"Дедвуд", первый сезон которого вышел в 2004-м году, признан современной классикой и одним из ключевых моментов в становлении нынешнего облика качественного сериала.
Престижные мини-сериалы начали снимать еще в 80-х, я писал об одном из них - "Сегуне" (1980). В новом веке сериальный формат окончательно сформировался благодаря таким эпохальным проектам, как "Сопрано" (The Sopranos, 1999-2007), "Подпольной империи" (Boardwalk Empire, 2010-14), "Во все тяжкие" (Breaking Bad, 2008-13), "Игре престолов" (Game of Thrones, 2011-19) и многим многим другим. Сериалы прошли огромный путь от "мыла" для домохозяек до высокобюджетных художественных лент, которые по качеству постановки, актёрскому составу, драматургической проработке могут состязаться с "большим" кино, а иногда и выигрывать у него.
"Дедвуд" (Deadwood, 2004-2006, Deadwood: the Movie, 2018) считается одним из главных проектов начала 2000-х, он награжден многими престижными наградами, включая Emmy и Golden Globe, и неизменно присутствует в топ-списках лучших сериалов всех времен. Давайте навестим теле-городок Дедвуд двадцать лет спустя его появления на голубых экранах.
Три сезона и полнометражный фильм-заключение - это огромное количество персонажей, судеб, сюжетных линий и поворотов. Анализировать события 36 серий бессмысленно, да и невозможно в рамках одной публикации. Поэтому остановлюсь на общих моментах, характерных для сериала, чтобы передать впечатление от "Дедвуда" в целом.
Из внушительного актерского ансамбля выделю двух главных исполнителей. Иэн Макшейн играет владельца местного салуна Эла Сверенджена, а Тимоти Олифант - шерифа и по совместительству торговца-предпринимателя Сета Буллока. Обоим актерам удалось создать яркие и неоднозначные образы, в которых органично переплетается добро и зло. Вокруг этих выразительных героев так или иначе закручены все события "Дедвуда". Оба персонажа присутствуют от начала и до финала, и происходящее видится сквозь призму их восприятия. Начав ярыми антагонистами, они не сразу приходят к своеобразному взаимоуважению. Их непростые отношения переплетаются со всеми интригами, драмами и трагедиями беспокойного городка.
Реальный Дэдвуд возник как лагерь золотоискателей в Южной Дакоте и постепенно разросся до размера провинциального города. Сериал "Дедвуд" - типичный ревизионистский вестерн (revisionist Western). Любители и знатоки жанра наверняка замечают разницу между классическими лентами "золотого века" Голливуда и современным вестерном. Приглаженный морализаторский жанр, в котором почти всегда торжествовали ценности американского образа жизни, где-то с начала 70-х все чаще изображал не идеализированную картинку с благородными героями и благодетельными женщинами, а Дикий Запад, "каким он был". Бескрайние потрясающе красивые пейзажи, ковбоев в шейных платках, чистенькие городки переселенцев сменили унылые серые небеса, грязь, насилие, беспредел, которые сопровождали покорение Запада.
"Дедвуд" невообразим на телеэкранах США былых времен, его трактовка жизни американской глубинки 1876-го вызвала бы ужас у благообразной аудитории "одноэтажной Америки". Кино-вестерн подвергся "ревизии" еще в 70-х, в новом веке "ревизионизм" добрался и до телевидения.
Дедвуд буквально переводится как "сухостой", романтичнее - мертвый лес. Дедвуд из сериала более чем отвечает такому названию. Пусть ярко светит летнее солнце, а под ногами жителей Дедвуда неизменно чавкает грязь. Лужи и слякоть, похоже, никогда не успевают засохнуть.
Авторы не жалеют "густых мазков" при создании своего полотна. Улицы городка щедро наполняются выразительными деталями, например, в объектив камеры часто попадаются натуралистически показанные мертвые животные - забитая для продажи птица, разделанные туши на крюках, засиженные мухами куски мяса на лотках. Дикий Запад как он есть... то есть был. Так что предупрежу слишком чувствительного зрителя - возможно, "Дедвуд" для вас не будет лучшим выбором для "приятного" просмотра.
Подчас кажется, что "Дедвуд" смакует подобные моменты. Гнилые зубы, проблемная кожа, давно не мытые люди, пятна пота, грязная одежда, запах которой как будто доносится прямо с экрана, кровавые рубцы и синяки на лицах избитых людей - такие подробности непременно идут крупным планом.
Большая часть женских персонажей "Дедвуда" - проститутки. Сериал изобилует соответствующими сценами, кадры из которых я по понятным причинам выложить не могу. Снова должен предупредить чувствительных зрителей. Секс в "Дедвуде" за редким исключением снят грубо и грязно, в духе тогдашнего отношения к женщинам со стороны сброда, который посещает местные салуны и притоны. Не ждите "Эммануэли" - на Диком Западе все выглядит не совсем так. Предупреждаю: грязное исподнее обнажающихся золотоискателей может надолго отбить романтические мысли.
