Скоро закончится учебный год - первый учебный год нашего семейного классе.
Как дела в семейном классе в Радосвете? И что будет дальше?
Этот год подарил нам опыт - и успешный, и не очень. Что-то из задуманного воплотилось в реальности прекрасно, какие-то подходы хорошо работали только в планах и фантазиях, а на деле оказались несостоятельными. Мы провели за этот год с детьми три погружения - в окружающий мир, в математику и в русский язык. Между погружениями, на текущих занятиях, мы пробовали разные подходы и методы, в поисках того, что будет давать в нашей ситуации лучший результат. Раз в неделю дети ходили в поход в лес под руководством Николая Гладкова, где строили шалаши, готовили еду на костре и изучали природу.
Очень сложно дать какую-то оценку «успешности» нашему семейному классу. Да, дети поменялись за год и с точки зрения навыков, знаний, и с точки зрения зрелости личности. Но что из этого - результат естественного взросления и дозревания отделов мозга, а что - результат занятий? Очень сложно провести какую-то границу. Поэтому тут лучше спросить самих детей и их родителей, что они думают о наших погружениях и занятиях с точки зрения «образовательной». Могу сказать лишь, что дети на занятия приходят с радостью и наш семейный класс любят.
Про себя же, как учителя-наставника, мне рассказать гораздо проще. Этот учебный год, наполненный плотным взаимодействием с детьми, в чем то утвердил мои убеждения касательно педагогики, а в чём то раскрыл мне новые стороны в воспитании, обучении и общении с детьми.
Главное моё осознание, которое произошло за этот год - я не хочу работать в подходе, где ребенок считается коробочкой, в которую нужно положить некие знания - те знания, которые государство сочло обязательным для аттестации. Не хочу работать в подходе, где ребенку 11 лет школы отвечают на вопросы, которые он не задавал. Где учителя запихивают в ребенка информацию, которую кто-то из министерства образования счел жизненно важной - вроде строения жкт гидр или роли интерфиксов.
Второе моё осознание - это отличие в обучении насилия от усилия. Если ребенок что-то изучает, потому, что должен - это насилие, и оно отбивает интерес к познанию. Если изучает, потому что у него есть его собственная цель - это усилие, и оно выращивает волевые качества. (Это, кстати, не только с детьми и учебой, а вообще по жизни работает). Я с детьми через насилие работать не хочу. Через усилие - сложнее, но я учусь. И дисциплину, и усердие, я верю, можно выработать не только насильственным «ты должен, садись и делай», но и «у меня есть цель, и я регулярно прилагаю усилия, чтобы прийти к ней».
Третья важная вещь - в каждой организации есть некая центральная идея. То, что лежит в основе проекта. Бывают проекты, основанные на желании прибыли. Бывают проекты, основанные на желании власти. На страхе. На жажде свободы. На потребности самовыражения. В основе того семейного класса, в который я бы хотела водить своего ребенка, лежит любовь. Любовь к детям, любовь к жизни, любовь к познанию мира. Хочется создать такое место, где педагог общается с детьми через любовь.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий.
Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.»
Если учитель нервничает, пытается все контролировать строжится с детьми чрезмерно, дети это чувствуют и зажимаются. А для мозга - и детского, и взрослого, - безопасность приоритетнее познания. Если ребенок боится и нервничает, эффективность занятий значительно снижается.
Так что же тогда будет у нас в следующем учебном году?
Мы будем больше играть, творить руками, писать книги, читать вместе. Делиться друг с другом интересным и важным про мир и про жизнь, готовить вместе, ходить в походы.
Что, и всё? А как же хоть какая-то учёба?
Это и будет учебой. Игры, о которых идёт речь, направлены на развитие языкового и математического мышления.
В них поднимаются темы начальной школы по математике и русскому, и, конечно, затрагиваются окружающий мир и жизнь вообще.
В этих играх, в процессе диалога с ребенком, мы будем углубляться в разные темы, сферы, предметы познания, опираясь на внутренний мир самого ребенка.
А как же быть с аттестацией?
Наш класс - это центр поддержки семей на семейном образовании, и предполагается, что дети оформлены на домашнее обучение и сдают аттестации дистанционно.
Для тех родителей, кому принципиальна задача аттестации на отлично с идеальным усвоением всех тем, предусмотренных ФГОСами, есть несколько вариантов.
Первый - это не отдавать ребенка в наш семейный класс, а ездить в соседние населенные пункты - государственные школы есть и в хуторе Школьный, и в станице Варениковская. Многие семьи возят своих детей туда, и, вроде как, вполне довольны. Правда, это никак не гарантирует то самое «идеальное усвоение всех тем ФГОСов», но, по крайней мере, закрывает вопрос с аттестацией.
Второй вариант - это прикрепить ребенка к онлайн-школе, где тот будет изучать школьную программу дистанционно. И, соответственно, сдавать аттестацию онлайн.
И третий вариант - это самому контролировать изучение ребенком тех тем, которые проверяются на аттестации.
Какой вариант выберу я?
Мне без разницы, на какие оценки мои дети будут сдавать аттестации. Возраст начальной школы - это возможность в довольно свободной форме изучать мир. Играть, дружить, гулять, творить. Я убеждена, что если у ребенка развито мышление, освоить предмет - не проблема. Так что, на данный момент я вижу обучение своих детей таким: изучение предметов в игровой форме, развитие мышления, углубление по запросу ребенка в те темы, которые интересны именно ему, посредством книг, секций, кружков, фильмов, онлайн-курсов и так далее.
А каким вы видите обучение ваших детей?