Можете ли вы себе представить, чтобы пение танго служило поводом для драк? А такое случалось, и, похоже, не раз, хотя, конечно, как это бывает с любой необычной ситуацией, при пересказывании эту историю, возможно, сильно растиражировали. Те провокационные стихи, ставшие причиной конфликта, пел Альберто Кастийо, великолепный певец оркестра Рикардо Тантури, а танго называлось Asi se baila el tango - "Танго танцуют так".
Кем был Тантури и что такого особенного с его оркестром, помимо того, что свое название он перенял у команды игроков в поло (Los Indios)?
Хороший вопрос, если учесть, что существует множество вещей, которые явно не про Тантури. И первое - лирический оркестр - это точно не про него. Этот коллектив имеет сильный ясный ритм а ля Д'Арьенцо, но с меньшим числом вариаций. Рикардо Тантури руководит оркестром сидя за фортепиано ( вплоть до конца 1939 года - тогда в том же стиле играет Армандо Посадас), но никакой виртуозной игры ни у него, ни у кого из его музыкантов не наблюдается. Все очень просто. Пианино Тантури сильно и мужественно - он прямо-таки выбивает из его звуки! И если сравнивать с Д'Арьенцо, то секция бандонеонов не так энергична, вариационные вставки у Тантури коротки и исполняются в основном скрипками.
Возможно, из-за недостатка виртуозности, Тантури развил другие качества - качества, котороые приводят на ум Д'Агостино: определенную простоту и внимательное и уважительное отношение к мелодии. И это внимание к мелодии оберегает музыку Тантури от того, чтобы она стала скучной, даже в инструментальных композициях, количество которых он, явно, свел к минимуму. Тантури почти прекратил записывать инструментальное танго после 1941 года. Эти ранние инструментальные пьесы, подобные Arganaraz (Aquellas farras) может быть сложно найти на дисках, но они оптимистичны и волнующи.
Когда же речь заходит о композициях с вокалом, то с Тантури связывают имена двух легендарных певцов. Первый - Альберто Кастийо.
И вот, что рассказывают об их встрече.
Тантури был дантистом и работал в госпитале Альвеар. В 1941 году он играл на устроенном госпиталем балу и его коллеги сказали ему, что он должен услышать, как поет один юный студент-медик. Имя студента было - Альберто Кастийо. Тантури был впечатлен и студента законтрактовал.
Большой оригинал, Кастийо первый из всех прекрасных певцов, кто владел удивительной фразировкой. Его голос имел качество, которое называют канженге: уличный и дерзкий, применимо к мужскому голосу это означает наличие носового тон, этакой специфической гнусавости. То же самое мы можем сказать о самом знаменитом певце оркестра Д'Арьенцо Альберто Эчагве, но Кастийо имеет больше стиля и его фразировка невероятна. Он по-настоящему владеет искусством декламации.
Кроме всего прочего, Альберто Кастийо по природе своей был шоуменом. На сцене Кастийо представал образе мужественного, слегка развязного персонажа, появляясь в сверкающем пиджаке с широкими фалдами, всегда с платком в нагрудном кармане и расстегнутым воротником. Он всегда притягивал публику, как исполнитель, и общался с аудиторией усиленно жестикулируя, производя на обывателя особое впечатление.
Закончил учебу Кастийо в 1942 году и начал практику врача-гинеколога. Успех оркестра привел к тому, что он стал вести двойную жизнь: днем он Альберто Де Лука, гинеколог, а ночью певец танго - Альберто Кастийо. Однако, скоро пошел слух, что эти два человека - одно и то же лицо и случилось так, однажды Кастийо обнаружил свой врачебный кабинет полным женщин всех возрастов, желающих пройти обследование у врача. Он был вынужден оставить свою медицинскую практику и полностью посвятить себя пению танго.
1942 год оказался золотым для союза Тантури-Кастийо, именно в это время создаются их величайшие хиты. Одним таким был, уже упомянутый, Asi se baila el tango - "Танго танцуют так". В стихах превозносится и танго и те, кто его танцует - по крайней мере, хорошо танцует. Рассказывается как его надо танцевать, а также, как не следует этого делать. Кастийо представляет все это весьма цветисто, не оставляя слушателям сомнений в том, к какой именно группе они принадлежат - к тем, кто знает, или к тем, кто не знает:
"Что понимают те красавчики, прилизанные и разряженные,
Что понимают они в танго, в его ритмах?"
Стихи воспевают настоящих танцоров, одновременно высмеивая богатеньких мальчиков, называя их пустыми костюмами. Можете себе представить, какой эффект производили подобные речи, да и вредный характер Кастийо. Те, кто знал его при жизни, говорят, что он сопровождал свои слова жестами, передразнивая тех, кого высмеивали стихи. Некто даже описал это словами "сунуть ракету в тарелку со спагетти". Кастийо противопоставлял себя всем и вся.
Но для дела всякая слава хороша, и Тантури не возражал против случавшихся порой неприятностей, потому что песня была великим-великим хитом. До того, как Кастийо оставил оркестр, занявшись сольной деятельностью в мае 1943 года они записали 37 совместных номеров. Этот шаг оказался верным решением для обоих, хотя расставание было далеко не дружеским: Тантури предрек Кастийо смерть от голода. И ошибся.
Будучи шоуменом, Кастийо включил в свой репертуар кандомбе с негритянскими танцевальными постановками. Успех был огромен и Кастийо стал одним из самых знаменитых певцов своего времени. Его поклонники следовали за ним повсюду, как футбольные болельщики, и даже однажды перекрыли улицу перед театром, где шло его представление.