Особая статья - бесконечные ругательства. Я смотрел сериал на английском и был поражен обилием сквернословия, будучи сам изрядным матерщинником. Любителям экзотики могу порекомендовать "нецензурный" вариант дубляжа, несколько минут которого произвели неизгладимое впечатление даже на меня. Все-таки русская брань куда богаче скудного лексикона американцев.
Отдельная тема - насилие на экране. "Дедвуд" - вестерн, однако привычных для жанра action-сцен вы не увидите. Ни эффектных погонь и перестрелок, ни драк в салуне, ни каскадерских подвигов. Зато хватает натуралистически снятых убийств и избиений. Ревизионистский вестерн традиционно лишен внешней броскости. Убийство происходит не "красиво", как в кино, а как в жизни - грязно и кроваво. Избиения и драки сняты так, чтобы зритель не восторгался "хореографией", а чуть ли не физически чувствовал боль.
В "Дедвуде" рекордное потребление алкоголя. У героя Иэна Макшейна вряд ли найдется хотя бы несколько эпизодов, где он не прикладывается к виски в больших количествах. Салуны конкурентов - самые важные места действия сериала, и виски там, разумеется, льется рекой. Пьют все, включая женщин, пьют помногу и бесхитростно: запрокинул голову, и рюмка пуста. Один из главных женских персонажей - Бедовая Джейн (Calamity Jane) за три сезона появляется трезвой разве что в паре-тройке сцен.
"Дедвуд" придерживается "реализма" не только на уровне исполнения. Интересно, что почти все главные персонажи - реальные люди. Более того, при написании сценария источниками вдохновения, прототипов, сюжетных линий, бытовых деталей послужили дневники жителей и газеты Дедвуда. Таким образом, "Дедвуд" - своеобразная хроника жизни города. Конечно, изрядно беллетризованная, но все-таки основанная на реальных событиях и действующих лицах. Этот факт тоже придает изрядную долю аутентичности происходящему на экране.
Однако у реалистичности есть потенциально слабая сторона, так как поневоле приходится жертвовать занимательностью и увлекательностью в пользу правды жизни. Поэтому тех, кто предпочитает вестерн приключенческого направления со стремительно развивающимся сюжетом и четкой интригой, "Дедвуд" может разочаровать. В сериале очень много времени уделено непростым личным отношениям героев, драматичным и даже откровенно мелодраматическим сюжетным линиям, развитию характеров, дотошному показу жизни городка, политическим и финансовым интригам.
Несмотря на локальную географию, "Дедвуд" - широкая и глубокая панорама американского Запада. Местные заправилы и приезжие акулы большого бизнеса, служители закона и преступники, золотоискатели и бандиты, продажные политиканы, крючкотворы-коррупционеры, китайцы и негры, благопристойные дамы и проститутки, провинциальные актеры и профессиональные стрелки-gunfighters, издатель местной газеты, первый телеграфист, агенты Пинкертона - кого только не покажут за три сезона.
Обязательно стоит сказать и о визуальном решении сериала. Съемки и цветокоррекция проведены так, чтобы в цветовой палитре преобладали оттенки бурого, охряного, коричневого и серого. Экранная "картинка" словно отражает цвет своей среды - земли, глины, грязи, дерева. Пилотную серию поставил известный голливудский мастер Уолтер Хилл, не удивительно, что знаменитый режиссер задал правильный вектор в визуализации мира Дикого Запада без романтизации и розовых очков.
"Дедвуд" и двадцать лет спустя, несомненно, остается значимым, крупным событием в мире сериалов. "Мир Дикого Запада" воссоздан авторами с дотошностью, достойной исключительного уважения. Декорации, реквизит, костюмы, оружие - материальная среда восхищает тщательной проработкой. В "Дедвуде" огромное количество действующих лиц - и при этом, на мой взгляд, даже в эпизодических ролях нет случайных исполнителей. Известные актеры, включая Кита Каррадайна, Брайана Кокса, Брэда Дурифа, Пауэрса Бута работают в слаженном ансамбле с менее знаменитыми коллегами.
Конечно, у кого-то может вызвать отторжение местами чрезмерная натуралистичность материала и в целом ревизионистский, "приземленный" подход к вестерну. Я сделал все, чтобы сразу предостеречь чувствительных зрителей - если вы, скажем, не можете видеть пристально показанный в одной серии выход камней из почек.... лучше не смотрите, поберегите нервы.
Если вас не пугает проза жизни, где высокое и низкое идут рука об руку, где любовь рифмуется с кровью, где рождение и смерть - две стороны одной медали, то при всем своем ревизионизме "Дедвуд" будет очень недурным выбором. Если вам нравятся вестерны в духе "Непрощенного" (Unforgiven, 1992) Клинта Иствуда, то вам "Дедвуд" рекомендую без колебаний.