую картину успеваемости мне не портила. Отличницей я была только в начальных классах, затем по многим предметам училась просто хорошо. Но эта «четверка» была своего рода унижением, поскольку предмет я знала лучше всех в классе. На прощание мне тогда было сказано, что на будущий год не нужно забывать о просьбах педагога. Дано задание провести экскурсию, значит, надо провести. В тот момент я поняла, что учиться дальше я буду в другой школе. Так оно и вышло.

За полгода до окончания 9 класса в другую школу перешла моя самая близкая подруга. Вот она была истинной отличницей. Имела заслуженные «пятерки» по всем предметам за исключением физкультуры. На уроках физкультуры она старалась как могла. Я от этих уроков была освобождена, проводила время в зале на скамейке. Помню мучения подруги с «козлом», через которого она не могла перепрыгнуть. Подходила раз за разом, но не получалось. Из-за этого в полугодии ей светила единственная «четверка». На педсовете на учителя было оказано давление, отметку она натянула. А потом в раздевалке при всех девочках состоялся очень неприятный разговор о том, что у некоторых отличниц отметки незаслуженные. На следующий день моя подруга уже училась в другой школе. Ее приняли с распростертыми объятиями без лишних разговоров. Документально перевод оформили через несколько дней. В нашем классе все сошлись во мнении, что учительница была не права. Успехи на уроках физкультуры напрямую зависят то индивидуальных особенностей человека. Не всем дано быть чемпионами.

Как реагируют одноклассники на то, что некоторым отличникам натягивают отметки?

Одноклассники прекрасно понимают, у кого отметки натянуты. И реагируют на это по-разному.

В прошлом году в нашем городе отдельно провели мероприятие для выпускников начальной школы. Почетные грамоты вручили отличникам и тем, кто добился особых успехов в спорте. Моего сына тоже пригласили и наградили за спорт. На этапе отбора я предоставила в школу солидное портфолио ребенка. Из его класса выбрали еще двоих: мальчика спортсмена и девочку отличницу. После награждения этот мальчик спортсмен высказал отличнице, что свою награду она не заслужила. Мол, зубрила, а отметки натянутые. Отмечу, что он озвучил общее мнение.

Все ли учителя готовы натягивать отметки отличникам?

Все индивидуально. Ситуация с экзаменом по истории заставила меня сделать вывод, что даже самые принципиальные педагоги могут в исключительных случаях поставить незаслуженную «пятерку». Многое зависит от позиции директора конкретной школы.

Уверена, что знания важнее отметок. Естественно, обидно, когда одна оценка портит всю картину. Обычно учителя относятся с пониманием. Сейчас существует электронный дневник. С ним очень удобно контролировать успеваемость ребенка. В отдельной графе указан средний балл по каждому предмету. Можно постараться, поработать на уроке, исправить положение самостоятельно.

Видела в сети ролик из лицея №40 города Санкт-Петербурга, записанный прошлым летом. На записи видно, как выясняют отношения учительница и мама выпускницы, получившей в аттестат единственную «тройку». Полагаю, что это финал затяжного конфликта. Подобные методы выяснения отношений не одобряю.

Оценки отличникам и хорошистам натягивали всегда. Это касается и итогов четверти, и аттестатов. Для кого-то возможность исправить единственную в четверти «тройку» является стимулом для хорошей учебы. Это как аванс, указывающий на доверие учителя. Но такой метод нельзя применить ко всем. Кто-то имеет конечной целью именно оценки, добивается желаемого любой ценой. И тогда подключаются родители, которые ходят в школу, просят, пытаются договориться, устраивают скандалы.

Если практика завышения отметок в учебном заведении носит массовый характер, то процесс обучения теряет свою значимость и ценность.

Полагаю, что иногда есть необходимость немного завысить отметку, чтобы не портить общую картину. Но это явление не должно носить массовый характер.

Спасибо, что потратили время на чтение! Подпишитесь, чтобы видеть новые публикации в ленте!