А Тантури был нужен новый певец. Немедленно. Он организовал прослушивания, в которых лишь единственный певец обладал характером и волей, чтобы не скатываться в подражание стилю Кастийо. Этого уругвайского юношу звали Энрике Тронконе, и работу он получил. Энрике выступал под сценическим псевдонимом Энрике Руис, но Тантури беспокоило то, что публика может спутать его с кем-нибудь из множества других певцов с фамилией Руис. Открыв телефонный справочник случайным образом он остановил выбор на имени Энрике Кампос.
Этап второй: Тантури-Кампос
Инстинкты Тантури оказались верны. Как до этого Кастийо, Кампос тоже обладал сильной индивидуальностью, но эта индивидуальность была совершенно иной. А это потребовало изменения направления игры всего оркестра, который, не будучи организован вокруг музыкантов-виртуозов и поэтому особенно зависел от певца.
Тантури поступил диаметрально противоположно тому, что сделал Д'Арьенцо, который примерно в то же время разбежался с Эктором Мауре, и вернулся к менее сложному стилю исполнения. Тантури встретил изменения, гостеприимно распахнув им объятия, и на свет явилось новое партнерство: Тантури-Кампос.
В Аргентине говорят, что пусть у Кастийо лучше голос, зато для танца лучше подходит Тантури-Кампос. Почему так говорят? Что такого нового Кампос принес в оркестр?
Год 1942: переломный момент.
К 1942 году прошло уже 6 лет с того момента, когда Д'Арьенцо взорвал танго-мир. Музыка танго стала сложнее, но не это главное, а то, что именно в 42м году произошли большие перемены: музыка стала замедляться. Это был год, когда Кало достиг успеха с Бероном, а Ди Сарли плодотворно сотрудничал с Подеста. Более медленый темп неизбежно означал, что ритм уступает свое первенство; становятся более важны мелодические аспекты. Можно воспринимать период 1936-1941, как время закладки ритмического фундамента Золотого века музыки танго. Хотя параллельно тому, другие подготавливают мелодическую надстройку. Новый 1941/1942 год - это переломный момент: начиная с 42го мелодия берет верх над ритмом.
Но, конечно, нельзя ни в коем случае, говорить, что мелодия и ритм вступают в конфликт, или, что мелодия лучше, чем ритм. Отнюдь. Ведь мелодия покоится на ритме точно так же, как тело поддерживается ногами.
В оркестре Тантури эти изменения олицетворяет Кампос. Тантури не стновится лирическим оркестром одномоментно, но перемены происходят. Текстура исполнения густеет, и хотя пока еще ритм явно присутствует, оркестр уже фокусируется на мелодии. Пусть фразировка Кампоса и совершенно отличается от фразировки Кастийо, но он точно также занят тем, как подавать текст, а не выпячиванием своих вокальных возможностей.
И оркестр занимает ту же позицию: никакой пиротехники. Все поставлено на службу музыке. Он звучит доверительно, без дерзости - он повзрослел. Кампос также щепетилен в выборе репертуара, большая часть которого уникальна, хотя он на самом деле выбирает тот же материал, что и Чанель с Пульезе.
Следует сказать, что перемены привели Тантури к триумфу. Может, он и потерял звезду, но новая комбинация оркестр-вокалист лучше соответствует времени, и успех оркестра продлен - результат 51 записанная композиция. Нынче сочетание Тантури-Кампос гораздо более популярно в среде танцоров, нежели Тантури с Кастийо. Коллектив демонстрирует качества, которые делают музыку такой подходящей для танцевания, например, в Una emocion и Oigo tu voz.
Если сравнивать новое звучание с ранними записями оркестра с Кастийо, то коллектив все еще обладает энергичным, мужественным звуком, но он уже не ограничен только фортепиано. Скрипки несут и выражают те же чувства, и вся ткань оркестра становится более густой. Кампос передает мелодию с сильным характером, но также несколько сдержанно. И общий эффект неожиданен - сочетание силы и скромности.
Оркестры тех дней вели богемную жизнь и в 1946 году, на пике своей славы Кампос бросил карьеру певца для того, чтобы больше времени проводить дома, в семье, ограничившись игрой на гитаре.
Сменивший его Роберто Видела поет хорошо, но далеко не так, как его предшественники. Однако реальная проблема заключается в небольших изменениях в музыке: Тантури изменил способ, каким он выполнял некоторые из своих синкопирований. Это начинается еще до ухода Кампоса. К примеру, в композиции Ivon 1945 года можно почувствовать пропущенную ноту во вступлении, под фортепианным соло. Вместо 1 и (пауза) 2, имеем (пробел) и (пауза) 2, как здесь:
Ну и в чем же проблема, разве это звучит не волнующе? Но беда в том, что такие вещи уж слишком внезапны, чересчур непредсказуемы. Обычно на первом счете оркестр выполняет arrastre, ускорение начинающееся прямо перед нотой и усиливает бит. Этим он дает вам понять, что происходит синкопирование. Без этого первого счета синкопирование выполняется без всякого предупреждения. Для танцора очень сложно уловить момент, когда оно возникает и он не в состоянии отреагировать на него. И это печально, потому что в остальном музыка остается чудесной. И в результате эти треки на милонгах слышатся очень редко.
Из книги Микаэля Лавоки Tango Stories: Musical Secrets
Уроки танго и милонги по средам и субботам в г. Алматы:
тел. +7 777 024 3846
мы в instagram - уроки танго в г. Алматы
мы в instagram - милонги в г. Алматы